Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение
Тиличикская средняя школа
Корякский автономный округ
Зав. библиотекой
ШЕЛАПУГИНА Виктория Викторовна
И руль, и парус, и весло…
Литературно-познавательная игра для 3-4 классов начальной школы.
Шелапугина Виктория Викторовна
Библиотекарь МОУ «Тиличикская СШ»
Цель:
расширить кругозор младших школьников,
ввести в круг новых книг через игровую деятельность.
Оформление:
выставка «Библиотека «почемучек» 3-го класса». Часть переносной выставки заставлена, на пустой полочке помещен выполненный из бумаги знак вопроса
иллюстрации с изображениями животных, о которых пойдет речь
плакат с кроссвордом, предметы (деревянное полено, веер, труба) для игрового задания
Ход мероприятия:
Библиотекарь (привлекая внимание ребят к книгам на выставке):
Смотрите, какие старые знакомые пришли к нам в гости. Давайте поприветствуем их, назвав имена авторов и заглавия (дети называют книги: И.Акимушкин «Чем кролик на зайца не похож», В.Бианки «Кто чем поет», «Чей нос лучше», В.Танасийчук «Для чего коту усы»).
Библиотекарь:
Как вы думаете, почему на последней полочке нет книг? Что здесь есть? (Знак вопроса). Предположите, зачем я его сюда поместила (ребята уже догадываются, потому что эта встреча не первая).
Правильно, мы заполним пустую полочку, ответив на очередной вопрос: для чего нужны хвосты?
Глаза даны, чтобы видеть, уши – чтобы слышать, а хвосты? Оказывается, и они очень нужны, и для самых разных целей.
(рассказ сопровождается показом изображений животных)
Хвост – один из самых главных помощников в движении. Руль тем, кто летает и бегает. Руль и весло – тем, кто плавает. Руль и парус тем, кто далеко прыгает.
С помощью хвоста животные объясняются друг с другом. Положение хвоста выразит любое чувство: смелость или робость, радость или угрозу…
Высоко поднятый хвост волка или собаки: «Я сильный и не боюсь тебя». Поджатый хвост: «Я тебя боюсь, я слабее и готов смириться с этим, только не обижай меня…»
Хвостом животные подают сигналы своим малышам. У пятнистого оленя издали видно белое пятнышко под хвостом. Когда «мать» поднимает хвостик, олененок без труда находит ее в густых зарослях. Но вдруг пятнышко исчезло, олениха закрыла его хвостом, значит: «Стой! Тихо! Опасность!»
У многих животных опущенный хвост – знак спокойствия. А чем возбужденнее зверь, тем активнее движения его хвоста. Кошка бьет хвостом по полу, хлещет себя по бокам: «Не приставай!» Змея свернулась кольцами, приподнятый хвост мелко трясется: «Уходи – ужалю!» А у гремучей змеи на хвосте есть специальная погремушка, чтобы все знали: «Не тронь! Я сумею постоять за себя!»
У многих животных хвост – грозное оружие нападения и защиты. Одним ударом крокодил сбивает с ног антилопу. У скорпиона «хвост» - задняя часть тела, «украшена» изогнутым шипом-жалом, а внутри находится пара ядовитых желез. Для мелких зверьков укол скорпионьего жала смертелен.
Хвост – опахало спасает крупных животных: коров, лошадей, от слепней и оводов.
Для некоторых обезьян: капуцинов, мартышек и других, хвост – пятая рука. Они цепляются им за ветки. Есть среди них и такие, что хвостом даже еду берут и детишек обнимают.
Для сидящего столбиком суслика, а также для кенгуру, хвост – крепкая подпорка. А для какой птицы хвост тоже служит подпоркой?
Вот вам подсказка - загадка:
Хоть я не молоток, по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Библиотекарь:
Верно, это дятел. А почему кошка падает всегда на лапы? (ответы ребят) Объяснение находим опять же в хвосте. При падении с высоты, изгибаясь всем телом и вращая хвостом, кошка так выправляет положение своего тела, что всегда приземляется на лапы.
