Конспект библиотечного урока "Структура книги" для 2 класса
Вороная Елена Владимировна
МБОУ СОШ № 5 г. Новый Уренгой, ЯНАО
Зав.библиотекой
Библиотечный урок
Структура книги
2 класс.
Цель урока: Познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на уроке информацию.
Форма проведения: Беседа.
Материалы и оборудование: книги для практических заданий.
ХОД УРОКА:
Вводная часть:
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о книге.
Книги входят в нашу жизнь с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, и мы привыкли к ней.
Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
Прошел год с тех пор, как вы переступили порог нашей школы. Многое узнали, увидели, прочитали.
Как много в нашей библиотеке хороших, интересных, умных книг. Кажется, ни одна не похожа на другую. Ребята часто долго выбирают книгу в библиотеке. Некоторые смотрят на обложку, думая, что если она красивая, то, наверное, и книга интересная. Другие ищут книгу с интересными иллюстрациями или крупными буквами. И лишь немногие знают все элементы книги, которые помогают при ее выборе. Каждая книга очень много рассказывает о себе. Надо только знать нашего друга – книгу. И вот сегодня мы познакомимся с книгой поближе, узнаем, как построена книга , из каких элементов она состоит.
Основная часть:
Давайте вспомним, что мы уже знаем о книге. Возьмите, пожалуйста, каждый свою книгу и внимательно посмотрите. Из чего же она состоит?
Ребята: Обложка, иллюстрации, фамилия и имя автора, заглавие книги, страницы.
Библиотекарь: А с чего начинается любая книга?
Ребята: С обложки
Библиотекарь: Правильно, книга начинается с ОБЛОЖКИ. ОБЛОЖКА — бумажное покрытие книги, обычно содержит сведения об издании (автор, название), а также является элементом внешнего оформления. Обложка знакомит читателя с книгой. Она как вход в книгу, и чтобы вам хотелось открыть книгу, обложки делают яркими и интересными.
Обложка сберегает книгу, книга в обложке меньше мнется, дольше живет. Еще лучше сберегают книги твердые, картонные переплеты.
Впервые книги в твёрдых бумажных переплётах появились в России в середине 18 века.
Многие книги одеты в СУПЕРОБЛОЖКУ. Суперобложка — бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической плёнкой. Если книга в обложке, то суперобложка может быть приклеена к корешку, чтобы не соскальзывала. Используется как элемент внешнего оформления, предохраняет от повреждений и загрязнений переплёт.
Итак, знакомство с книгой начинается с обложки, но обложка дает не полные сведения о книге.
Давайте откроем книгу и первая страница книги - ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.
С титульного листа мы начинаем изучать книгу. Он дает нам первое представление о книге.
Титульный лист — начальная страница книги, на которой размещаются её основные выходные сведения.
На титульном листе сверху мы видим фамилию автора книги: Сутеев. Ниже, красивыми крупными буквами - название книги: «Сказки и картинки». Под названием мы видим фамилию художника, нарисовавшего картинки в нашей книге.
Теперь мы знаем, что книга называется «Сказки и картинки» и написал её Владимир Сутеев.
Дети читают автора, название на своих книгах.
Каждый знает, что книги печатают, издают. Дом, где была издана наша книга находится в Москве и издательство называется «Детская литература». Мы даже можем узнать, когда книга была напечатана. На титульном листе написано - 1991 г. - это и есть год издания. А где ваши книги были напечатаны и в каком году?
Ответы детей.
Перелистнув страничку, на обороте титульного листа, мы видим мелким шрифтом написанный текст. Это важная часть аппарата книги – аннотация.
Аннотация – это короткий рассказ о книге. Иногда это всего две-три фразы, но о самой главной теме произведения. Аннотации чаще всего печатаются на обороте титульного листа или в конце книги. (Показывают на примере).
В книгу замечательного детского писателя Сутеева В. вошли сказки и сказочные истории для самых маленьких. Многие из них знакомы детям по мультфильмам.
Теперь нам понятно, что, прочитав аннотацию, мы сразу поймем, о чем написана книга. Это очень удобно. Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.
Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. В древности всякий рассказ, историю называли «словом». Это значение сохранилось и до наших дней в слове «ПредиСЛОВИЕ», то есть то, что перед «словом» (т.е. перед текстом).
Предисловие расскажет вам об авторе, его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, их дальнейшей судьбе и о многом другом. Написать предисловие может сам автор. А может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. Давайте прочитаем предисловие к нашей книге.
Итак, если не очень понятно название книги - смотрите предисловие.
При знакомстве с книгой мы приступаем к следующему элементу - тексту. Тест - это и есть сказки, рассказы, стихи. Рассмотрим его внимательно.
Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны ИЛЛЮСТРАЦИИ?
Ответы детей.
Правильно. Картинки, а точнее иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его понять. Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.
Некоторые книги имеют ПОСЛЕСЛОВИЕ, в котором автор или создатель книг обращаются к читателю, дают советы.
А теперь мы подошли к еще одному секрету книги - это СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ КНИГИ. Некоторые из вас, ребята любят читать детскую научно-познавательную литературу, которая есть у нас в библиотеке. И в каждой такой книге есть свой справочный аппарат. Он может состоять из:
- указателя имён, который имеет ссылки на страницы, где упоминается то или иное имя
- предметного указателя, который дает краткое словесное обозначение предмета и
указывает нужную страницу
- словаря терминов, объясняющего нам непонятные слова, термины.
- словаря географических названий, имеющего ссылки на страницы, где упоминается то
или иное географическое название.
( Показать книгу со справочным аппаратом, например
И завершая наше путешествие, рассмотрим последний раздел – это СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ. Содержание книги в первую очередь помогает понять структуру книги, содержит темы книги, перечень названий глав или параграфов (в учебнике) с указанием страниц.
(Находят на примере книги).
Итог урока. Рефлексия.
Вот мы и совершили наше путешествие по книге. Мы познакомились с элементами книги, с их помощью вы можете понять о чем книга, нужна ли она вам, будет ли вам интересно ее читать.
А теперь повторим, о каких элементах книги мы сегодня услышали? Давайте с вами поиграем. Сейчас мы с вами ответим на несколько вопросов и узнаем, что вы запомнили на уроке.
1. Бумажное покрытие книги (Обложка)
2. Перечень включенных в книгу произведений и других материалов с указанием страниц, на которых они расположены. (Содержание)
3. Элемент книги, который расположен в начале и рассказывает о жизни и творчестве автора. (Предисловие)
4. Название произведения. (Заглавие)
5. Изображение в книге, помогающее ярче представить тот или иной эпизод книги (Иллюстрация)
Библиотекарь: Ребята, наш урок подошел к концу.
Хорошая книжка привыкла к прочтению,
И тот получает пятерку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык уважать!
Список литературы:
Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кн. палата, 1989. – 216 с.
Кузякина Н. Любите книгу и цените библиотеку [Текст]: метод. пособие для шк. библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. – № 13.
Средь умных книг, хранящихся на полке [Текст]: сценарии библиотечных уроков и праздников / сост. Н.М. Макарова. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 168с. - (Прилож. к журналу «Школьная библиотека).
Список литературы:
Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Кн. палата, 1989. – 216 с.
Кузякина Н. Любите книгу и цените библиотеку [Текст]: метод. пособие для шк. библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. – 2004. – № 13.
Средь умных книг, хранящихся на полке [Текст]: сценарии библиотечных уроков и праздников / сост. Н.М. Макарова. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 168с. - (Прилож. к журналу «Школьная библиотека).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вороная Елена Владимировна
→ Елена_nur 22.10.2011 3 14812 3663 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.