Статья "Психолого-этический аспект в работе с детьми с ОВЗ"
Методическое сообщение
по теме "Психолого-этический аспект в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Преп. Антощенко Т.М.
Калининград 2019
Психолого-этический аспект в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Детский церебральный паралич.
ДЦП — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.
ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный период, в момент родов или на первом году жизни.
ДЦП - это не неспособность двигаться вообще, а неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения.
Двигательные нарушения очень часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, а также нарушениями функций анализаторов (около 25% детей имеют аномалии зрения, у 20-25% детей наблюдается снижение слуха).
Примерно 20-25 % детей с ДЦП имеют потенциально сохранный интеллект, задержка психического развития встречается приблизительно у 50% детей с церебральным параличом, и интеллектуальные нарушения имеют место у 25% детей с ДЦП.
Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Особенности развития познавательных процессов у детей с ДЦП.
У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, распределения внимания. Наблюдаются трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах.
Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия.
У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумленных» изображений, нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). У некоторых детей долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию.
У большинства детей с ДЦП ограничена предметно-практическая деятельность, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Недостаточность осязательного восприятия приводит к дефициту знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела.
Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом, плохо определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями там и тут, затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, агрессивности у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости.
У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности.
Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Важную роль в психическом развитии играют оказание ранней коррекционно-педагогической помощи, условия адекватного воспитания и обучения.
Рекомендации педагогам по психолого-педагогическому сопровождению детей с ДЦП:
У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.
Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).
На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.
В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны педагога с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки - контроля за слюнотечением.
Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Так как темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время.
Ребёнку с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога и логопеда.
Не демонстрировать жалости!
Коррекционно-педагогическая работа не достигнет желаемого эффекта, если в процесс не будет вовлечена семья ребенка с ДЦП.
Профессионализм современного преподавателя детской музыкальной школы заключается в реализации идеи личностно ориентированного образования, направленного на воспитание развитой, самостоятельной, свободной, нравственно-ориентированной личностью, способной к самовыражению и свободно адаптирующейся в современном обществе.
В работе с современными детьми преподаватели должны руководствоваться следующими принципами: приоритетность прав и интересов учащихся; направленность на формирование личностных качеств у учащихся; направленность на развитие творческого начала учащихся; принцип доступности; выработка и повышение мотивации у учащихся к обучению.
Преподаватель должен исходить из интересов ребенка в организации учебно-воспитательного процесса – в этом состоит приоритетность прав и интересов учащихся. Дифференцированный подход к учащемуся следует применять как в обучении, так и в воспитании.
Учебно-воспитательная работа должна содержать не только формирование исполнительских навыков, но и безусловна направлена на формирование личностных качеств у учащихся – на развитие таких личностных качеств как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость, толерантность, уверенность в собственных силах и возможностях.
Воспитательный процесс должен быть направлен на развитие положительных черт характера учащегося, на формировании у него активной жизненной позиции и правильного понимания окружающей действительности.
Чуткая и профессиональная работа преподавателя с учащимся дисциплинирует его как личность, в основе которой лежит волевое начало и такие нравственные привычки как вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутренняя собранность и организованность.
Основная часть работы преподавателя должна быть направлена на развитие творческого начала учащегося. Она включает в себя внедрение новых форм занятий, вовлечение учащихся в концертно-просветительскую деятельность и конкурсное движение. Положительные результаты дает проводимая работа с родителями, внедрение внеучебных мероприятий и развитие творческого начала учащихся.
При использовании дифференцированного подхода к учащемуся в обучении необходимо учитывать физические и психологические особенности ученика – принцип доступности.
Только высокопрофессиональный преподаватель, владеющий знаниями в области детской психологии сможет разглядеть в каждом ученике индивидуальность и личность.
Основными направлениями в работе преподавателя с современными детьми являются: воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание учащихся в творческой, доброжелательной обстановке; формирование у учащихся комплекса профессиональных знаний, умений и навыков; приобретению навыков творческой деятельности; уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетеическим взглядам; понимание причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения положительного результата.
У современных детей, перезагруженных в общеобразовательной школе (гимназии или лицее), очень трудно удержать интерес к обучению в детской музыкальной школе. Лишь постоянная работа преподавателя по выработке и повышению мотивации к обучению у учащихся в музыкальной школе способна решить эту проблему.
Мотивация – это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Все мотивы обучения можно подразделить на две группы.
Первая группа связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ней относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности, в овладении новыми навыками и умениями.
Вторая группа связана с потребностью ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением.
Обе группы мотивов необходимы для успешного обучения ребенка в детской музыкальной школе. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задача преподавателя детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью.
Преподаватель не должен строить свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания. Следует точно определить и учитывать психологические особенности каждого учащегося.
Повышению интереса к занятиям способствует концертная деятельность, ансамблевая практика и использование возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета...
На протяжении всех лет обучения ребенка в детской музыкальной школе преподаватель обязан уважать его как личность, опираясь на его положительные качества. Организовывая образовательный процесс педагог должен учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся.
Образовательный процесс должен проходить одновременно с воспитательным, который стимулировал бы мотивацию у учащихся к занятиям музыкой, так как главная задача преподавателя детской музыкальной школы – это воспитать достойного гражданина, который преданно любит музыку, даже если в будущем не свяжет свою жизнь с профессией музыканта.
Литература:
-
Битянова
М.Р. Организация психологической работы в школе. М.
Совершенствование,2000
2.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие /Л.Н.Блинова М. :Н Ц « Энас, 2003.
3 Буторина О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ОВЗ /О.Г.
Буторина //Воспитание школьников, 2010.
4. Горбунова Т. С.// Особенности образования детей с ОВЗ в ДМШ// 2020.
5. Домбровская А. Ю. // Социальная адаптация инвалидов //Социологические исследования., 2011.
6. Дубровская Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ОВЗ:
учеб. пособие /Т. А. Дубровская., М. В. Воронцова – М. РГСУ, 2014.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антощенко Татьяна Михайловна
→ Публикатор 10.10.2020 0 2025 319 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.