Статья "Мотивация личности"
Мотивация личности.
За последние 30-40 лет психология мотивации изменилась до неузнаваемости, однако отечественные программы и учебники эти изменения обошли стороной; до сих пор работы А.Маслоу и В.Франкла 50-летней давности преподносятся в них как последнее слово в этой области. С 2002 г., когда Д.А.Леонтьев начал читать на вечернем отделении факультета психологии МГУ лекции по разделу «Психология мотивации и эмоций» курса общей психологии, он столкнулся с необходимостью радикальной переделки всего курса. Поэтому параллельно с перестройкой программы пришлось решать задачу обеспечения издания книг, отражающих современное состояние этой области психологии. За последние 2 года вышли или сданы в печать и выйдут в ближайшие месяцы коллективная монография «Современная психология мотивации» под ред. Д.А.Леонтьева (М.: Смысл, 2002), фундаментальные учебники «Мотивация и деятельность» Х.Хекхаузена (2-е, переработанное издание. СПБ.: Питер; М.: Смысл, 2003) и «Психология эмоций» Г.Бреслава (М.: Смысл; Академия, 2004), учебное пособие «Психология мотивации достижения» Т.О.Гордеевой (М.: Смысл, 2004), переводные книги «Психология высших устремлений» Р.Эммонса (М.: Смысл, 2004) и «Мотивация, действие и перспектива будущего» Ж.Нюттена (М.: Смысл, 2004). Тем не менее, задача обеспечения литературой этого раздела еще не полностью решена; чтобы способствовать этому, мы печатаем в журнале вводную лекцию курса Д.А.Леонтьева и намерены продолжать эту практику и в дальнейшем. В одном из ближайших номеров мы планируем опубликовать составленную Д.А.Леонтьевым новую учебную программу этого раздела.
-
-
Психология мотивации в структуре психологического знания
-
Научная психология начиналась в конце XIX века с исследования познавательных процессов и сознания: ощущений, восприятия, внимания, памяти. В начале XX века в перечне изучаемых проблем появились мышление, воля и эмоции. Еще позже, к концу 1930-х гг., появилась психология личности, которая сейчас развивается намного более быстрыми темпами, чем все остальные разделы психологии вместе взятые.
Психология мотивации развивалась в мировой психологии очень неравномерно, в отличие и от психологии познавательных процессов и психологии личности. Психология мотивации развивалась первое время как часть психологии личности. В 1930-1950-е годы было вообще невозможно отделить психологию мотивации от психологии личности: основная суть личности виделась в ее мотивационном ядре и, наоборот, психология мотивации фактически сводилась к универсальным базовым потребностям, которые образуют основу личности, к тому, что вообще движет человеком, какие у человека главные мотивы или движущие силы.
В 1960—1970-е годы психология мотивации изменилась очень резко; она отделилась от психологии личности и сблизилась, скорее, с когнитивной психологией, которая переживала тогда свой расцвет.
Гордон Олпорт в конце 1930-х — начале 1940-х годов ввел принцип, который назвал принципом функциональной автономии мотивов, который заключается в том, что в процессе развития человека одни мотивы порождают другие мотивы, от более старых, древних отпочковываются новые, и эти новые мотивы становятся полностью функционально автономны от старых, то есть старые на них уже больше не влияют. Если раньше основной задачей была классификация и диагностика того, какие у человека потребности, то уже в 1960—1970-е годы фокус внимания сместился на конкретные детальные механизмы трансформаций этих потребностей в ходе деятельности.
Мотивация — это не прямолинейный процесс по схеме «щелк − зажужжало» (Чалдини, 1998), это сложная система процессов, с разными элементами и связями между ними. Пример: студент может хорошо учится и получать хорошие оценки для того, чтобы его родители были им довольны, но может и наоборот, стараться, чтобы его родители были довольны, ради того, чтобы они дали ему возможность учиться (1950—1980-е годы, Жозеф Нюттен). Мотивация— это не просто набор элементов, но и очень сложные системные взаимосвязи этих элементов.
Психология — наука молодая, она этот путь еще не прошла полностью, поэтому расцвет целого ряда альтернативных теорий, который мы наблюдаем в середине XX века, отчасти напоминает Милетскую школу, с которой в античности начиналась философия и наука вообще. К 1970-м годам начинается превращение психологи личности и мотивации из набора разрозненных школ, спорящих между собой, в общую научную индустрию. Возникает общий язык, методы, исследования и стремление к интеграции. В 1960-е годы появились попытки интегрировать, соединить разные, раньше непримиримо друг к другу относившиеся школы, подходы к мотивации: пробовали соединять и бихевиоризм с психоанализом, и психоанализ с теорией информации, и многое другое. В 1970—1980-е годы мотивация стала предметом интенсивнейших экспериментальных исследований, в результате чего она стала терять свои собственные границы. Существует ли мотивация как отдельная область общей психологии?
-
-
Общее представление о мотивации. Детерминация и самодетерминация
-
Слово «мотивация» имеет тот же корень, что и слово «эмоция» — латинское слово «movere» (двигать). Мотивация — это то, что куда-то нас движет. По справедливому замечанию С.Л. Рубинштейна, «учение о мотивации выступает как конкретизация учения о детерминации». Согласно его определению, «мотивация человеческого поведения — это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром».
В область психологии мотивации не входят и внутренние процессы, осуществляющиеся без опосредования психическими звеньями, такие как дыхание, кашель, энурез; они имеют причины, но не имеют мотивов. Для них характерна прямая связь между внешними и внутренними факторами, скажем, попадание твердой частицы в лёгкие вызывает реакцию — кашель, — к которой психика не имеет отношения.
Психологию мотивации интересуют причины и регуляторы поведения, а не само его протекание. Причины — это то, что вообще делает возможным те или иные действия, без чего они бы не состоялись. Регуляторы — это то, что влияет на направление и конкретные параметры уже осуществляющихся действий. Различие между регуляцией и детерминацией — это различие между теми факторами, которые просто влияют на протекание процесса, сдвигая его в ту или иную сторону, и теми факторами, которые его порождают, без которых его бы не было. Влияет на протекание действия довольно много разных факторов, и внешних, и внутренних. О мотивации можно говорить только в тех случаях, в которых имеется дело с детерминацией, то есть с порождением, с возникновением каких-то поведенческих актов.
Одна из характерных позиций по отношению к проблемам человеческой свободы/детерминированности выражена крупным отечественным нейрофизиологом П.В. Симоновым, автором одной из достаточно известных теорий мотивации, эмоций и воли. Симонов считает, что свобода существует для человека только субъективно, а объективно ее нет. Субъективно человек свободен, считает принимаемые им решения обусловленными его собственным выбором, но объективно они причинно детерминированы, просто он не знает тех детерминант, которые влияют на его решение, на его выбор.
Когда некоторая начальная детерминированность процесса далее прекращается, и процесс получает какой-то источник движения в самом себе. Сам процесс начинает себя поддерживать, и явление перестает быть детерминированным, становится самодетерминированным (например, двигатель внутреннего сгорания).
Различение причинной и целевой детерминации (Аристотель). Причина — это то, что толкает, цель — это то, что каким-то образом отражаясь в сознании, в психике, направляет нас к себе. Это достаточно характерная особенность мотивации человека. В. К. Вилюнас (1986): мотив всегда направлен на какое-то изменение в существующем положении вещей, мотив всегда побуждает человека прийти к какому-то состоянию, которого на данный момент нет.
Теория П.В. Симонова: нам только кажется, что нами руководит какая-то цель, идеал, который мы отражаем в сознании, а на самом деле нами руководят рефлексы или что-то еще. Рефлекс цели – это, говоря филологическими терминами, оксюморон, то есть совмещение в одном термине совершенно невозможных вещей: там, где цель, не может быть рефлекс; там, где рефлекс, не может быть цели.
И.Пригожиным ввел понятие разрыв детерминации, который образуется в результате разветвления, когда возможны два разных варианта течения процесса, процесс может пойти в одном или другом направлении, причем нет такого фактора, такого условия, которое бы определяло выбор направления. Такие точки он назвал точками бифуркации (от лат. bifurcatio – раздвоение), а соответствующие процессы — бифуркационными процессами (Пригожин, Стенгерс, 1985).
3)Мотивация в структуре регуляции деятельности
Понятие «регуляция» является ключевым для понимания строения мотивации человека. Регуляция: понятие регуляции как влияние на протекание процесса и определенные критерии, в соответствии с которыми это влияние оказывается. Вся человеческая жизнь и деятельность как ее фрагмент — это процессы, регулируемые с разных сторон и в соответствии с разными критериями. Самое главное — четко определить критерии, согласно которым регулируются процессы.
Мотивационная регуляция — это регуляция деятельности в соответствии с четвертым критерием, то есть под углом зрения ее соответствии потребностям, целям и желаниям субъекта. Наряду с ней существуют другие регуляционные процессы, направленные на адаптацию к внешним условиям и к особенностям предмета.
Исходная точка любой деятельности — то, что обычно описывают в терминах потребностей, влечений, то, что явно, безусловно, выступает как некое требование к нам и поэтому порождает какую-то активность.
Первой моделью такого рода была теория поля Курта Левина (2001), созданная в 1920—1930-е годы. В 1960-1970-е годы другую аналогичную полевую модель разработали Дж.Аткинсон и Р.Бёрч (см. Хекхаузен, 1986). Недавно, в 1990-е годы, появился ещё один вариант полевой модели — теория потока М. Чиксентмихайи (Csikszentmihalyi, 1990). Но такого рода теории обычно остаются на периферии, не входят в основное направление движения, им предпочитают более простые модели.
Один из ведущих отечественных специалистов в вопросах общей психологии Ф.Е. Василюк в монографии «Психология переживания» (Василюк, 1984) построил простую типологию абстрактных жизненных миров, то есть способов взаимоотношения с миром. Он взял за основу две особенности человека: базовую характеристику внешнего мира — его легкость или трудность, — и базовую характеристику нашего внутреннего мира — его простоту или сложность.
Из этой абстрактной теоретической классификации выводится ряд очень важных следствий. Внутренний мир человека является не простым, а сложным, что показывает о не возможности реально говорить об одном отдельно взятом мотиве. Всегда существует система мотивов, которые определенным образом между собой упорядочены.
4) Структура мотивации человека
Схема структуру мотивации человека по А.Г. Асмолов, Краткий психологический словарь(Мотивация, 1985):
Первая группа факторов — источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня — всегда обобщенные, устойчивые факторы, то, что стабильно характеризует человека и относится в равной степени как к мотивации, так и к личности.
Вторая группа факторов — факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Конкретная ситуация характеризуется уникальной динамической констелляцией причин и детерминант поведения.
Третья группа факторов — факторы, которые обеспечивают собственно регуляцию, направленность деятельности на реализацию мотива. Сам мотив — это половина дела, это стартовая точка; мотив порождает свои вторичные регуляторы, которые помогают деятельности не отклониться от курса и позволяют довести деятельность до конца. Сюда относятся цели, установки, эмоциональные процессы, то есть то, что сопровождает течение деятельности, все то, что входит в ёмкое понятие регуляции. Эмоциональные процессы служат сигналами на этом пути. Установки — ещё одна группа факторов, которые тоже выступают в роли регуляторов. Они являются концентратами ранее полученного мной опыта моих действий в мире. Установки тоже включаются в систему мотивационной регуляции деятельности, придают ей стабильность.
Разные авторы в одни и те же слова вкладывают часто совершенно разный смысл. Трехуровневая схема помогает понимать эти различия. Скажем, мотив понимают совершенно по-разному. У В.К. Вилюнаса (1986) это структура второго, ситуативного уровня. У Х. Хекхаузена (1986) мотив — это структура высшего уровня, устойчивая личностная диспозиция, которая в конкретной ситуации порождает ситуативный процесс мотивации. У А.Н. Леонтьева, когда он говорит о соотношении мотива и цели, мотива и деятельности (Леонтьев, 1971) мотив — это структура второго уровня, то, что формируется здесь и теперь и побуждает текущую деятельность. Но когда он говорит о структуре личности (Леонтьев, 1977), в слово «мотив» он уже вкладывает другое содержание, относящееся к первому, высшему уровню. В области психологии мотивации употребление даже самых базовых понятий очень разное; важно отличать само слово от его содержания.
-
Эмоционально-волевая сфера личности.
Для нормальной жизнедеятельности и развития в социуме большое значение имеет эмоционально волевая сфера личности. Эмоции и чувства играют очень важную роль в жизни человека.
Воля – способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности. С рождения человек ей не обладает, так как, в основном, все его действия основаны на интуиции. По мере накопления жизненного опыта начинают проявляться волевые действия, которые становиться все сложнее. Важно то, что человек не просто узнает мир, а и пытается каким-то образом подстроить его под себя. Именно это и есть волевые действия, которые являются очень важными показателями в жизни.
Волевая сфера личности чаще всего проявляется, когда на жизненном пути встречаются различные трудности и испытания. Последним этапом в формировании воли является действия, которые необходимо совершить для преодоления внешних и внутренних препятствий. Если говорить об истории, то волевые решения в разное время формировались благодаря определенной трудовой деятельности. Например, первобытный человек, чтобы добыть еду совершал определенное количество действий.
Характеристика волевой сферы личности
Волевые действия можно разделить на две группы:
-
Простые – действия, которые не требуют затрат определенных сил и дополнительной организации.
-
Сложные – действия, которые подразумевают определенную концентрацию, настойчивость и умения.
Для того чтобы понять сущность таких действий, необходимо разбираться в структуре. Волевой акт состоит их таких элементов:
- импульс;
- мотив;
- способ и средство деятельности;
- принятие решения;
- выполнение решения.
Развитие эмоционально волевой сферы личности
Этот процесс достаточно сложный и происходит он за счет влияние различных факторов. К внешним раздражителям можно отнести определенные социальные условия, а к внутренним, например, наследственность. Развитие происходит, начиная с раннего возраста и до подросткового периода и его можно разделить на определенные этапы:
-
От рождения и до 3-х летнего возраста преобладает сомато-вегетативный тип. Какие-либо недовольства проявляются увеличенной эмоциональной возбудимостью.
-
В возрасте от 3 до 7 лет эмоциональная и волевая сфера личности проявляется психомоторным типом реагирования. В этом периоде у ребенка часто проявляется негативизм, оппозиционность, а также формируются такие реакции, как страх и испуг.
-
Следующий этап развития – возраст от 7 до 11 лет. В этом периоде у ребенка преобладает аффективный тип реагирования, который проявляется впечатлительностью и тревожностью. Чувство тревоги становиться более стабильным. В этом возрасте у ребенка формируется самооценка и такие волевые черты, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и др.
-
В возрасте от 12 до 15 лет волевая сфера личности в психологии проявляется доминированием эмоционально-идеаторного типа поведения. Ребенку в таком возрасте характерны такие черты: обидчивость, неуравновешенность, раздражительность, смена настроения, конфликтность. Все это затрудняет адаптацию в обществе.
-
Последний этап развития воли – возраст от 16 до 18 лет. В этот период наблюдается стабилизация эмоционального состояния. У подростков в этом возрасте проявляются такие черты: самостоятельность, целеустремленность, выдержка, решительность, настойчивость, хорошая концентрация, умение выходить из сложных ситуаций.
Нарушения эмоционально волевой сферы личности проявляется:
- неуверенностью в себе;
- неадекватной самооценкой;
- увеличенной тревожностью;
- проблемами во взаимодействии с другими людьми;
- эмоциональным напряжением;
- нежеланием что-либо делать;
- увеличенной импульсивностью.
Литература:
-
Слотина Т.В. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 304с.
-
Мотивация и мотивы / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии».
-
Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
-
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Георгиенко Марина Александровна
→ marishkageorgienko91 16.11.2018 0 3200 375 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.