И руль, и парус, и весло: литературно-познавательная игра для 3-4 классов


И руль, и парус, и весло…

Литературно-познавательная игра для 3-4 классов начальной школы.


Шелапугина Виктория Викторовна

Библиотекарь МОУ «Тиличикская СШ»


Цель:

  • расширить кругозор младших школьников,

  • ввести в круг новых книг через игровую деятельность.


Оформление:

  • выставка «Библиотека «почемучек» 3-го класса». Часть переносной выставки заставлена, на пустой полочке помещен выполненный из бумаги знак вопроса

  • иллюстрации с изображениями животных, о которых пойдет речь

  • плакат с кроссвордом, предметы (деревянное полено, веер, труба) для игрового задания


Ход мероприятия:

Библиотекарь (привлекая внимание ребят к книгам на выставке):

Смотрите, какие старые знакомые пришли к нам в гости. Давайте поприветствуем их, назвав имена авторов и заглавия (дети называют книги: И.Акимушкин «Чем кролик на зайца не похож», В.Бианки «Кто чем поет», «Чей нос лучше», В.Танасийчук «Для чего коту усы»).

Библиотекарь:

Как вы думаете, почему на последней полочке нет книг? Что здесь есть? (Знак вопроса). Предположите, зачем я его сюда поместила (ребята уже догадываются, потому что эта встреча не первая).

Правильно, мы заполним пустую полочку, ответив на очередной вопрос: для чего нужны хвосты?

Глаза даны, чтобы видеть, уши – чтобы слышать, а хвосты? Оказывается, и они очень нужны, и для самых разных целей.

(рассказ сопровождается показом изображений животных)

Хвост – один из самых главных помощников в движении. Руль тем, кто летает и бегает. Руль и весло – тем, кто плавает. Руль и парус тем, кто далеко прыгает.

С помощью хвоста животные объясняются друг с другом. Положение хвоста выразит любое чувство: смелость или робость, радость или угрозу…

Высоко поднятый хвост волка или собаки: «Я сильный и не боюсь тебя». Поджатый хвост: «Я тебя боюсь, я слабее и готов смириться с этим, только не обижай меня…»

Хвостом животные подают сигналы своим малышам. У пятнистого оленя издали видно белое пятнышко под хвостом. Когда «мать» поднимает хвостик, олененок без труда находит ее в густых зарослях. Но вдруг пятнышко исчезло, олениха закрыла его хвостом, значит: «Стой! Тихо! Опасность!»

У многих животных опущенный хвост – знак спокойствия. А чем возбужденнее зверь, тем активнее движения его хвоста. Кошка бьет хвостом по полу, хлещет себя по бокам: «Не приставай!» Змея свернулась кольцами, приподнятый хвост мелко трясется: «Уходи – ужалю!» А у гремучей змеи на хвосте есть специальная погремушка, чтобы все знали: «Не тронь! Я сумею постоять за себя!»

У многих животных хвост – грозное оружие нападения и защиты. Одним ударом крокодил сбивает с ног антилопу. У скорпиона «хвост» - задняя часть тела, «украшена» изогнутым шипом-жалом, а внутри находится пара ядовитых желез. Для мелких зверьков укол скорпионьего жала смертелен.

Хвост – опахало спасает крупных животных: коров, лошадей, от слепней и оводов.

Для некоторых обезьян: капуцинов, мартышек и других, хвост – пятая рука. Они цепляются им за ветки. Есть среди них и такие, что хвостом даже еду берут и детишек обнимают.

Для сидящего столбиком суслика, а также для кенгуру, хвост – крепкая подпорка. А для какой птицы хвост тоже служит подпоркой?

Вот вам подсказка - загадка:

Хоть я не молоток, по дереву стучу,

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Библиотекарь:

Верно, это дятел. А почему кошка падает всегда на лапы? (ответы ребят) Объяснение находим опять же в хвосте. При падении с высоты, изгибаясь всем телом и вращая хвостом, кошка так выправляет положение своего тела, что всегда приземляется на лапы.

У Юрия Дмитриева в книге «Здравствуй белка! Как живешь, крокодил?» есть рассказ о ящерке пустыни. Ее хвост тоже необычен. Сама ящерка окрашена по цвет песка, чтобы легче было спрятаться. А когда надо, чтобы ее увидели сородичи, она поднимает хвостик. Вот тут-то и кроется секрет! Снизу хвостик полосатый – окрашен в светлые и темные полоски, как пограничный столб. Поднимает хвост ящерка, столбик виден издалека. Он как бы говорит: «Я тут, приходите!»

Это первая книжка для нашей пустой полочки (поместить на выставку).

Библиотекарь:

У кого хвост самый длинный? Как вы сами думаете? (варианты ответов) Разгадаем кроссворд и узнаем.

Разгадав загадки, впишем слова по горизонтали, а в вертикальной графе мы найдем ответ на свой вопрос.


Кроссворд «Самый длинный хвост»

Слова по горизонтали:

  1. Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)

  1. Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

  1. Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

  1. Проживает в жарких странах,


1.









2.










3.







4.













5.






6.








А не в жарких – в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

  1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

  1. Посмотрите-ка, какая.

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост - пушистый и большой. (Лиса)




Библиотекарь:

В выделенных клетках появилось слово: курица. На самом деле, самый длинный хвост в мире принадлежит японским курам. Правда, кур выводили специально, чтобы длинными перьями украшать знамена японских войск. Рекордный показатель – 7 метров 30 сантиметров. Выведена необычная порода более 300 лет назад. В наши дни длиннохвостых кур тоже разводят. В одном из зоосадов г. Лондона живет петушок с хвостом в 5 метров длиной. До рекордсменки – японской курицы – ему далеко, но все-таки…

Библиотекарь (представляет новую книгу) :

Замечательный детский писатель Юрий Коваль очень любил охоту. Писатель много путешествовал по стране, встречал охотников и с их слов написал рассказ «Веер», который входит в сборник его рассказов «Листобой». Прежде чем мы прочитаем рассказ, выполните задание:

Перед вами иллюстрации с изображениями животных: волка, лисы, белки. И три предмета: деревянное полено, веер, труба. Охотники называют хвосты представленных животных названиями этих предметов. Расположите предметы под изображениями животных так, как вы считаете, их расположили бы охотники.

( После обсуждения принимается коллективное решение. Чтение рассказа.)

Вопросы по содержанию:

  • Сравните ваши ответы с тем, что узнали из рассказа.

  • Каких еще животных назвал охотник? Как на «охотничьем языке» называют их хвосты?

  • От какого слова произошло «название» хвоста медведя – «куцик»? (скорее всего, от слова куцый – слишком короткий)

  • Что вам представилось, когда вы услышали слово «пых»?

  • Как еще охотники называют заячий хвост? (цветок).

Библиотекарь:

Сборник «Листобой» пополнил полочку нашей выставки. С другими рассказами из сборника вы познакомитесь сами.

А сейчас мы посмотрим инсценировку стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Топтыгин и Лиса», подготовленную для вас пятиклассниками.(инсценировка)

Рассказать о роли хвостов в жизни животных, о самом длинном из них мне помог журнал «А почему?». На обложке каждого выпуска написано следующее: «Журнал для мальчиков и девочек о науке, технике, природе, путешествиях и другом». Журнал тоже займет место на полочке «Библиотеки почемучек 3-го класса». Вопросы, которые особенно вам понравятся после прочтения выпусков разных лет, станут темой следующей нашей встречи.


Список литературы:

  1. И руль, и парус, и весло…// А почему? – 1992. - № 6. – с. 26-27.

  2. У кого хвост длиннее? // А почему? – 1995. - № 10. – с. 3.

  3. И руль, и кладовая.// Юный натуралист. – 1988. - № 8. – с. 24-25.

  4. Дмитриев Ю. Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил? – М.: Дет. лит., 1970. – 142 с.

  5. Коваль Ю. Листобой: Сборник рассказов. – М.: Дет. лит., 1972. –

32 с.

  1. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. – М.: Дет. лит., 1981. – 607. – (Б-ка мировой литературы для детей, том 22).


Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение Тиличикская средняя школа Корякский автономный округ Зав. библиотекой ШЕЛАПУГИНА Виктория Викторовна
Слайд 2
И руль, и парус, и весло… Литературнопознавательная игра для 3-4 классов
Слайд 3
Цели: Ввести в круг новых книг через игру Расширить кругозор младших школьников Оформление: Выставка «Библиотека Почемучек» Иллюстрации с изображениями животных Плакат с кроссвордом Предметы для игрового задания
Слайд 4
Начинается рассказ… Глаза даны, чтобы видеть, уши – чтобы слышать, а хвосты?
Слайд 5
Для чего нужны хвосты? Хвост – один из самых главных помощников в движении. Руль тем, кто летает и бегает. Руль и весло – тем, кто плавает. Руль и парус тем, кто далеко прыгает. Назад
Слайд 6
Волк Высоко поднятый хвост волка или собаки говорит: «Я сильный и не боюсь тебя». Поджатый хвост: «Я тебя боюсь, я слабее». Назад
Слайд 7
Олень У пятнистого оленя издали видно белое пятнышко под хвостом. Когда «мать»поднимает хвостик, олененок без труда находит ее в густых зарослях. Назад
Слайд 8
Кошачьи Кошки бьют хвостом по полу, хлещет себя по бокам: «Не приставай!» Назад
Слайд 9
Обезьяна Для мартышек хвост – пятая рука. Они сцепляются им за ветки, даже еду берут и детишек обнимают. Назад
Слайд 10
Скорпион У многих животных хвост – грозное оружие защиты и нападения. У скорпиона «хвост» - задняя часть тела, украшен изогнутым шипом-жалом с парой ядовитых желез. Для мелких зверьков укол этого жала смертелен. Назад
Слайд 11
Змея Змея свернется кольцами, приподнятый хвост мелко трясется: «Уходи – ужалю!» Назад
Слайд 12
Самый длинный хвост 1 1. Долгорукий старичок В уголке сплел гамачок Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки!» 2. Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. 3. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи. Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. 4. Проживает в жарких странах, А не в жарких – в зоопарках. И спесив он, и хвастлив, Потому что хвост красив. Им любуется он сам. И показывает нам 2 3 4 5 6 5. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. 6. Посмотрите-ка какая. Вся горит, как золотая. Ходит в шубе дорогой, Хвост – пушистый и большой
Слайд 13
Как охотники дают названия хвостам? Представь, что ты охотник. Соотнеси изображения хвостов этих животных и предметов, которые ты увидишь дальше. Каждому животному должно достаться только одно название.
Слайд 14
Волк Веер Полено Труба
Слайд 15
Лиса Веер Полено Труба
Слайд 16
Белка Веер Полено Труба
Слайд 17
Проверим себя Откроем сборник и прочитаем рассказ «Веер».  Сравните ваши ответы с тем, что узнали из рассказа  Каких еще животных назвал охотник?  Как на охотничьем языке называются хвосты медведя и зайца?
Слайд 18
Гости «Библиотеки почемучек» Назад
Слайд 19
Список использованных книг  Дмитриев Ю. Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил? .- М: Дет.лит., 1970.- 142с.  И руль, и парус, и весло// А почему? – 1992.- №6.- с.26-27  И руль, и кладовая// Юный натуралист.- 1988.- №8.- с.24-25  Коваль Ю. Листобой: Сборник рассказов.- М: Дет.лит., 1972.- 32с.  У кого хвост длиннее?// А почему? – 1995.- №10.- с.3

Полный текст материала И руль, и парус, и весло: литературно-познавательная игра для 3-4 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шелапугина Виктория Викторовна  vik30ria
09.11.2012 2 4861 1096

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК