Программа внеурочной занятости первоклассников "Радуга настроения"
Горинова Ольга Александровна
Педагог – психолог
МБОУ СОШ №1 г. Чернушка
Возраст автора: взрослый
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано Заместитель директора по ВР _________/Р.С. Жирухина «____» ____________20___г |
Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №1» ___________/А.Л.Батраков «___» _____________20___г |
Программа организации
внеурочной занятости первоклассников
«Радуга настроения»
Автор программы:
Горинова Ольга Александровна
педагог – психолог МБОУ «СОШ №1»
высшей квалификационной категории
г. Чернушка, 2015
Пояснительная записка
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в начальной МБОУ «СОШ №1» в 2014-2015 учебном году в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции УМК «Школа России» и в соответствии с воспитательной системой школы на 2013-2015 годы разработана программа для социально-психологической адаптации детей в начальной школе.
Программа «Радуга настроения» включает в себя целенаправленные развивающие занятия с первоклассниками, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Данная программа поможет первокласснику приспособиться к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Ведь успешность школьного обучения первоклассника зависит от того, как пройдет у ребенка процесс адаптации. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.
Программа рассчитана на 25 часов. Занятие проводиться один раз в неделю. Структура занятия: каждое занятие проводиться в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направлено на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
Цели и задачи
Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников;
Задачи программы:
1. Развить у первоклассников когнитивные умения и способности для успешного обучения; а также социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
2. Сформировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
3. Создать ситуацию эмоционального принятия детьми друг друга;
4. Создать условия для эффективного взаимодействия детей и формирования коммуникативных умений;
5. Активизировать процесс самопознания и самораскрытия первоклассников;
Предполагаемый результат работы
В результате работы по программе «Радуга настроения» обучающиеся научатся:
1. Сформируется социальная позиция школьника;
2. Научится взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение;
3. Повысятся когнитивные умения и умственные способности;
4. Сформируется учебная мотивация;
5. Узнает себя;
Механизм реализации программы
Педагогические средства и формы
Основная форма работы в рамках реализации программы – групповые и индивидуальные занятия. На занятиях буду использованы такие методы: игры-коммуникации, игры-релаксации, сказки, рисование, рефлексия, дискуссия, мозговой штурм;
Материально-техническая база
Для реализации Программы в школе имеется необходимая материально-техническая база: учебные помещения, библиотека, медиатека, методкабинет, актовый и спортивный зал, компьютерные классы, теле-, видео- и аудиоаппаратура, выход в Интернет, необходимая методическая литература.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется Гориновой Ольгой Александровной, педагогом-психологом высшей квалификационной категории.
Состав участников
Данная программа рассчитана на класс с переменным составом учащихся. В ходе реализации программы в совместную с учащимися деятельность могут, включаются родители и классный руководитель. Делить класс для занятий на подгруппы без определенной цели не стоит, так как класс рассматривается как целостная малая группа, где происходит формирование коллектива.
Нормативно-правовое обеспечение
Деятельность в рамках реализации Программы осуществляется с опорой на следующие нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Программа развития воспитательной системы МБОУ «СОШ №1» на 2015-2020гг;
- Программа социально-психологической адаптации обучающихся на 1 ступени в МБОУ «СОШ №1(в рамках перехода на ФГОС НОО);
- Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
6.Сроки и место реализации
Программа реализуется через систему занятий в течение года в первых классах МБОУ «Средней общеобразовательной школы №1» в течение 2015-2016 учебного года.
План реализации программы
Учебно-тематическое планирование |
||||
№ |
Тема |
Содержание занятия |
Упражнения |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие «Радуга настроения» |
Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса; |
1. Упражнение «Построиться по …». 2.Игра «В мяч». 3.Игра «Тропинка». 4.Игра «Что изменилось?» |
1 |
2 |
«Мы все разные» |
Повторение правил курса. Обсуждение вопроса «Если кто-то похожий на вас?» |
1.Рисование на тему «Что заставляет ребенка считать себя необычным?» 2.Игра «В мяч». 3.Игра «Закончи слово». 4.Игра «Гомеостат». |
1 |
3 |
«Кто я и какие другие» |
Обсуждение вопроса «Чем мы все похожи?» Важность сходства интересов, мнений, вкусов. |
1.Упражнение «Ладошки». 2. Упражнение «Чьи ладони». 3.Игра «Гомеостат».
|
1 |
4 |
«Можно ли доверять другим?» |
Установление отношений доверия и открытости на уроке «Радуга настроения».
|
1.Продолжи фразу: какая любимая еда, фильм, цветок, телепередача; кто самый хороший человек в мире; что ты делаешь, когда тебе грустно, весело, страшно; каким тебе больше хочется быть – богатым, известным или счастливым 2.Игра «Тропинка». 3.Беседа |
1 |
5 |
«Можно ли доверять другим? Продолжение» |
Предложить детям рискнуть. Поощрить откровенность.
|
1.Игра «Имя и движение». 2. Психогимнастика. Игра «Путаница». 3.Игра «Слушай внимательно».. 4.Игра «Кто есть кто, что есть что?». 5.Игра «Ситуации с риском». |
1 |
6 |
«Человеческие чувства» |
Обсуждение вопроса: «Что такое чувства?» Предложить детям представить, что у людей нет чувств. Рассмотреть - состояния холод, боль и чувства которые может переживать человек радость, грусть, любовь. |
1.Игра «Море волнуется» — изображение чувств. Научиться распознавать разные чувства, через разные ситуации. 2.Игра «Облака». 3.Дискуссия . |
1 |
7 |
«Чувство гнева». |
Научить детей распознавать у себя и у других чувство гнева. Обсуждение вопросов: «Сердимся ли мы? Что мы делаем, когда сердимся? На кого из ребят класса кто-либо сердился? Как он себя вел?» |
1.Рисование мимики сердитого лица (показываем и рисуем). 2.Игра «Царевна Несмеяна». 3.Дискуссия.
|
1 |
8 |
«Хорошо или плохо сердиться?» |
Попросить каждого вспомнить и рассказать, когда он в последний раз сердился и почему. |
1.Игра «Испорченный телефон» (передаем «сердитое», но не обидное слово). 2. Игра «Тропинка». 3.Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение. |
1 |
9 |
«Как преодолеть гнев». |
Ведущий подсказывает свои способы. Предложить детям придумать хороший выход из своей ситуации. Психогимнастика. «Крокодил, которому наступили на хвост»; «Клоун сердится», «Злая мартышка», «Папа сердится», «Коварная баба-яга»
|
1.Мозговой штурм (записать все предлагаемые способы справиться со своим гневом). 2. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение. 3. Игра «Мед и пчелы».
|
1 |
10 |
«Чувство грусти». |
Научиться распознавать чувство грусти. |
1.Игра «Испорченный телефон» (передаем грустное слово). 2.Рисование на тему «Когда мне грустно». |
1 |
11 |
«Как перестать грустить». |
Нужно ли развеселить человека, когда ему грустно? Всегда ли это нужно делать? |
1. Мозговой штурм 2. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение.
|
1 |
12 |
«Чувство радости». |
Мимика радостного лица. Просмотр презентации. |
1.Игра «Испорченный телефон» (передаем радостное слово). 2.Рисование на тему «Когда мне весело». |
1 |
13 |
«Умение радоваться за себя и за других». |
Круг доверия: «Я счастлив, когда...»; «Когда-то я сделал так, что другой человек был счастлив |
1.Игра «Море волнуется» 2. Игра «На берегу моря». Рисование пальчиковыми красками.
|
1 |
14 |
«Как доставить радость другому человеку?» |
Передаем изображение чувства без слов, при помощи мимики. |
1.Мозговой штурм. 2.Игра «Видеотелефон» — передаем изображение чувства без слов, при помощи мимики. 3.Изготовление сувениров из соленого теста. |
1 |
15 |
«Чувство страха». |
Мимика страха. Обсуждение: «Чего мы боимся?» Рисунок «Чего я боюсь...?». Работа в парах — поменяться с соседом рисунками и рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться. |
1.Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение. 2.Рисунок «Чего я боюсь...?». 3.Игра «Гуси-Лебели» |
1 |
16 |
«В каких ситуациях бояться можно?» |
Сделать вывод: «Страх полезен — он предупреждает об опасности, вредно много бояться. Важно уметь справляться со своими страхами». |
1.Мозговой штурм. 2.Упр. «Найди пиктограмму» 3.Просмотр мультика «Уроки тетушки Совы»
|
1 |
17 |
« Учимся преодолевать страх» |
Содействие сплочению группы, снятие психомышечных зажимов; обучение преодолению трудностей и обучение изображению и определению эмоции «страх» |
1. Слова с заданной буквы. 2. Игра «Собираем слова на тему «цирк»». 3. Игра «Покажи страшилку» 4.Упражнение «Закончи предложения». 5. Рисунок «Мой страх». |
1 |
18 |
«Чувство стыда». |
Обсуждение: «Что такое стыд?» Рассказы детей: «Мне было стыдно, когда...» |
1.Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение. 2.Упр. «Найди пиктограмму» 3. «Слепой танец» |
1 |
19 |
«Как поступать так, чтобы не было стыдно?» |
Предложить детям аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Косточка. Обсуждение в классе. |
1. «Слепой танец» 2.Игра «Передай по кругу» 3.Игра «Море волнуется» |
1 |
20 |
«Стыд как регулятор нашего поведения». |
Обсуждение вопросов: «Нужно ли нам чувство стыда? Зачем? Хорошо или плохо испытывать стыд?» |
1.Упр. «Жираф» 2. Упр. «Цветы» 3.Игра «Дракон ловит свой хвост» |
1 |
21 |
«Разнообразие чувств». |
Назвать пять пройденных чувств: гнев, грусть, радость, страх, стыд. |
1.Игра в мяч: рассказать, при каких обстоятельствах учащийся в последний раз испытывал чувство, которое написано на верхней полоске мяча. 2. Игра «Веселый мячик» 3.Просмотр отрывков из мультика «Маша и медведь» и дети должны угадать о каком чувстве идет речь. |
1 |
22 |
Умение договориться. |
умение сотрудничать и договариваться друг с другом. |
1. Приветствие. 2. Игра «Изобрази предмет». 3. Игра «Школа зверей». 4. Игра «Варежки» 5.Игра «Передай по кругу» |
1 |
23 |
Комплименты |
Ведущий объясняет, что такое комплимент. Круг доверия: «Мне приятно, когда... Мне нравится, как ты делаешь... |
1.Игра«Испорченный телефон» 2. Упр. «Вежливые слова» 3. Упр. «Подарок» 4. Игра «Жил был кот». |
1 |
24 |
«Игра в моей жизни» |
Игры предлагают дети и объясняют, почему. Игра по выбору детей. |
1.Игра «Имя и движение». 2.Игра «Колечко». 3. «Слушай внимательно». 4.Игра «Кляксы». 5.Игра «Слушай внимательно». 6.Игра «Запомни порядок». 7.Игра «Угадай группу». 8.Игра «Цвета» 9.Игра «Путаница». 10.Игра «Клубочек». 11.Игра «Земля, вода, огонь, воздух». |
1 |
25 |
Итоги. |
Игры. Прощание до следующего года. |
1.Игра «Путешествие» |
1 |
Использованная литература
Битянова М.Р, Азарова Т.В, Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., Просвещение, 1998
Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., Академия, 1998
Клюева Н.В., Касаткина Ю. В., Учим детей общению. Ярославль, 1997
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2006
Тестирование детей Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000
Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В Дубровиной. М.,1996
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4т. М.: Генезис, 1998
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горинова Ольга Александровна
→ Публикатор 12.01.2016 0 4052 485 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.