Коррекционно-развивающая программа "Здравствуйте"; 1 класс


Разработка предназначена для работы с учениками первого класса общеобразовательной школы. Материал направлен на формирование у первоклассников коммуникативных универсальных учебных действий.

Фрагмент

Многие дети, даже те, которые имели опыт коллективного общения со сверстниками в детском саду, теряются, попав в школу. И это не удивительно, ведь каждому из них нужно время, чтобы привыкнуть к роли школьника, к учебе и к новому коллективу.

Ведущую роль в процессе адаптации к школе играет способность ребенка к взаимодействию с педагогами и сверстниками. В последние годы наибольшие трудности возникают у детей и учителей в формировании именно коммуникативных умений. В первую очередь, это связано с особенностями современных первоклассников:

  • У детей большие различия паспортного и физиологического развития.
  • Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  • У детей обширная информированность практически по любым вопросам, она совершенно бессистемна.
  • У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
  • Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
  • У современных детей более слабое здоровье.
  • Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. [3]

И как следствие - дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Причинами трудностей в межличностных отношениях первоклассников в адаптационный период являются:

  • Неготовность к взаимодействию со сверстниками;
  • Неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в больших группах;
  • Плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с мало знакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними;
  • Достаточно высокий уровень детской тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе. [13]

Учитывая, что внедрение ФГОС предполагает приоритет личностных результатов над предметными, особенно актуальной становится задача: формирование основ взаимодействия с педагогами и сверстниками. [10] Представленная программа создана для оказания помощи учителю со стороны психолога в решении данной задачи.

Программа предназначена для работы с учениками первого класса общеобразовательной школы. Группа формируется на основе добровольного согласия на участие детей в реализации программы со стороны родителей учащихся; формируется на базе класса.

 

 

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ

Цель:

Формирование у первоклассников коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решались следующие задачи:

  1. Гармонизация психоэмоционального состояния учащихся 1-го класса.
  2. Расширение знаний и представлений друг о друге.
  3. Овладение основными правилами общения.
  4. Формирование положительного отношения к себе, к школе, педагогам, одноклассникам.

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ
    1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Продолжительность занятий:

Программа рассчитана на 10 часов (по 1 академическому часу продолжительностью в 35 минут, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, установленными для учащихся 1-ых классов [7]; из них отводится на теоретическое освоение знаний 0,2 ч. и 0,8 ч. - на практические занятия).

Тематическое планирование курса

 

Темы занятий

Практика

Теория

Всего

1

Знакомство. С Днем рождения, группа! Входная диагностика.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

2

Я знаю, как тебя зовут

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

3

Давайте познакомимся поближе

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

4

Магия имени. Первое правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

5

Будь внимателен к тем, кто тебя окружает. Второе правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

6

Ежели Вы вежливы. Третье правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

7

Умей слушать и будешь услышанным. Четвертое правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

8

Умей поставить себя на место другого. Пятое правило общения.

0,8 ч

0,2 ч

1 ч

9

Пять ключей общения. Закрепление и обобщение изученного.

1 ч.

0

1 ч.

10

Заключительная диагностика

1 ч.

0

1 ч.

ИТОГО

6,4 ч.

2,6ч.

  1. .

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1: «Знакомство. С Днем рождения, группа! Входная диагностика».

Организационный этап: представление педагога-психолога детям; рассказ о том, чем дети совместно со взрослым будут заниматься на занятиях.

      Упражнение: «Ярмарка имен», направлено на выяснение, сколько детей в классе знакомы между собой и как произошло это знакомство.

      Игра в круге с «гостем» (пальчиковой куклой): «Позвольте представиться»; цель игры – предоставление возможности каждому ребенку называть свое имя гостю и, если знает, рассказать о том, кто из родственников дал ему это имя.

            Первичная диагностика:

  1. Выявление психоэмоционального состояния – «Палитра цвета» (в основе цветовой тест Люшера).
  2. Для определения стилей и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка»;
  3. На определение уровня межличностных отношений - диагностические упражнения: «Узор в полосе».
  4. На выявление отношения к школе, учителю; общительность отгороженность – модификация методики Р.Жиля

Разучивание и исполнение танца: «Приветствие»; цель – создание позитивной психо-эмоциональной атмосферы, приобретение позитивного отношения между партнерами.

Релаксация; направлена на стабилизацию процессов торможения и возбуждения, подготовка к отсоединению.

Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.

 

Занятие 2: «Я знаю, как тебя зовут».

Настройка, введение в атмосферу занятия: упражнение в круге «Ёжик - ёжик»; цель – представление по имени, запоминание имен

Беседа о том, для чего важно знать имена друг друга

Упражнение: « Имя - движение»; цель – запоминание имен.

Музыкальная игра: «Паровозик»; выполняется в трех командах; цель: запоминание имен, готовность работать по правилам.

Релаксация.

Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.

Занятие 3: «Давайте познакомимся поближе».

Настройка, введение в атмосферу занятия: проводится в форме упражнения на деление по группам с использованием геометрических фигур: «Цвет, форма, размер»: трижды оказавшись во вновь сформированной группе, дети здороваются с каждым её членом, называя друг друга по имени, выполняя приветственный жест, заданный педагогом. Цель: знакомство с приемами деления на группы, запоминание имен.

Беседа о том, для чего люди делятся информацией о себе друг с другом.

Упражнение: «Мы разные, но у нас много общего». Направлено на сплочение, расширение представлений друг о друге и формирование позитивного отношения друг к другу.

Игра с мячом в круге: «Дарю свою любимую игрушку другу».

Подвижная игра: «Волшебная кнопка». Цель игры: узнать об увлечении у, как можно, большего количества детей. Условие (дети свободно передвигаются по помещению): нажать на волшебную кнопку (на плече) можно только после того, как назовешь партнера по имени.

Релаксация.

Рефлексия: Диагностическое упражнение: «Цвет моего настроения»: на диагностических листах дети раскрашивают изображенную фигурку домика.

Занятие 4: «Магия имени. Первое правило общения».

Настройка, введение в атмосферу занятия: упражнение в круге: «Передай движение, звук, слово, жест».

            Знакомство с первым правилом общения: «Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же».

            Беседа о том, для чего человеку нужно имя. Как правильно обращаться к людям разного возраста. Что такое отчество.

            Подвижное упражнение в группе: «Краш-бум-банг»; цель – формирование привычки называть партнеров по имени в процессе общения.

            Игра: «В гости к любимым героям»: цель – использование имени как условия позитивного общения: ребята по картинке узнают любимого героя, называют его имя и выполняют задание от него (танцуют для него танец «Приветствие», хором произнося скороговорку, проводят «минуту непослушания» и т.п.).

            Упражнение: «Цвет моего имени»: на заранее подготовленной карточке дети раскрашивают свое имя и вокруг рисуют узор; цель – позитивное отношение к себе, повышение самооценки через имя.

Релаксация.

Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.

Занятие 5: «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает. Второе правило общения».

Настройка, введение в атмосферу занятия: «Поздоровайся локтями»: участники здороваются, соприкоснувшись локтями.

Знакомство с правилом общения: «Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя».

Беседа о том, что значит внимание и уважение к окружающим, как оно выражается.

Упражнение во внутреннем и внешнем круге: «Комплименты»; цель – формирование позитивного отношения друг к другу.

Работа в парах: знакомство с приемами взаимомассажа малыми мягкими мячами; цель – формирование заботливого отношения между одноклассниками.

Музыкальная игра: «Вместе весело живется, делай так …»; цель – формирование позитивного отношения к коллективному взаимодействию.

Релаксация.

Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.

Занятие 6: «Ежели Вы вежливы. Третье правило общения».

Приветствие и введение в атмосферу занятия на коллективное взаимодействие: передай движение по кругу: хлопок правой рукой, слово: «Привет!», поклон со скрещенными на груди руками.

            Знакомство с правилом общения: Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей.

            Минилекция о происхождении слова «вежливость», о классификации вежливых слов, примеры слов приветствия, прощания, извинения, благодарности.

            Коллективная игра с элементами театрализации: «Вежливая скорая помощь для сказочных и мультяшных героев»; цель – формирование умения использовать вежливые слова на практике.

            Подвижная игра: «Проделки Снежной королевы»: цель – введение в активный словарь вежливые слова; для проведения игры дети делятся на три группы: каждая группа по очереди танцует, веселится; по сигналу королевы замирает. Остальные участники могут разморозить ребенка вежливым словом. Условие: нельзя повторять одни и те же слова в раунде.

Релаксация

Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.

Занятие 7. «Умей слушать и будешь услышанным. Четвертое правило общения».

Приветствие: Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Введение в атмосферу занятия: упражнение «Гомеостаз» (счет до 10); направлено на сплочение группы.

Знакомство с правилом общения: Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового. Выявление обязательных условий для того, чтобы услышать информацию: желание услышать, тишина, внимательность.

Подготовительная работа: упражнения: «Минутка тишины. Минутка непослушания. Минутка «вежливой» гимнастики (упражнение выполняется только после вежливого слова).

Игра: «Испорченный телефон».

Подвижная игра: «Стог, тропинка, кочка»; цель – разрядка, включение двигательной активности.

Парное упражнение: «Интервью» (дети рассказывают о составе семьи).

Релаксация.

Рефлексия: Передавая друг другу куклу, дети ей и всем рассказывают, какое у них настроение после занятия и что им понравилось больше всего.

Занятие 8: «Умей поставить себя на место другого. Пятое правило общения».

Приветствие: поздороваться спинками и ладошками. Введение в атмосферу занятия : игра: «Запаздывающая гимнастика».

Знакомство с правилом: Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его. Беседа о том, что значит поставить себя на место другого.

Упражнение: «Сядьте так, как …»: цель – формирование эмпатии, умения поставить себя на место другого; (например: ребенок, получивший подарок, о котором долго мечтал; пропустивший гол в ворота; смотрящий смешной мультик; ударивший товарища и т. п).

Парная игра: «Дистанционное управление»: цель: формирование согласованного и продуктивного взаимодействия в паре (ребенок словесно управляет движениями своего партнера, у которого закрыты глаза при преодолении препятствий).

Релаксация.

Рефлексия: Рассказ кукле о своем настроении после занятия.

Занятие 9: «Пять ключей общения. Закрепление и обобщение изученного».

Танец: «Приветствие» (освоенного на первом занятии).

Сообщение о том, пришло время проверить, как ребята усвоили правила общения и могут применять их на практике. Сегодня после каждого упражнения они будут говорить о том, какие правила применяли для того, чтобы всем было интересно, весело и комфортно.

Работа в парах: взаимомассаж мягкими мячиками; упражнение: «Жонглеры» выполняется сначала в парах, затем – в четверках.

Упражнение: «Артисты» (команда делится на две группы, команды выстраиваются в шеренгу в противоположных сторонах помещения, участники групп движутся навстречу друг другу, выполняя команду педагога, встретившись, группы меняются ролями и продолжают движение; например: волк – заяц; лев – пантера; мышь – кошка и т. п.).

Коллективная игра в круге: «Вместе весело живется – делай так …», направлена на сплочение и формирование позитивного отношения к групповому взаимодействию.

Игра: «Узнай по голосу и назови по имени», направлена на формирование внимательного отношения друг к другу.

Диагностическое упражнение в парах «Варежка»; цель – определение стиля взаимодействия в парах.

Релаксация.

Рефлексия: При выходе из кабинета каждый кладет жетон в коробочку с логотипом эмоционального состояния на занятии.

Занятие 10: Заключительная диагностика

Приветствие: передай движение по кругу.

Для определения стилей, уровня и эффективности коллективного взаимодействия – экспресс-методика «Репка»; диагностические упражнения: «Узор в полосе» (работа в парах); «Собери картинку из пазлов» в (работа в четверках).

Для определения отношения к школе, учителю; общительность отгороженность – модификация методики Р.Жиля.

Разучивание танца в круге: «Буги-вуги», направлена на снятие усталости и усиления двигательной активности (проводится в промежутках между диагностиками).

Релаксационное упражнение: «Дождь» с последующим обсуждением: выявление эмоционального состояния во время нахождения с закрытыми глазами. Класс делится на две группы. Упражнение выполняется в два этапа: одна группа под музыку и словесное сопровождения педагога выполняет упражнение, другая – слушает с закрытыми глазами. Затем, группы меняются местами.

Рефлексия: Диагностическое упражнение: «Цвет моего настроения»: на диагностических листах дети раскрашивают изображенную фигурку домика.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы, применяются психолого-педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, направленные на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление, стабилизация эмоционального состояния); обучение в сотрудничестве, обучающие игры, объяснительно-иллюстративные технологии, технология развивающего обучения.

Каждое занятие состоит из пяти этапов. Первый этап – организационный. На этом этапе осуществляется приветствие и настройка на совместную деятельность. Второй этап – ознакомительный, в его задачи входит знакомство с темой занятия и теоретическими материалами по изучаемому вопросу. Третий этап – практическая деятельность. На этом этапе, используя игры и тренинговые упражнения, воспитанники учатся применять полученные знания на практике. Четвертый этап – релаксационный, направлен на стабилизацию и установление равновесия между процессами торможения и возбуждения.

Пятый тап – рефлексия и диагностика эмоционального состояния ребенка во время проведенного занятия.

Рекомендуемый стиль общения – авторитарно-демократический. Данный выбор обусловлен целями и задачами, которые планируются и программируются педагогом. Педагогическое общение предполагает уважение личности ребенка, строится на основе дружеского, заинтересованного расположения к детям

 

  1. ПАРАМЕТРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИАГНОСТИКИ

3.1. Вопросами теоретического характера, выступающими основой для рассмотрения во время занятий являются основные правила общения [9]:

  • Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.
  • Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.
  • Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей.
  • Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.
  • Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его. Беседа о том, что значит поставить себя на место другого.

3.2. В программе представлены два вида заданий, решаемых по образцу:

Упражнения с использованием приема копирования:

  • Все упражнения, направленные на ведение в атмосферу занятия;
  • Танцы «Приветствие», «Буги-вуги»;
  • Взаимомассаж и упражнение «Жонглеры».

Упражнения, выполняемые по заданному алгоритму или инструкции:

  • Игры по правилам: «имя – движение, паровозик, мы разные – но у нас много общего, краш-бум-банг, узнай по голосу – назови по имени»,
  • Парное упражнение «Интервью»
  • Рефлексия с пальчиковой куклой

3.3. Упражнения творческого характера:

  • Релаксационное упражнение «Дождь;
  • Дарю любимую игрушку;
  • Цвет моего имени;
  • Комплименты;
  • Артисты.

3.4.Обобщенные характеристики умений.

В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:

  • Улучшение психоэмоционального состояния учащихся.
  • Позитивное отношение к себе, к школе, педагогам, одноклассникам.
  • Расширенное представление об одноклассниках.
  • Овладение основными правилами общения

Полный текст материала Коррекционно-развивающая программа "Здравствуйте"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Модзалевская Надежда Константиновна  lokki581
22.04.2014 4 9414 1164

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 inna2450 • 12:39, 18.12.2014
Бывает так, что анализ результатов диагностики психологической готовности первоклассников к обучению в школе показывает крайне низкий уровень сформированности психических процессов, затруднения в коммуникативной сфере, наличие признаков дезадаптации. Ваша программа, на наш взгляд, является как раз одним из важных механизмов профилактики дезадаптивных проявлений у первоклассников. Содержание предлагаемых занятий способствует повышению уровня коммуникативной культуры у обучающихся, а также способствует формированию положительного межличностного взаимодействия с одноклассникам. Спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Laditic • 08:22, 21.11.2014
Здравствуйте. С удовольствием прочитала вашу разработку, в ней есть все - от знакомства друг с другом и коммуникативных навыков до обретения первоклассниками уверенности в себе и формирования толерантности. Можно использовать данную программу не только для учащихся общеобразовательных классов, но и для детей с ограниченными возможностями, конечно же предварительно ее доработав.
[Материал]
avatar
2 arylakhova • 18:33, 30.09.2014
первоклассника. Поэтому эта программа особенно важна них.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 arylakhova • 18:29, 30.09.2014
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для
[Материал]