Мотивационные функции оценки учащихся
Терещенко М.Н.,
учитель физики МБОУ «СОШ № 36»
Мотивационные функции оценки учащихся
Насколько эффективна существующая система оценки знаний учащихся? Она периодически подвергается критическому обсуждению, но статистика показывает, что 90 % учителей довольны существующей системой.
Пятибалльная система оценивания дает довольно большую погрешность в оценке знаний учащихся. Традиционная система предусматривает оценки за устный ответ, контрольные, самостоятельные, экспериментальные работы. В старших классах может быть использована зачетная система, тогда добавится оценка за зачет. Не секрет, что наша так называемая пятибалльная система оценивания давно изменилась: на практике чаще используется всего лишь три оценки: «3», «4», «5».
Рейтинговая система оценки знаний считается более демократичной и способствующей более самостоятельному обучению. Взаимодействие учителя с учеником по традиционной схеме выглядит так: изложение вопрос ответ. С использованием рейтинговой системы это взаимодействие меняется: рекомендации действия по добыванию знаний ответ. Такая схема совершенно меняет подход к изучению предмета, а значит идет активное развитие познавательной потребности учащегося. Познавательная потребность всегда приносит радость, тогда как деятельность ради оценки сопровождается напряжением, раздражительностью, обидами и спорами с учителем на тему: «Почему мне поставили эту оценку, а не другую?» Потеря учебной мотивации может привести к образованию разрушающей силы, к глубокой изоляции, к систематическому невыполнению домашних заданий. Познавательная активность должна сопровождаться удовольствием от умственного напряжения, связанного с положительным эмоциональным настроением.
Рейтинг – это индивидуальный комплексный количественно-качественный накопительный индекс знаний и умений учащихся. Конечная суммарная оценка отражает систематическую работу ученика по данному предмету с использованием всех видов учебной деятельности. Накопление баллов происходит на каждом уроке и в конечном итоге приводит к повышению оценки за четверть. Дифференциация различных видов деятельности при рейтинговой системе позволяет каждому ученику выбрать для себя наиболее оптимальные виды деятельности согласно своим индивидуальным способностям, что придает ему больше уверенности в своих силах. Рейтинговая система оценивания предполагает плавный переход от оценки к оценке, степень субъективности преподавателя резко снижается. Итоговая оценка учащимся выставляется на основе общего количества баллов, которые они набрали за различные виды работы. Такая форма учета и контроля знаний явно будет способствовать наиболее полному усвоению знаний учащимися. Известно, что творческие способности слабо связаны с интеллектом. Для развития и творческих и интеллектуальных способностей учащихся необходимо помнить, что творческие решения приходят в момент релаксации или рассеяния внимания, а не в момент сосредоточения. Оценка в школе чаще ставится за быстроту ответа. Медлительность отдельных учеников при выполнении заданий может сослужить им плохую службу. Тогда как использование рейтинговой системы оценивания поможет решить данную проблему.
Правда, использование рейтинговой системы порождает для учителя две серьезные проблемы: оценить различные виды деятельности в баллах и привести баллы в соответствие с пятибалльной системой.
Какую бы систему оценивания не выбрал учитель, он должен помнить о мотивационной функции оценки. Оценка трактуется как выражение положительного или отрицатель¬ного отношения учителя к процессу и результатам деятельности учащихся в обучении. В практике оценка выражается самыми различ¬ными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, пристальный взгляд, тон голоса, положительная или отрицательная отметка, интерес к личности ученика, похвала или порицание, награда, наказание).
Экспериментально было доказано, что оценка обусловливает учение ученика. Интересный с этой точки зрения опыт провела Е.Г. Гурлоцкова с учениками IV и VI классов. Учащиеся были разделены на 4 группы. В пер-вой группе некоторые ученики были индивидуально опрошены и перед остальными учащимися их похвалили за хорошие ответы. Во второй группе некоторых учащихся после опроса перед всей группой упрекнули за слабые знания. На учеников третьей группы вообще не обра¬щали внимания, хотя они находились в том же классе и могли слышать по¬хвалу или выговор, полученные другими учениками. Четвертая (контрольная) группа учеников находилась в другом помещении и ничего не знала об остальных группах. В начале и в конце эксперимента группы выполняли математический тест. Эксперимент продолжался несколько дней. Ученики, которые индивидуально получали похвалу, достигли в уче¬нии наибольшего успеха. Получавшие отрицательную оценку ученики вто¬рой группы тоже продвинулись в учении, но значительно меньше, чем уче¬ники первой группы. Ученики, на которых не обращали никакого внима¬ния, либо вообще не достигли никакого прогресса, либо он у них проявился очень незначительно. Контрольная группа (четвертая), ученики которой не получали никаких оценок учителя, выполнили работу хуже, чем перед нача-лом эксперимента.
Было установлено, что оценка результатов, значительно влияя на уро-вень выполнения задания, становится важным стимулирующим фактором. Ученик, включенный в систему социальных отношений, очень эмоциональ¬но реагирует на каждую оценку. Оценивание пробуждает и закрепляет внут-реннее желание ученика хорошо выполнить задание и этим стимулирует его активность. Оценка учащихся внутренне связана с основными социальными отношениями в процессе обучения, т.е. отношениями между учителем и учеником и между учениками. Конечно, отношение ученика к учению, к отдельным предметам, к школьной работе не обусловливается только динамикой и характером от¬ношений между ним и учителем. Нужно одновременно помнить, что оценка обусловливает и структуру взаимоотношений между учащимися, положение ученика внутри ученического коллектива. Класс занимает по отношению к оценке учащегося определенную оценочную позицию, кото¬рая может соответствовать оценке учителя, а может и не совпадать с ней. Эта позиция модифицирует реакцию ученика на оценку, как положитель¬ную, так и отрицательную.
Б.Г.Ананьев выделил два аспекта педагоги¬ческого значения оценки: воздействие на умственную деятельность и стимулирование эмоциональности ученика (волевой сферы посредством пережива¬ния успеха или неудачи).
В школе каждое стремление к выпол¬нению задания должно регистрироваться и позитивно подкрепляться для того, чтобы формиро¬вать нужные навыки поведения в обществе. Для развития учащихся должен встречаться средний уровень преград. Не нужно давать задания, сложность которых превышает возможности ученика, так же как и не надо давать слишком легких заданий. И то, и другое способствует формированию неправильной самооценки. Когда стара¬ния ученика в школе недостаточно подкрепляются, то это часто приводит к интенсивному переключению на различную внешкольную деятельность, в которой он может переживать определенный успех. В этом направлении мо¬тивация будет развиваться все сильнее, тогда как в учебной работе она бу¬дет постоянно уменьшаться. Дело может дойти до такого негативного от¬ношения к учению в школе, что результаты, в конце концов, скажутся на по¬знавательной области, хотя объективно ученик обладает нормальными спо¬собностями. Положительная оценка удовлетворяет потребность в социаль¬ном признании, усиливает чувство уверенности, укрепляет внутреннее по¬ложительное отношение к требованиям учителя при обучении. Она увели¬чивает заинтересованность учеников в выполнении задания и мобилизует их силы и способности на достижение еще лучших результатов. В противо¬положность этому частые негативные оценки вызывают иногда трудно кон¬тролируемые последствия (упрямство, чувство неполноценности и т.д.). По¬стоянная цепь неудач и негативных оценок не удовлетворяет естественной потребности ученика в социальном признании, положительном обществен¬ном мнении. Она отрицательно воздействует на ученика, приводит его к ощущению неудовлетворенности, конфликта, тревоги, тоски. Другими словами, учеба должна быть трудной, но посильно трудной, приносящей удовлетворение от умственной деятельности.
Из этого не следует, что из учебного процесса должна быть исключена отрицательная оценка. Речь идет о ее правильном использовании. Именно от этого в значительной мере зависит, будет ли деятельность ученика при обуче¬нии обусловлена внешними средствами и авторитарно, или ее источниками будут внутренние потребности ученика. Действенность отрицательной оценки проявляется только в обстановке доб¬рожелательности и уважения к личности ученика, когда критика носит частный характер и не затрагивает всей личности учащегося. Таким образом, оценка вызывает активное отношение ученика к деятельности и одновре¬менно формирует предпосылки для его собственной самооценки.
Для успешного управления деятельностью учеников необходимо организовать непрерывную обратную связь и своевременно получить информацию об успешности продвижения каждого ученика.
Единую систему диагностики интеллектуального развития учащихся составля¬ют: воспроизведение опорных конспектов, устные теоретические ответы, самостоя¬тельные работы минимального, общего и продвинутого уровней, тестовые задания, тематические зачеты, контрольные работы, творческие задания. Ни один из этих способов не может быть заменен другим, потому что каждый имеет свою нагрузку. Так, например, воспроизведение опорных конспектов по системе Шаталова развивает зрительную память учащихся, моторику пальцев, умение быстро и четко работать чертежными инстру¬ментами, развивает умение в краткой логической последовательности излагать мате¬риал темы. Устные ответы учат грамотной научной речи, развивают умение четко излагать свои мысли. Зачеты учат систематизировать, обобщать и анализировать полученные знания. Домашние задания творческого характера позволяют развивать креативные начала учащихся.
Для диагностики приобретенных навыков владения информационной компетентностью рекомендую использовать систему уровней требований, которых восемь:
1. Уровень различения - умение отличать один объект от другого по наиболее существенным признакам.
2. Уровень узнавания – воспроизведение определения и характеристика свойств объекта.
3. Уровень припоминания – активное произвольное поисковое воспроизведение.
4. Уровень действия по образцу – закрепленные знания переведены в группу определенных умений, развитие которых может дойти до автоматизма и проявиться в виде навыков.
5. Ассоциативный уровень – способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, понятиями и процессами.
6. Уровень переноса – способность применить полученные знания в нестандартной ситуации.
7. Уровень классификации на общие и частные признаки.
8. Визуальный уровень – создание и оперирование образами.
Первый уровень развивает восприятие, уровни со второго по четвертый – память, пятый, шестой и седьмой уровни развивают мышление, а вот последний, восьмой уровень, является творческим и развивает именно творческие способности. Высшая ступень в знаниях, когда учащиеся могут выразить словесные формулировки в виде схем, рисунка, образа. При систематической и целенаправленной работе по развитию мыслительной активности многие учащиеся способны достичь высшего уровня для школы или максимально готовы стремиться к нему.
Наиболее полно формирование интеллектуальной и творческой деятельности происходит, на мой взгляд, в рамках развивающего обучения и деятельностного подхода в обучении.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терещенко Марина Николаевна
→ Marlin 21.04.2009 3 13395 2549 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК