Статья "Представления молодежи о смысле жизни"
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
Шульц Евгения Андреевна
Педагог-психолог МКОУ «Северо-Любинская СОШ» Любинского района Омской области
Человек во все времена задавался вопросами «Зачем я живу?» и «В чем смысл жизни?». В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий. Для Платона смысл жизни заключался в заботах о душе. Аристотель стремился стать добродетельным человеком и ответственным гражданином. Эпикур смысл жизни видел в достижении личного счастья, покоя и блаженства, Диоген Синопский видел смысл жизни во внутренней свободе, презрении к богатству. По мнению стоиков, смысл жизни заключается в покорности судьбе. Изучением вопроса о смысле жизни занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как З. Фрейд, В. Франкл, В. Розанов, В. Соловьев, С. Франк, В. Несмелов, М. Тареев, Л. Выготский, Л. Толстой и др. В отечественной психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем. Смысловую сферу личности, Д.А. Леонтьев определяет, как особым образом организованную совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах [2; с.78].
Целью нашего исследования было выяснить, что современная молодежь понимает под словосочетанием «смысл жизни», задаётся ли вопросом, для чего человек живет и к чему стремится. Смысл жизни – это философская и духовная проблема, которая имеет отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также как индивидуума. Смысл жизни является одним из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности [1].
Первой системой научной психологии, обратившейся к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека, закономерно стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной характеристикой психоаналитического подхода, как с точки зрения представителей самого этого подхода, так и с точки зрения “внешних критиков” этого течения. В работах Фрейда впервые встречается понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии. Фрейд разработал таксономию смыслов личностных отношений. Обратимся к содержанию, которое вкладывал Фрейд в понятие смысла в своих ранних работах. В специальном исследовании, посвященном анализу понятия смысла в работах Фрейда, Р.Шоп выделяет четыре несовпадающих трактовки смысла в различных контекстах. В первом понимании смысл сновидения или смысл символа – это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается. Второе понимание отождествляет смысл с целью или намерением данного психического акта. Третье понимание отличается от второго добавлением указания на значимость этого акта. И, наконец, четвертое понимание отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами. Как правило, эти мотивы не осознаются, однако не всегда. Сам Фрейд утверждает, однако, что смысл симптомов содержится именно в бессознательных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома. Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у Фрейда полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания его отражают, скорее, различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл) в тех или иных контекстах Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними".
Первое альтернативное по отношению к фрейдовскому развернутое понимание смысла сформулировано в поздних работах одного из основных оппонентов Фрейда – Альфреда Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Адлер характеризует свою систему индивидуальной психологии как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают миру и самим себе, хотя полностью к этим смыслам предмет изучения индивидуальной психологии не сводится. Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам, в противоположность фрейдовскому вопросу «Почему?». Адлер признает, что никто не может похвастаться обладанием истинным, абсолютным смыслом жизни: смыслов столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным. Таким образом, в работах Адлера представлен другой подход к проблеме смысла, существенно отличающийся от психоаналитического.
Юнг обращался как к проблеме смысла жизни, так и к проблеме интерпретации смысла сновидений, продуктов фантазии и т.п., хотя нигде понятие смысла не выступало у него предметом специального систематического анализа. Он выдвигает положение о том, что люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Смысл жизни связан лишь с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья. Для Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача. Смысл жизни для Юнга не является чем-то сугубо субъективным. Юнг прямо называет архетипы и в особенности символы источниками, придающими смысл нашей жизни. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным"[2; с. 228-234].
Представление о смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности и психотерапии Виктора Франкла. В своем учении Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических “ноогенных неврозов”, и разных видов отклоняющегося поведения. Утрата смысла приводит к попыткам заполнения "экзистенциальному вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д. Учение о смысле жизни учит тому, что смысл в принципе доступен любому человеку [3;c.186].
В российской психологии проблема смысла детально разрабатывается в рамках "вершинной психологии" Л.С. Выготского, работах С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман) и ряде других современных подходов [2; с.237].
Для достижения поставленной цели исследования нами была проведена фокус – группа, в ней принимали участие молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет, с разными уровнями образования. Респондентам были предложены следующие вопросы:
Для чего человек задается вопросом о смысле жизни?
Какими жизненными целями руководствуется современная молодежь?
Каким кредо в жизни Вы руководствуетесь?
Какие ценности Вы стремитесь реализовать в своей жизни?
Какие моменты вашего жизненного пути подтолкнули Вас задуматься о смысле жизни? Опишите их.
Опишите человека, у которого есть смысл жизни.
Какие ассоциации у Вас возникают при словах осмысленная и пустая жизнь.
Проведя анализ полученных ответов мы пришли к следующим выводам. Современные молодые люди задаются вопросом о смысле жизни для того чтобы лучше ее понимать, чтобы делать меньше ошибок и быть счастливыми. Главными целями для них являются материальное благополучие, веселая, интересная жизнь и профессиональная карьера. Жизненное кредо опрошенных можно выразить следующими словами: бороться, добиться, не сдаваться и радоваться. Основными ценностями для современной молодежи являются отношения, здоровье, семья, свобода, материальное благополучие, саморазвитие и безопасность. Они задумываются о смысле жизни только тогда, когда с ними или с их близкими произойдет какая – либо катастрофа или трагедия, некоторые задумываются от одиночества или просто от «нечего делать». Человек со смыслом жизни, по их мнению, идет твердой походкой, у него блестят глаза, он радостный, открытый и счастлив от того, что у него есть цель в жизни. Осмысленная жизнь у молодых людей ассоциируется с радостью, насыщенностью жизни, наличием семьи и любимой работы, жизнь в которой человек постоянно находится в движении, а пустая жизнь для них это грусть, одиночество, темнота и однообразие текущей жизни.
Обобщая выше изложенные результаты, можно сказать, что мнения респондентов разделились на две группы, для одних смысл жизни это яркая, праздничная, веселая, беззаботная материально обеспеченная жизнь, где не нужно сильно «напрягаться», работать и трудиться. А для второй группы респондентов смысл жизни это постоянный рост, хорошая работа, саморазвитие, жизни в которой если хочешь чего – нибудь добиться, то нужно приложить немало усилий, не сдаваться и добиваться своих поставленных целей. Радует то, что для молодежи важны такие вечные ценности как семья, здоровье, свобода, безопасность, это говорит о том, что люди действительно стремятся сохранить данные ценности, так как они заложены в них с детства.
Такие результаты свидетельствуют о том, что люди редко или совсем перестали задумываться над смыслом жизни. Сейчас редко встретишь человека, который действительно думает над этим вопросом в таком глубоком понимании как задумывались об этом раньше такие ученые философы как Сократ, Платон, Аристотель, З. Фрейд, А. Адлер, В. Франкл и др. Возможно это связано с современным ритмом жизни, попадая в который человеку просто физически не хватает времени задаваться таким вечным вопросом как «В чем смысл жизни?», в это время он, скорее всего, решает вопросы, связанные со своей работой, какими – либо проблемами возможно даже с удовлетворением своих простейших потребностей. Если рассматривать вопрос о смысле жизни с точки зрения пирамиды потребностей А. Маслоу, то данный вопрос, скорее всего, будет отнесен к самой наивысшей из потребностей к самоактуализации, а ведь, как известно если не удовлетворены низшие потребности, то, как человек может задумываться над высшими потребностями, т.е. в нашем случае над смыслом жизни. А наше общество, как мы предполагаем, находиться как раз на уровне удовлетворения низших потребностей, следовательно, оно не станет задумываться над смыслом жизни.
Литература
Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Леонтьев Д. А. Психология смысла/ Д. А. Леонтьев. – Москва, изд-во Смысл, 2005. – 512с.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: / Общ. ред. Л.Я. Гозмана. - М.: Прогресс, 1990. – 322с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шульц Евгения Андреевна
→ ШЕА 29.11.2013 2 6821 782 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.