Профориентационная работа с родителями младших школьников


Карпинская Екатерина Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ-СОШ № 18 г. Армавира


Профориентационная работа

с родителями младших школьников



В 2010 году школа, в которой я работала педагогом-психологом, получила статус экспериментальной профориентационной площадки. Соответственно вся воспитательная работа была пересмотрена, создана программа профориентационной работы, штаб профориентационной работы, и нетрудно догадаться, что психологу в этой работе отведена немаловажная роль.

В школе работает два психолога: один с учащимися начальной школы и младшими подростками (1-6 классы), другой – с подростками и старшеклассниками (7-11 классы). Понятно, что делать психологу по профориентации в старшем звене. Система профориентационной работы в старших классах давно разработана и многими школьными психологами успешно используется.

Но это в старших классах. А как же быть с малышами? Ведь в настоящее время зачастую ребенку требуется сделать выбор намного раньше (если это действительно осознанный выбор, а не выбор по типу «пойду куда легче поступить, куда ближе ехать, куда-нибудь, лишь бы попасть». Одна из причин открылась из разговора с 10-классником. Ребенок два года назад твердо решил стать практическим психологом, много читал по предмету, посещал школьный психологический кружок, занимал призовые места в олимпиадах, и вдруг в октябре заявляет, что на психолога он поступать не будет. На вопрос «Почему?» он ответил: «Потому что во всех ВУЗах на психолога надо сдавать ЕГЭ по биологии, а с ней у меня неважно, и подтянуть материал на должный уровень я уже не успею…»

Конечно, в этой конкретной ситуации нет вины школы, скорее, это вина нашей быстро меняющейся действительности – ведь когда-то биология для поступления на психологический факультет была не нужна, и у парня, видимо, были устаревшие сведения. Но тем не менее, цепочка прослеживается: чтобы поступить на нужный факультет, надо сдать ЕГЭ по определенному предмету; чтобы сдать этот экзамен, ты должен начать готовиться к нему заблаговременно, ведь хорошая подготовка (в том числе и с репетиторами) требует времени. И для разных учащихся это «заблаговременно» очень разное. Редко встречаются дети, которым на подготовку хватает «одной китайской ночи». Чаще всего, этот срок растягивается на несколько лет. Вот и получается, что решить для себя, хотя бы приблизительно, кем же я хочу быть, ребенок должен к 7-8 классу. А в 13-14 лет сделать такой серьезный и ответственный шаг очень сложно – практически невозможно. Хорошо, если рядом с ребенком находятся умные, грамотные, чуткие родители. Только где же их взять?

По данным опроса, проведенного в нескольких классах среди родителей и педагогов нашей школы, большинство родителей (и треть педагогов) занимается на работе совсем не тем, чем бы им хотелось. Иными словами, это люди, не испытывающие положительных эмоций на работе, не получающие удовлетворения от работы, находящиеся не там, где бы им хотелось, и занимающиеся не тем, чем им бы хотелось. То есть это огромный процент несчастливых людей! Ведь всем известна истина, что счастлив тот человек, который утром с радостью идет из дома на работу, а вечером с работы домой.

А теперь представьте: это люди, которые в свое время не смогли сделать правильный выбор. И эти несчастливые люди сейчас воспитывают новое поколение (несчастливых?) людей.

По статистике, большинство родителей учащихся начальной школы – это люди 28-35 лет. Когда им было по 15-17 лет (время профессионального самоопределения), шли 90-е годы. Помните, их называли «потерянным поколением». Дети, выросшие без нравственных ориентиров, без уверенности в завтрашнем дне. Профессии выбирались по принципу «где больше платят», а ВУЗы – «куда хватит денег поступить». Ни о какой профдиагностике речи и не ведется – зачем, если мечты неисполнимы?

А теперь вспомним еще пару избитых истин: «Вырастить счастливого ребенка могут только счастливые родители» и «Передать другому можно только то, чем владеешь сам».

Мы можем проводить разные мероприятия по профориентации в старших, средних и младших классах, но эффективными они будут только в том случае, если нашими союзниками станут родители. А чтобы они смогли помочь своим детям, им должны помочь мы. Пусть это будет своеобразный ликбез по науке счастья. Ведь проводим же мы в школах встречи, беседы на собраниях, лекции на тему «как правильно воспитывать детей», «как помочь готовить уроки», «Как уберечь от наркотиков». Почему бы не включить сюда же беседы на тему «Как правильно выбрать профессию», «Как стать счастливым в профессии» и тому подобные?

Мы – школа. Мы не Господь Бог. Мы не можем отвечать за все (хоть в последнее время нас пытаются убедить в обратном, - мы уже почти за все в ответе). Мы – всего лишь школа. Место, где дают знания. Место, где дают ориентиры и направления. А кто и как ими воспользуется – это уже личный выбор каждого конкретного ребенка. И здесь наша задача не держать его под постоянным контролем, как тревожная гиперопекающая мамаша, а дать возможность действовать и испытывать на себе ответственность за принятые решения. Конечно, рядом должен быть взрослый, но не кажется ли вам, что этим взрослым должен стать родитель? Представьте на минуту, что ваше родное чадо о важных, судьбоносных вещах в его жизни советуется не с вами, а чужими людьми. Нравится? А принимать ответственность за чужих детей уже стало привычным.

Мы предлагаем не отбирать у семьи возможность быть главной для ребенка. Мы предлагаем научить родителей уметь быть важными помощниками для своего ребенка. И в вопросах профориентации, и во многих других.

Примером подобной встречи с родителями хочется поделиться с вами.

Тема: «Счастливый родитель – счастливый ребенок».

Задачи встречи: дать задуматься о том, что делает нас счастливыми, о роли работы, в нашей жизни и о нашей роли в работе.

Ход встречи.

В качестве разминки и введения в тему можно предложить упражнение «Закончи фразу». Участникам предлагается по очереди закончить фразы, предлагаемые в устной или письменной форме. Примерные фразы могут быть такими: «Сегодня я…», «Когда я прихожу на работу, я…», «Когда я вижу своего начальника, я думаю…», «Иногда мне хочется…», «Последний раз я был счастлив…», «Когда я иду с работы домой…» и т.д.

Обсуждение ответов плавно перетекает в упражнение - обсуждение «Что мне мешает радоваться, быть счастливым». Здесь уместно предложить записать все плюсы и минусы на доске или индивидуально на листах бумаги, чтобы можно было увидеть: все наши причины зачастую надуманы или являются попыткой переложить ответственность за свои неприятности на других.

- Итак, мы с вами выяснили, что нам мешает стать полностью счастливыми. Но все это – вещи внешние, то, что стоит вне нас. Попробуйте заглянуть внутрь себя – это единственное место, где есть все возможные ресурсы, чтобы наладить свою жизнь. Это единственное место на земле, где можно найти смысл. Ведь если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла, в частности с помощью химических препаратов. А когда находится смысл, появляется ощущение счастья. На самом деле ведь счастье - это не цель, к которой человек стремится, а скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели.

Многие люди утверждают, что могли бы выполнить свою жизненную миссию, если бы выбрали себе другую профессию. Но такие заявления – либо неверное понимание роли выбранной профессии, либо самообман. Если и существуют случаи, когда выбранная работа не приносит человеку удовлетворения, то виноват сам человек, а не работа. Работа сама по себе не делает человека нужным и незаменимым; она лишь предоставляет ему возможность стать таковым.

Одна пациентка доктора Франкла как-то заявила, что «считает свою жизнь бессмысленной, а потому и не желает поправляться, но все было бы иначе, все было бы прекрасно, имей она работу, в которой она могла бы реализовать себя как личность: если б, к примеру, она была врачом, или санитаркой… Необходимо было показать этой больной, что важна не работа, которую человек выполняет, а то, как он делает эту работу. И не от нашей профессии, а от нас самих зависит, найдут ли свое выражение в работе те личностные, неповторимые черты, которые составляют нашу индивидуальность и, таким образом, наполняют смыслом нашу жизнь.

Что в действительности представляет собой профессия врача?.. Смысл его работе врача придают как раз те дела, которые он делает помимо своих чисто медицинских обязанностей. Особый статус профессия врача имеет благодаря именно тому, что человек привносит в свою работу как личность. И только выходя за пределы чисто профессиональных функций, врач выполняет истинно уникальную работу, в которой лишь одной он может раскрыться как личность.

Ну а что же представляет собой работа санитарок, которым так позавидовала наша пациентка? Они стерилизуют шприцы, разносят судна, меняют постельное белье - все это очень важные дела, однако… только когда санитарка делает какую-нибудь мелочь, которая не входит в ее обязанности, когда, скажем, она находит какое-нибудь теплое слово для тяжелобольного, тогда и только тогда ее жизнь наполняется смыслом благодаря ее работе.

Подобное возможно в каждой профессии, если работу рассматривать в свете вышеизложенного. Нужность и незаменимость человека, его индивидуальная неповторимость проистекают из него самого, зависят от того, кто и как выполняет работу, а не от того, что это за работа.

Игра «Волшебная шкатулка». Для этого упражнения необходимо заранее подготовить непрозрачную коробку (сумку, шкатулку), наполненную различными вещами: фигурки животных, канцелярские принадлежности, ключи, пуговицы, небольшие картинки, ложки, калькулятор, клубок ниток, т.д.

- У меня есть волшебная шкатулка. Обычные вещи, которые попадают в нее, становятся волшебными. Они помогают людям найти ответы на волнующие вопросы, найти нужные решения, мысли, смыслы, дают необходимый ресурс. Смысл упражнения заключается в том, что каждый участник по очереди, не глядя, достает из шкатулки один предмет и пытается ответить на вопрос: «Как этот предмет может мне помочь стать счастливее?» здесь важно не конкретное видение предмета, а образное, творческое мышление. Например, доставшаяся кому-то скрепка может натолкнуть на мысль о необходимости укрепить отношения, или упорядочить бумажные дела на работе, или собраться самому для выполнения какого-то дела.

Даже самые простые предметы могут натолкнуть человека на важную для него мысль. Неважно, что он вытащил, - важно, как он это понял. После упражнения можно провести обсуждение, эмоциональную обратную связь.

В завершение встречи предлагаю ответить на вопрос: как я смогу использовать полученные сегодня знания, чтобы сделать себя и своего ребенка более счастливым?



Хочется добавить, что если подобные встречи с родителями проводить регулярно, мы сможем если не привить вдумчивое отношение к жизни, то хотя бы подтолкнуть к размышлениям о своей роли в жизни – своей и жизни ребенка, а думающий родитель сможет научить думать своего ребенка – и при выборе компании, и при выборе профессии, и при выборе образа жизни.





Источники:

http://www.pobedish.ru/main/bezraboti?id=179 Виктор Франкл. Из книги «Человек в поисках смысла».

2



Полный текст материала Профориентационная работа с родителями младших школьников смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карпинская Екатерина Владимировна  которая
26.07.2012 1 6319 892

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК