Программа внеурочной занятости первоклассников "Радуга настроения"


Горинова Ольга Александровна

Педагог – психолог

МБОУ СОШ №1 г. Чернушка

Возраст автора: взрослый


























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»






Согласовано

Заместитель директора по ВР

_________/Р.С. Жирухина

«____» ____________20___г

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №1»

___________/А.Л.Батраков

«___» _____________20___г












Программа организации

внеурочной занятости первоклассников

«Радуга настроения»








Автор программы:

Горинова Ольга Александровна

педагог – психолог МБОУ «СОШ №1»

высшей квалификационной категории







г. Чернушка, 2015

  1. Пояснительная записка

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в начальной МБОУ «СОШ №1» в 2014-2015 учебном году в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции УМК «Школа России» и в соответствии с воспитательной системой школы на 2013-2015 годы разработана программа для социально-психологической адаптации детей в начальной школе.

Программа «Радуга настроения» включает в себя целенаправленные развивающие занятия с первоклассниками, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Данная программа поможет первокласснику приспособиться к новой систе­ме социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Ведь успешность школьного обучения первоклассника зависит от того, как пройдет у ребенка процесс адаптации. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.

Программа рассчитана на 25 часов. Занятие проводиться один раз в неделю. Структура занятия: каждое занятие проводиться в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направлено на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

  1. Цели и задачи

Цель программы: оптимизация и психологическое сопровожде­ние процесса адаптации первоклассников;

Задачи программы:

1. Развить у первоклассников когнитивные умения и способности для успешного обучения; а также социальные и коммуника­тивные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих роле­вых отношений с педагогами;

2. Сформировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низ­кого уровня школьной тревожности;

3. Создать ситуацию эмоционального принятия детьми друг друга;

4. Создать условия для эффективного взаимодействия детей и формирования коммуникативных умений;

5. Активизировать процесс самопознания и самораскрытия первоклассников;

  1. Предполагаемый результат работы

В результате работы по программе «Радуга настроения» обучающиеся научатся:

1. Сформируется социальная позиция школьника;

2. Научится взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение;

3. Повысятся когнитивные умения и умственные способности;

4. Сформируется учебная мотивация;

5. Узнает себя;

  1. Механизм реализации программы

  1. Педагогические средства и формы

Основная форма работы в рамках реализации программы – групповые и индивидуальные занятия. На занятиях буду использованы такие методы: игры-коммуникации, игры-релаксации, сказки, рисование, рефлексия, дискуссия, мозговой штурм;

  1. Материально-техническая база

Для реализации Программы в школе имеется необходимая материально-техническая база: учебные помещения, библиотека, медиатека, методкабинет, актовый и спортивный зал, компьютерные классы, теле-, видео- и аудиоаппаратура, выход в Интернет, необходимая методическая литература.

  1. Кадровое обеспечение

Программа реализуется Гориновой Ольгой Александровной, педагогом-психологом высшей квалификационной категории.

  1. Состав участников

Данная программа рассчитана на класс с переменным составом учащихся. В ходе реализации программы в совместную с учащимися деятельность могут, включаются родители и классный руководитель. Делить класс для занятий на подгруппы без определенной цели не стоит, так как класс рассматривается как целостная малая группа, где происходит формирование коллектива.

  1. Нормативно-правовое обеспечение

Деятельность в рамках реализации Программы осуществляется с опорой на следующие нормативно-правовые документы:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Программа развития воспитательной системы МБОУ «СОШ №1» на 2015-2020гг;

- Программа социально-психологической адаптации обучающихся на 1 ступени в МБОУ «СОШ №1(в рамках перехода на ФГОС НОО);

- Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

6.Сроки и место реализации

Программа реализуется через систему занятий в течение года в первых классах МБОУ «Средней общеобразовательной школы №1» в течение 2015-2016 учебного года.


  1. План реализации программы

Учебно-тематическое планирование

Тема

Содержание занятия

Упражнения

Кол-во часов

1

Вводное занятие «Радуга настроения»

Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса;

1. Упражнение «Построиться по …».

2.Игра «В мяч».

3.Игра «Тропинка».

4.Игра «Что изменилось?»

1

2

«Мы все разные»

Повторение правил курса. Обсуждение вопроса «Если кто-то похожий на вас?»

1.Рисование на тему «Что заставляет ребенка считать себя необычным?»

2.Игра «В мяч».

3.Игра «Закончи слово».

4.Игра «Гомеостат».

1

3

«Кто я и какие другие»

Обсуждение вопроса «Чем мы все похожи?» Важность сходства интересов, мнений, вкусов.

1.Упражнение «Ладошки».

2. Упражнение «Чьи ладони».

3.Игра «Гомеостат».


1

4

«Можно ли доверять другим?»

Установление отношений доверия и открытости на уроке «Радуга настроения».


1.Продолжи фразу: какая любимая еда, фильм, цветок, телепередача; кто самый хороший человек в мире; что ты делаешь, когда тебе грустно, весело, страшно; каким тебе больше хочется быть – богатым, известным или счастливым 2.Игра «Тропинка».

3.Беседа

1

5

«Можно ли доверять другим?

Продолжение»

Предложить детям рискнуть. Поощрить откровенность.


1.Игра «Имя и движение».

2. Психогимнастика. Игра «Путаница».

3.Игра «Слушай внимательно»..

4.Игра «Кто есть кто, что есть что?».

5.Игра «Ситуации с риском».

1

6

«Человеческие чувства»

Обсуждение вопроса: «Что такое чувства?» Предложить детям представить, что у людей нет чувств. Рассмотреть - состояния холод, боль и чувства которые может переживать человек радость, грусть, любовь.

1.Игра «Море волнуется» — изображение чувств. Научиться распознавать разные чувства, через разные ситуации.

2.Игра «Облака».

3.Дискуссия .

1

7

«Чувство гнева».

Научить детей распознавать у себя и у других чувство гнева. Обсуждение вопросов: «Сердимся ли мы? Что мы делаем, когда сердимся? На кого из ребят класса кто-либо сердился? Как он себя вел?»

1.Рисование мимики сердитого лица (показываем и рисуем).

2.Игра «Царевна Несмеяна».

3.Дискуссия.


1

8

«Хорошо или плохо сердиться?»

Попросить каждого вспомнить и рассказать, когда он в последний раз сердился и почему.

1.Игра «Испорченный телефон» (передаем «сердитое», но не обидное слово).

2. Игра «Тропинка».

3.Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение.

1

9

«Как преодолеть гнев».

Ведущий подсказывает свои способы. Предложить детям придумать хороший выход из своей ситуации. Психогимнастика. «Крокодил, которому наступили на хвост»; «Клоун сердится», «Злая мартышка», «Папа сердится», «Коварная баба-яга»


1.Мозговой штурм (записать все предлагаемые способы справиться со своим гневом).

2. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение.

3. Игра «Мед и пчелы».



1

10

«Чувство грусти».

Научиться распознавать чувство грусти.

1.Игра «Испорченный телефон» (передаем грустное слово).

2.Рисование на тему

«Когда мне грустно».

1

11

«Как перестать грустить».

Нужно ли развеселить человека, когда ему грустно? Всегда ли это нужно делать?

1. Мозговой штурм

2. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение.


1

12

«Чувство радости».

Мимика радостного лица. Просмотр презентации.

1.Игра «Испорченный телефон» (передаем радостное слово).

2.Рисование на тему

«Когда мне весело».

1

13

«Умение радоваться за себя и за других».

Круг доверия: «Я счастлив, когда...»; «Когда-то я сделал так, что другой человек был счастлив

1.Игра «Море волнуется»

2. Игра «На берегу моря».

Рисование пальчиковыми красками.


1

14

«Как доставить радость другому человеку?»

Передаем изображение чувства без слов, при помощи мимики.

1.Мозговой штурм.

2.Игра «Видеотелефон» — передаем изображение чувства без слов, при помощи мимики.

3.Изготовление сувениров из соленого теста.

1

15

«Чувство страха».

Мимика страха. Обсуждение: «Чего мы боимся?» Рисунок «Чего я боюсь...?». Работа в парах — поменяться с соседом рисунками и рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.

1.Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение.

2.Рисунок «Чего я боюсь...?».

3.Игра «Гуси-Лебели»

1

16

«В каких ситуациях бояться можно?»

Сделать вывод: «Страх полезен — он предупреждает об опасности, вредно много бояться. Важно уметь справляться со своими страхами».

1.Мозговой штурм.

2.Упр. «Найди пиктограмму»

3.Просмотр мультика «Уроки тетушки Совы»


1

17

« Учимся преодолевать страх»

Содействие сплочению группы, снятие психомышечных зажимов; обучение преодолению трудностей и обучение изображению и определению эмоции «страх»

1. Слова с заданной буквы.

2. Игра «Собираем слова на тему «цирк»».

3. Игра «Покажи страшилку»

4.Упражнение «Закончи предложения».

5.  Рисунок «Мой страх».

1

18

«Чувство стыда».

Обсуждение: «Что такое стыд?» Рассказы детей: «Мне было стыдно, когда...»

1.Просмотр мультфильма «Маша и медведь» и обсуждение.

2.Упр. «Найди пиктограмму»

3. «Слепой танец»

1

19

«Как поступать так, чтобы не было стыдно?»

Предложить детям аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Косточка. Обсуждение в классе.

1. «Слепой танец»

2.Игра «Передай по кругу» 3.Игра «Море волнуется»

1

20

«Стыд как регулятор нашего поведения».

Обсуждение вопросов: «Нужно ли нам чувство стыда? Зачем? Хорошо или плохо испытывать стыд?»

1.Упр. «Жираф»

2. Упр. «Цветы»

3.Игра «Дракон ловит свой хвост»

1

21

«Разнообразие чувств».

Назвать пять пройденных чувств: гнев, грусть, радость, страх, стыд.

1.Игра в мяч: рассказать, при каких обстоятельствах учащийся в последний раз испытывал чувство, которое написано на верхней полоске мяча.

2. Игра «Веселый мячик»

3.Просмотр отрывков из мультика «Маша и медведь» и дети должны угадать о каком чувстве идет речь.

1

22

Умение договориться.

умение сотрудничать и договариваться друг с другом.

1. Приветствие.

2. Игра «Изобрази предмет».

3. Игра «Школа зверей».

4. Игра «Варежки»

5.Игра «Передай по кругу»

1

23

Комплименты

Ведущий объясняет, что такое комплимент. Круг доверия: «Мне приятно, когда... Мне нравится, как ты делаешь...

1.Игра«Испорченный телефон»

2. Упр. «Вежливые слова»

3. Упр. «Подарок»

4. Игра «Жил был кот».

1

24

«Игра в моей жизни»

Игры предлагают дети и объясняют, почему. Игра по выбору детей.

1.Игра «Имя и движение».

2.Игра «Колечко».

3. «Слушай внимательно».

4.Игра «Кляксы».

5.Игра «Слушай внимательно».

6.Игра «Запомни порядок».

7.Игра «Угадай группу».

8.Игра «Цвета»

9.Игра «Путаница».

10.Игра «Клубочек».

11.Игра «Земля, вода, огонь, воздух».

1

25

Итоги.

Игры. Прощание до следующего года.

1.Игра «Путешествие»

1



  1. Использованная литература

  1. Битянова М.Р, Азарова Т.В, Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., Просвещение, 1998

  2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., Академия, 1998

  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В., Учим детей общению. Ярославль, 1997

  4. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988

  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2006

  6. Тестирование детей Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

  7. Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000

  8. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В Дубровиной. М.,1996

  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4т. М.: Генезис, 1998



Полный текст материала Программа внеурочной занятости первоклассников "Радуга настроения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горинова Ольга Александровна  Публикатор
12.01.2016 0 4049 485

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК