Статья "Как помочь тревожным детям"
Как помочь тревожным детям.
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 3
Манжарова О.В.
Детство—период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.
Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться новому.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
Человек вообще и ребенок в частности развивается по годам. Линия развития от детства до глубокой старости представляет собой преодоление определенных кризисов ( как ступени развития, по которым он либо поднимается, либо топчется на месте).
На протяжении всей жизни человек проходит 8 этапов психо-социальных кризисов.
Мне бы хотелось остановиться на 5 из них.
1 стадия – Базового доверия – недоверия от 0 до 2 лет
Кризис связан с удовлетворением или неудовлетворением основных психо- физиологических потребностей со стороны матери. На это влияет система отношений мать- дитя.
Если сформирутся недоверие к окружающим и к самому себе, эта неуверенность остается на всю жизнь.
2 стадия – Автономия от 2 до 4 лет
Стадия – упрямство.
Состояние между формирующимся чувством независимости и ощущением стыда. Строгий контроль со стороны родителей приводит к формированию комплекса стыда и неполноценности.
3 стадия – Инициативы - вины от 4 до 6лет
Ребенок любит получать и выполнять задания. Ребенок постоянно требует поддержки собственной инициативы. Если поддержки инициативности нет, то переживание повторных неудач приводит к чувству вины и покорности.
4 стадия – Активность – недостаточность
От 6 до 10 лет девочки
От 6 до 12 лет мальчики
Подросток начинает видеть ценность своего труда, своей деятельности, особенно если он свой труд доводит до конца. Это период обучения стабильным навыкам. Прививается вкус к труду. Происходит овладение сферой деятельности и постепенное ее расширение. Очень важна роль отца.
5 фаза – Идентичность – смещение ролей.
От 10 до 21 девочки
От 12 до 23 мальчики.
Основой становиться понимание принадлежности к определенному полу и непонимание форм поведения данного пола. Подростки не знают в чем их основная роль. Если все благополучно, то происходит усвоение образцов поведения значимых для него людей, особенно одного с ним пола. Девочки обретают черты женственности в конкуренции с матерью. Дружеские отношения возникающие в этот период наиболее прочные.
Если этот этап развивается успешно, то идет формирование определенного типа личности.
И еще хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что при поступлении в сад, в школу или другие заведения ребенок, подросток испытывает тревогу, а если ребенок не смог адаптировать в окружающей его среде, то тревога перерастает в устойчивое состояние тревожности.
Следует отличать тревогу от тревожности.
Если тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым состоянием, (волнение во время ответа около доски). Если беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным, то это проявление тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо
родителями и школой.
-
Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)
-
Негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое
положение.
Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность взрослых передаётся ребёнку.
Категории определения тревожности у детей
-
Постоянное беспокойство
-
Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём - либо.
-
Мышечное напряжение.
-
Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребёнок тревожен, если хотя бы один из критериев, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребёнка можно использовать следующий опросник (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ:
тревожный ребенок
-
Не может долго работать, не уставая.
-
Ему трудно сосредоточиться на чём - то.
-
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
-
Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
-
Смущается чаще других.
-
Часто говорит о напряжённых ситуациях.
-
Как правило, краснеет, в незнакомой обстановке.
-
Жалуется, что ему снятся страшные сны.
-
Руки у него обычно холодные и влажные.
-
У него нередко бывает расстройство стула.
11.Сильно потеет, когда волнуется.
-
Не обладает хорошим аппетитом.
-
Спит беспокойно, засыпает с трудом.
-
Пуглив, многое вызывает у него страх.
-
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
-
Часто не может сдержать слёзы.
-
Плохо переносит ожидание.
-
Не любит браться за новое дело.
-
Не уверен в себе, в своих силах.
-
Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируется количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность - 15-20 баллов Средняя - 7 - 14 баллов Низкая - 1 - 6 баллов.
Можно использовать проективные методики такие как «Кактус», «Один день в школе» и т.п.
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако, порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах.
Полезно снизить количество замечаний.
Ласковые прикосновения помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
Научить ребенка учиться можно только тогда, когда знаешь чему учить и как.
Очень важно понимать, принимать и любить детей такими - какие они есть.
Удачи Вам !
На странице приведен фрагмент.
Автор: Манжарова Ольга Васильевна
→ Публикатор 29.09.2018 0 1395 337 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы