Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1, 5, 10 классов "Преемственность и адаптация"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
города Гагарина Смоленской области
Программа психолого-педагогического сопровождения
учащихся 1, 5, 10 классов
«Преемственность и адаптация»
Составила:
Педагог-психолог Прохорова О.И.
г.Гагарин
Содержание программы
Пояснительная записка…………………………………………………. 3
Основные положения…………………………………………………… 3
Специфические задачи…………………………………………………. 5
Прогнозируемый результат……………………………………………. 6
Этапы реализации программы………………………………………… 6
Приложение
Приложение 1. План мероприятий адаптационного периода
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первых, пятых и десятых классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников, разработки способов адаптации образовательной среды к учащимся.
Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптационного периода, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидов не осознается и происходит стихийно. Это приводит к увеличению периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психологического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.
Отличительной особенностью программы «Преемственность и адаптация» является, на наш взгляд, достаточно широкий охват участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптационный период охватывает первые полгода обучения в первом, пятом и десятом классах.
Адаптационный стресс как совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер, испытывают в той или иной мере все участники образовательного процесса в начале учебного года. Особенно остро этот стресс испытывают те учащиеся, которые попали в новую для себя среду, т.е. ученики первых, пятых и десятых классов.
Переход на новую ступень образования характеризуется рядом психологических особенностей. Прежде всего, учащиеся попадают в новый коллектив сверстников и учителей, происходит значительное увеличение учебной нагрузки. Кроме того, в каждом “переходном” классе имеются свои особенности.
1-й класс. |
5-й класс. |
10-й класс. |
Значительное повышение личностной и ситуационной тревожности детей. Им не всегда понятно, для чего существуют школьные правила, сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Отсюда нарушение дисциплины первоклассниками, их эмоциональная неустойчивость и даже соматические заболевания. |
Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. |
Учащиеся испытывают желание “отдохнуть” после экзаменов в девятом классе и перед выпускным одиннадцатым. Это ведет к ослаблению внимания к школьным предметам, тогда как десятый класс – наиболее сензитивный период для окончательного профессионального самоопределения. |
Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.
-
Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.
-
Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.
-
Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.
Цели и задачи программы сопровождения.
Цели: создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к учащимся.
Поставленная цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом следующих задач:
-
Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся с позиции различных наук;
-
Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
-
Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности;
-
Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для учащихся разных возрастных групп;
-
Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.
Таким образом, для решения перечисленных задач СПС должна помочь педагогам:
-
Отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;
-
Создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребёнка к новой социальной ситуации;
-
Помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке комфортного стиля поведения;
-
Оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;
-
Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Основные направления работы
Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года.
Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.
Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме развивающих занятий с элементами тренинга.
Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1-й класс.
-
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
-
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
-
Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
-
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
-
Формирование навыков учебного сотрудничества.
-
Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
-
Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
-
Знакомство педагогов с особенностями детей данного класса.
5-й класс.
-
Формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
-
Формирование устойчивой учебной мотивации;
-
Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
-
Изучение уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене (4 класс) и диагностика уровня адаптации пятиклассников (5 класс);
-
Консультирование учителей основной школы, их знакомство с индивидуальными особенностями будущих пятиклассников.
10-й класс.
-
Определить оптимальный учебный режим для вновь прибывших учащихся.
-
Создать условия для формирования благоприятного психологического климата общения учащихся, укрепления навыков поведенческой саморегуляции.
-
Способствовать становлению группового коллектива.
-
Проводить наблюдение поведенческих параметров с целью определения коммуникативных и деятельностных проблем учащихся.
-
Помогать классным руководителям в изучении индивидуальных особенностей вновь прибывших детей с целью построения воспитательной траектории.
-
Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов через внедрение педагогической психологии.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Успешная адаптация, проявляющаяся на трёх уровнях:
1.Эмоциональный уровень: эмоциональное благополучие школьника
2.Когнитивный уровень: развитие самосознания
3.Поведенческий уровень: включённость в общение с окружающими людьми, способность к ответственному поведению
Ожидаемые результаты реализации программы.
-
Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся всех ступеней;
-
Формирование позитивного “Образа Я” у школьников;
-
Активизация интереса педагогов к проблемам адаптации.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ
Этапы |
Виды деятельности |
Первый этап – определение готовности учащихся к обучению на новом возрастном этапе |
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности к обучению в следующем звене. |
Групповые и индивидуальные консультации родителей. |
|
Взаимопосещение уроков, занятий воспитателями ДОУ и учителями начальных классов, учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических «разрывов». |
|
Проведение совместных «круглых столов», носящих на данном этапе общий ознакомительный характер: для педагогов, набирающие первые классы с воспитателями детских садов; учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена, выпускающих 4 классы; учителей-предметников и классных руководителей десятиклассников. |
|
Второй этап - первичная адаптация к новым социальным условиям (с сентября по январь) |
Составление социального паспорта класса |
Проведение психолого-педагогической диагностики |
|
Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики |
|
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели. |
|
Организация педагогической поддержки учащихся во внеучебное время. |
|
Организация профилактической работы в период адаптации. |
|
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, родителей в период первичной адаптации учащихся разных возрастных групп. |
|
Проведение круглых столов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников. |
|
Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации |
Выявление характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определение путей оказания помощи этим учащимся. |
Экспертные опросы учителей, родителей; диагностика неадаптированных учащихся; анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований. |
|
Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций. |
|
Индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с дезадаптированными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей (при необходимости). |
|
Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учётом результатов их психодиагностики. |
|
Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга. |
|
Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе, и соотнесение их с результатами адаптации, проведение расширенного совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к приспособлению к новым социальным условиям. |
Организованная таким образом работа по преемственности и адаптации имеет ряд положительных моментов: обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребёнок имеет возможность адаптироваться в своём индивидуальном темпе.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Приложение 1.
План мероприятий адаптационного периода.
Организация педагогических мероприятий.
|
№ |
Название мероприятия. |
Сроки. |
Ответственные. |
1 класс. |
1. |
Обсуждение совместного плана сотрудничества детского сада и начальной школы по подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению. |
май |
Зам.дир. по УВР. Педагог-психолог |
2. |
Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания первоклассников. |
сентябрь |
Зам.дир. по УВР. Педагог-психолог |
|
3. |
Знакомство учителей с программой обучения и воспитания дошкольников. |
сентябрь |
Зам.дир. по УВР. Педагог-психолог |
|
4. |
Посещение воспитателями уроков учителей в начальной школе в первом классе. Посещение занятий в детском саду будущими учителями первоклассников - в начале учебного года: Цель: знакомство с детьми подготовительной группы и формами работы; - во второй половине года: Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей д/с. |
Октябрь-апрель |
Зам.дир. по УВР. Педагог-психолог Воспитатели Учителя начальных классов |
|
5. |
Совместное педагогическое совещание учителей и воспитателей с целью обсуждения реализации задач планирования. |
январь |
|
|
5 класс. |
6. |
Распределение нагрузки на предстоящий учебный год. |
декабрь |
Зам.дир. по УВР |
7. |
Посещение учителями-предметниками уроков в 4-х классах, знакомство с будущими пятиклассниками. |
Апрель, май. |
Учителя-предметники. |
|
8. |
МПС “Готовность учащихся четвертого класса к переходу в среднее звено”. |
Май. |
Участники МППК. |
|
9. |
ПС “Итоги адаптационного периода пятиклассников”. |
Декабрь. |
Участники МППК. |
|
10 класс. |
10. |
Совещание “Итоги реализации профориентационной программы в 9 классе, готовность к переходу в старшее звено” |
Март. |
|
11. |
Совещание “Итоги адаптационного периода в 10 классе”. |
декабрь |
|
Социально-психологический компонент.
№ |
Название мероприятия. |
Сроки. |
Ответственные. |
1. |
Изучение социальных условий. Составление социального паспорта 1, 5, 10 класс. |
Сентябрь. |
Классные руководители. |
2. |
Определение психосоматического здоровья через анализ медицинских карт. |
Октябрь. |
Мед. работник. |
3. |
Изучение эмоционального благополучия:
|
Ноябрь, декабрь. |
Психологи. |
Воспитательный компонент.
|
№ |
Название мероприятия. |
Сроки. |
Ответственные. |
Мероприятия совместно с МДОУ |
1. |
Выставки работ будущих первоклассников “Я рисую школу”, “Я - первоклассник” |
Апрель. |
Воспитатели. |
2. |
Экскурсии детей в школу. Цель: Знакомство дошкольников со школьной жизнью, школьными помещениями (библиотекой, классами, спортзалом). |
В течение года |
Воспитатели Зам.дир. по УВР |
|
Школьные мероприятия. |
3. |
Социометрические исследования межличностных отношений в классах. |
Октябрь. |
Психологи, классные руководители. |
4. |
Изучение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью. |
Декабрь. |
Психологи. |
|
5. |
Изучение уровня воспитанности. |
Март. |
Классные руководители. |
Диагностический компонент.
№ |
Название мероприятия. |
Класс. |
Сроки. |
Ответственные. |
1. |
Изучение функциональной школьной зрелости (тест Керна-Йерасика). |
1 класс |
Сентябрь. |
Психолог. |
2. |
Наблюдение поведенческих особенностей учащихся. |
1,5,10 |
Октябрь. |
Психолог. |
3. |
Определение стартовых уровней учебных достижений. |
5,10 |
Ноябрь. |
Зам.дир. по УВР. |
4. |
Изучение учебной мотивации (рисуночные методики “Я в школе”). |
1,5 |
Ноябрь. |
Психолог. |
5. |
“Диагностика поведения и деятельности ребенка” опросник для учителей. |
1 |
Ноябрь. |
Психолог. |
6. |
Изучение интеллектуального развития учащихся. (ШТУР) |
10 |
Декабрь. |
Психолог. |
7. |
Изучение интеллектуального развития учащихся. (Методика для диагностики интеллектуального развития учащихся 4-х классов при переходе в среднее звено» |
4 |
Апрель. |
Психолог. |
Консультативный компонент.
|
№ |
Название мероприятия. |
Сроки. |
Ответственные. |
Мероприятия в МДОУ. |
1. |
Родительское собрание со следующей тематикой: “Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению” |
Октябрь. |
Педагог-психолог Воспитатели Учителя начальных классов |
2. |
Подготовка тематических выставок для родителей.
|
В течение года |
Воспитатели. |
|
3. |
Консультации учителей для родителей будущих первоклассников |
По запросу |
Учителя начальных классов |
|
4. |
Анкетирование родителей по теме “Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?” |
Январь. |
Воспитатели |
|
Мероприятия в школе. |
5. |
“Ребенок пошел в школу” родительское собрание в 1 классе. |
Октябрь. |
Психолог. |
6. |
“Итоги адаптационного периода” родительские собрания в 1 и 5 классах. |
Ноябрь. |
Психолог. |
|
7. |
“Время отдыха?” родительское собрание в 10 классе. |
Декабрь. |
Психолог. |
|
8. |
“Как помочь ребенку в пятом классе” родительское собрание в 4 классе. |
Май. |
Психолог. |
|
9. |
Индивидуальное консультирование родителей. |
В течение года. |
Психолог. |
Коррекционно-развивающий компонент.
|
№ |
Название мероприятия. |
Сроки. |
Ответственные |
МДОУ. |
1. |
Проведение тематических занятий по программе подготовки дошкольника к школе, с учетом формирования компонентов учебной деятельности. |
Ноябрь - апрель |
Педагог-психолог Воспитатели Учителя начальных классов |
2. |
Совместный интеллектуальный марафон “Я познаю мир” первоклассников и детей подготовительной группы |
Март |
Воспитатели Учителя начальных классов |
|
1 класс. |
3. |
“Здравствуй, школа!” адаптационные занятия с первоклассниками. |
Сентябрь-декабрь. |
Психолог. |
4. |
Преодоление школьной тревожности. Групповая работа. |
|
Психолог. |
|
Средняя ступень. |
5. |
Занятия по формированию готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения. |
Январь – май. |
Психолог. |
6. |
“Новичок в средней школе” |
I полугодие |
Психолог. |
|
Старшая ступень |
7. |
Индивидуальные консультации вновь прибывших в 10 класс. |
I четверть. |
Психолог. |
8. |
Профориентационные занятия по программе “Моя профессия» |
I полугодие |
Психолог. |
Литература.
-
Ганьшина В.Н. Книга учителя. МОУ “Лицей № 1” г. Усолье-Сибирское, 2007 г.
-
Елена Кравцова. "Десятиклассники" // Школьный психолог 2003, № 20.
-
Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. Под. Ред. Пилипко Н.В. М.:2002.
-
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону, 2006 г.
-
Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: 2003.
-
Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / Авт.-сост. В.И.Екимова, А.Г.Демидова. – М.: 2007 г.
-
Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов, 2005 г.
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: 2001.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прохорова Ольга Ильинична
→ Публикатор 14.10.2019 0 6313 410 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы