Коррекционно-развивающая программа "Здравствуйте"; 1 класс
Разработка предназначена для работы с учениками первого класса общеобразовательной школы. Материал направлен на формирование у первоклассников коммуникативных универсальных учебных действий.
Фрагмент
Многие дети, даже те, которые имели опыт коллективного общения со сверстниками в детском саду, теряются, попав в школу. И это не удивительно, ведь каждому из них нужно время, чтобы привыкнуть к роли школьника, к учебе и к новому коллективу.
Ведущую роль в процессе адаптации к школе играет способность ребенка к взаимодействию с педагогами и сверстниками. В последние годы наибольшие трудности возникают у детей и учителей в формировании именно коммуникативных умений. В первую очередь, это связано с особенностями современных первоклассников:
- У детей большие различия паспортного и физиологического развития.
- Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
- У детей обширная информированность практически по любым вопросам, она совершенно бессистемна.
- У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
- Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
- У современных детей более слабое здоровье.
- Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. [3]
И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Причинами трудностей в межличностных отношениях первоклассников в адаптационный период являются:
- Неготовность к взаимодействию со сверстниками;
- Неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в больших группах;
- Плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с мало знакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними;
- Достаточно высокий уровень детской тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе. [13]
Учитывая, что внедрение ФГОС предполагает приоритет личностных результатов над предметными, особенно актуальной становится задача: формирование основ взаимодействия с педагогами и сверстниками. [10] Представленная программа создана для оказания помощи учителю со стороны психолога в решении данной задачи.
Программа предназначена для работы с учениками первого класса общеобразовательной школы. Группа формируется на основе добровольного согласия на участие детей в реализации программы со стороны родителей учащихся; формируется на базе класса.
- КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ
Цель:
Формирование у первоклассников коммуникативных универсальных учебных действий.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решались следующие задачи:
- Гармонизация психоэмоционального состояния учащихся 1-го класса.
- Расширение знаний и представлений друг о друге.
- Овладение основными правилами общения.
- Формирование положительного отношения к себе, к школе, педагогам, одноклассникам.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ
- СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Продолжительность занятий:
Программа рассчитана на 10 часов (по 1 академическому часу продолжительностью в 35 минут, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, установленными для учащихся 1-ых классов [7]; из них отводится на теоретическое освоение знаний 0,2 ч. и 0,8 ч. - на практические занятия).
Тематическое планирование курса
№ |
Темы занятий |
Практика |
Теория |
Всего |
1 |
Знакомство. С Днем рождения, группа! Входная диагностика. |
0,8 ч |
0,2 ч |
1 ч |
2 |
Я знаю, как тебя зовут |
0,8 ч |
0,2 ч |
1 ч |
3 |
Давайте познакомимся поближе |
0,8 ч |
0,2 ч |
1 ч |
4 |
Магия имени. Первое правило общения. |
0,8 ч |
0,2 ч |
1 ч |
5 |
Будь внимателен к тем, кто тебя окружает. Второе правило общения. |
0,8 ч |
0,2 ч |
1 ч |
6 |
Ежели Вы вежливы. Третье правило общения. |
0,8 ч |
0,2 ч |
1 ч |
7 |
Умей слушать и будешь услышанным. Четвертое правило общения. |
0,8 ч |
0,2 ч |
1 ч |
8 |
Умей поставить себя на место другого. Пятое правило общения. |
0,8 ч |
0,2 ч |
1 ч |
9 |
Пять ключей общения. Закрепление и обобщение изученного. |
1 ч. |
0 |
1 ч. |
10 |
Заключительная диагностика |
1 ч. |
0 |
1 ч. |
ИТОГО |
6,4 ч. |
2,6ч. |
|
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1: «Знакомство. С Днем рождения, группа! Входная диагностика».
Организационный этап: представление педагога-психолога детям; рассказ о том, чем дети совместно со взрослым будут заниматься на занятиях.
Упражнение: «Ярмарка имен», направлено на выяснение, сколько детей в классе знакомы между собой и как произошло это знакомство.
Игра в круге с «гостем» (пальчиковой куклой): «Позвольте представиться»; цель игры – предоставление возможности каждому ребенку называть свое имя гостю и, если знает, рассказать о том, кто из родственников дал ему это имя.
Первичная диагностика:
- Выявление психоэмоционального состояния – «Палитра цвета» (в основе цветовой тест Люшера).
- Для определения стилей и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка»;
- На определение уровня межличностных отношений - диагностические упражнения: «Узор в полосе».
- На выявление отношения к школе, учителю; общительность отгороженность – модификация методики Р.Жиля
Разучивание и исполнение танца: «Приветствие»; цель – создание позитивной психо-эмоциональной атмосферы, приобретение позитивного отношения между партнерами.
Релаксация; направлена на стабилизацию процессов торможения и возбуждения, подготовка к отсоединению.
Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.
Занятие 2: «Я знаю, как тебя зовут».
Настройка, введение в атмосферу занятия: упражнение в круге «Ёжик - ёжик»; цель – представление по имени, запоминание имен
Беседа о том, для чего важно знать имена друг друга
Упражнение: « Имя - движение»; цель – запоминание имен.
Музыкальная игра: «Паровозик»; выполняется в трех командах; цель: запоминание имен, готовность работать по правилам.
Релаксация.
Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.
Занятие 3: «Давайте познакомимся поближе».
Настройка, введение в атмосферу занятия: проводится в форме упражнения на деление по группам с использованием геометрических фигур: «Цвет, форма, размер»: трижды оказавшись во вновь сформированной группе, дети здороваются с каждым её членом, называя друг друга по имени, выполняя приветственный жест, заданный педагогом. Цель: знакомство с приемами деления на группы, запоминание имен.
Беседа о том, для чего люди делятся информацией о себе друг с другом.
Упражнение: «Мы разные, но у нас много общего». Направлено на сплочение, расширение представлений друг о друге и формирование позитивного отношения друг к другу.
Игра с мячом в круге: «Дарю свою любимую игрушку другу».
Подвижная игра: «Волшебная кнопка». Цель игры: узнать об увлечении у, как можно, большего количества детей. Условие (дети свободно передвигаются по помещению): нажать на волшебную кнопку (на плече) можно только после того, как назовешь партнера по имени.
Релаксация.
Рефлексия: Диагностическое упражнение: «Цвет моего настроения»: на диагностических листах дети раскрашивают изображенную фигурку домика.
Занятие 4: «Магия имени. Первое правило общения».
Настройка, введение в атмосферу занятия: упражнение в круге: «Передай движение, звук, слово, жест».
Знакомство с первым правилом общения: «Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же».
Беседа о том, для чего человеку нужно имя. Как правильно обращаться к людям разного возраста. Что такое отчество.
Подвижное упражнение в группе: «Краш-бум-банг»; цель – формирование привычки называть партнеров по имени в процессе общения.
Игра: «В гости к любимым героям»: цель – использование имени как условия позитивного общения: ребята по картинке узнают любимого героя, называют его имя и выполняют задание от него (танцуют для него танец «Приветствие», хором произнося скороговорку, проводят «минуту непослушания» и т.п.).
Упражнение: «Цвет моего имени»: на заранее подготовленной карточке дети раскрашивают свое имя и вокруг рисуют узор; цель – позитивное отношение к себе, повышение самооценки через имя.
Релаксация.
Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.
Занятие 5: «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает. Второе правило общения».
Настройка, введение в атмосферу занятия: «Поздоровайся локтями»: участники здороваются, соприкоснувшись локтями.
Знакомство с правилом общения: «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя».
Беседа о том, что значит внимание и уважение к окружающим, как оно выражается.
Упражнение во внутреннем и внешнем круге: «Комплименты»; цель – формирование позитивного отношения друг к другу.
Работа в парах: знакомство с приемами взаимомассажа малыми мягкими мячами; цель – формирование заботливого отношения между одноклассниками.
Музыкальная игра: «Вместе весело живется, делай так …»; цель – формирование позитивного отношения к коллективному взаимодействию.
Релаксация.
Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.
Занятие 6: «Ежели Вы вежливы. Третье правило общения».
Приветствие и введение в атмосферу занятия на коллективное взаимодействие: передай движение по кругу: хлопок правой рукой, слово: «Привет!», поклон со скрещенными на груди руками.
Знакомство с правилом общения: Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей.
Минилекция о происхождении слова «вежливость», о классификации вежливых слов, примеры слов приветствия, прощания, извинения, благодарности.
Коллективная игра с элементами театрализации: «Вежливая скорая помощь для сказочных и мультяшных героев»; цель – формирование умения использовать вежливые слова на практике.
Подвижная игра: «Проделки Снежной королевы»: цель – введение в активный словарь вежливые слова; для проведения игры дети делятся на три группы: каждая группа по очереди танцует, веселится; по сигналу королевы замирает. Остальные участники могут разморозить ребенка вежливым словом. Условие: нельзя повторять одни и те же слова в раунде.
Релаксация
Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.
Занятие 7. «Умей слушать и будешь услышанным. Четвертое правило общения».
Приветствие: Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
Введение в атмосферу занятия: упражнение «Гомеостаз» (счет до 10); направлено на сплочение группы.
Знакомство с правилом общения: Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового. Выявление обязательных условий для того, чтобы услышать информацию: желание услышать, тишина, внимательность.
Подготовительная работа: упражнения: «Минутка тишины. Минутка непослушания. Минутка «вежливой» гимнастики (упражнение выполняется только после вежливого слова).
Игра: «Испорченный телефон».
Подвижная игра: «Стог, тропинка, кочка»; цель – разрядка, включение двигательной активности.
Парное упражнение: «Интервью» (дети рассказывают о составе семьи).
Релаксация.
Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.
Занятие 8: «Умей поставить себя на место другого. Пятое правило общения».
Приветствие: поздороваться спинками и ладошками. Введение в атмосферу занятия : игра: «Запаздывающая гимнастика».
Знакомство с правилом: Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его. Беседа о том, что значит поставить себя на место другого.
Упражнение: «Сядьте так, как …»: цель – формирование эмпатии, умения поставить себя на место другого; (например: ребенок, получивший подарок, о котором долго мечтал; пропустивший гол в ворота; смотрящий смешной мультик; ударивший товарища и т. п).
Парная игра: «Дистанционное управление»: цель: формирование согласованного и продуктивного взаимодействия в паре (ребенок словесно управляет движениями своего партнера, у которого закрыты глаза при преодолении препятствий).
Релаксация.
Рефлексия: Рассказ кукле о своем настроении после занятия.
Занятие 9: «Пять ключей общения. Закрепление и обобщение изученного».
Танец: «Приветствие» (освоенного на первом занятии).
Сообщение о том, пришло время проверить, как ребята усвоили правила общения и могут применять их на практике. Сегодня после каждого упражнения они будут говорить о том, какие правила применяли для того, чтобы всем было интересно, весело и комфортно.
Работа в парах: взаимомассаж мягкими мячиками; упражнение: «Жонглеры» выполняется сначала в парах, затем – в четверках.
Упражнение: «Артисты» (команда делится на две группы, команды выстраиваются в шеренгу в противоположных сторонах помещения, участники групп движутся навстречу друг другу, выполняя команду педагога, встретившись, группы меняются ролями и продолжают движение; например: волк – заяц; лев – пантера; мышь – кошка и т. п.).
Коллективная игра в круге: «Вместе весело живется – делай так …», направлена на сплочение и формирование позитивного отношения к групповому взаимодействию.
Игра: «Узнай по голосу и назови по имени», направлена на формирование внимательного отношения друг к другу.
Диагностическое упражнение в парах «Варежка»; цель – определение стиля взаимодействия в парах.
Релаксация.
Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.
Занятие 10: Заключительная диагностика
Приветствие: передай движение по кругу.
Для определения стилей, уровня и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка»; диагностические упражнения: «Узор в полосе» (работа в парах); «Собери картинку из пазлов» в (работа в четверках).
Для определения отношения к школе, учителю; общительность отгороженность – модификация методики Р.Жиля.
Разучивание танца в круге: «Буги-вуги», направлена на снятие усталости и усиления двигательной активности (проводится в промежутках между диагностиками).
Релаксационное упражнение: «Дождь» с последующим обсуждением: выявление эмоционального состояния во время нахождения с закрытыми глазами. Класс делится на две группы. Упражнение выполняется в два этапа: одна группа под музыку и словесное сопровождения педагога выполняет упражнение, другая – слушает с закрытыми глазами. Затем, группы меняются местами.
Рефлексия: Диагностическое упражнение: «Цвет моего настроения»: на диагностических листах дети раскрашивают изображенную фигурку домика.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы, применяются психолого-педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, направленные на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление, стабилизация эмоционального состояния); обучение в сотрудничестве, обучающие игры, объяснительно-иллюстративные технологии, технология развивающего обучения.
Каждое занятие состоит из пяти этапов. Первый этап – организационный. На этом этапе осуществляется приветствие и настройка на совместную деятельность. Второй этап – ознакомительный, в его задачи входит знакомство с темой занятия и теоретическими материалами по изучаемому вопросу. Третий этап – практическая деятельность. На этом этапе, используя игры и тренинговые упражнения, воспитанники учатся применять полученные знания на практике. Четвертый этап – релаксационный, направлен на стабилизацию и установление равновесия между процессами торможения и возбуждения.
Пятый тап – рефлексия и диагностика эмоционального состояния ребенка во время проведенного занятия.
Рекомендуемый стиль общения – авторитарно-демократический. Данный выбор обусловлен целями и задачами, которые планируются и программируются педагогом. Педагогическое общение предполагает уважение личности ребенка, строится на основе дружеского, заинтересованного расположения к детям
- ПАРАМЕТРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИАГНОСТИКИ
3.1. Вопросами теоретического характера, выступающими основой для рассмотрения во время занятий являются основные правила общения [9]:
- Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.
- Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.
- Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей.
- Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.
- Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его. Беседа о том, что значит поставить себя на место другого.
3.2. В программе представлены два вида заданий, решаемых по образцу:
Упражнения с использованием приема копирования:
- Все упражнения, направленные на ведение в атмосферу занятия;
- Танцы «Приветствие», «Буги-вуги»;
- Взаимомассаж и упражнение «Жонглеры».
Упражнения, выполняемые по заданному алгоритму или инструкции:
- Игры по правилам: «имя – движение, паровозик, мы разные – но у нас много общего, краш-бум-банг, узнай по голосу – назови по имени»,
- Парное упражнение «Интервью»
- Рефлексия с пальчиковой куклой
3.3. Упражнения творческого характера:
- Релаксационное упражнение «Дождь;
- Дарю любимую игрушку;
- Цвет моего имени;
- Комплименты;
- Артисты.
3.4.Обобщенные характеристики умений.
В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:
- Улучшение психоэмоционального состояния учащихся.
- Позитивное отношение к себе, к школе, педагогам, одноклассникам.
- Расширенное представление об одноклассниках.
- Овладение основными правилами общения
На странице приведен фрагмент.
Автор: Модзалевская Надежда Константиновна
→ lokki581 22.04.2014 4 9900 1170 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.