У Юрия Дмитриева в книге «Здравствуй белка! Как живешь, крокодил?» есть рассказ о ящерке пустыни. Ее хвост тоже необычен. Сама ящерка окрашена по цвет песка, чтобы легче было спрятаться. А когда надо, чтобы ее увидели сородичи, она поднимает хвостик. Вот тут-то и кроется секрет! Снизу хвостик полосатый – окрашен в светлые и темные полоски, как пограничный столб. Поднимает хвост ящерка, столбик виден издалека. Он как бы говорит: «Я тут, приходите!»
Это первая книжка для нашей пустой полочки (поместить на выставку).
Библиотекарь:
У кого хвост самый длинный? Как вы сами думаете? (варианты ответов) Разгадаем кроссворд и узнаем.
Разгадав загадки, впишем слова по горизонтали, а в вертикальной графе мы найдем ответ на свой вопрос.
Кроссворд «Самый длинный хвост»
Слова по горизонтали:
Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук)
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Проживает в жарких странах,
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Посмотрите-ка, какая.
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост - пушистый и большой. (Лиса)
Библиотекарь:
В выделенных клетках появилось слово: курица. На самом деле, самый длинный хвост в мире принадлежит японским курам. Правда, кур выводили специально, чтобы длинными перьями украшать знамена японских войск. Рекордный показатель – 7 метров 30 сантиметров. Выведена необычная порода более 300 лет назад. В наши дни длиннохвостых кур тоже разводят. В одном из зоосадов г. Лондона живет петушок с хвостом в 5 метров длиной. До рекордсменки – японской курицы – ему далеко, но все-таки…
Библиотекарь (представляет новую книгу) :
Замечательный детский писатель Юрий Коваль очень любил охоту. Писатель много путешествовал по стране, встречал охотников и с их слов написал рассказ «Веер», который входит в сборник его рассказов «Листобой». Прежде чем мы прочитаем рассказ, выполните задание:
Перед вами иллюстрации с изображениями животных: волка, лисы, белки. И три предмета: деревянное полено, веер, труба. Охотники называют хвосты представленных животных названиями этих предметов. Расположите предметы под изображениями животных так, как вы считаете, их расположили бы охотники.
( После обсуждения принимается коллективное решение. Чтение рассказа.)
Вопросы по содержанию:
Сравните ваши ответы с тем, что узнали из рассказа.
Каких еще животных назвал охотник? Как на «охотничьем языке» называют их хвосты?
От какого слова произошло «название» хвоста медведя – «куцик»? (скорее всего, от слова куцый – слишком короткий)
Что вам представилось, когда вы услышали слово «пых»?
Как еще охотники называют заячий хвост? (цветок).
Библиотекарь:
Сборник «Листобой» пополнил полочку нашей выставки. С другими рассказами из сборника вы познакомитесь сами.
А сейчас мы посмотрим инсценировку стихотворения Корнея Ивановича Чуковского «Топтыгин и Лиса», подготовленную для вас пятиклассниками.(инсценировка)
Рассказать о роли хвостов в жизни животных, о самом длинном из них мне помог журнал «А почему?». На обложке каждого выпуска написано следующее: «Журнал для мальчиков и девочек о науке, технике, природе, путешествиях и другом». Журнал тоже займет место на полочке «Библиотеки почемучек 3-го класса». Вопросы, которые особенно вам понравятся после прочтения выпусков разных лет, станут темой следующей нашей встречи.
Список литературы:
И руль, и парус, и весло…// А почему? – 1992. - № 6. – с. 26-27.
У кого хвост длиннее? // А почему? – 1995. - № 10. – с. 3.
И руль, и кладовая.// Юный натуралист. – 1988. - № 8. – с. 24-25.
Дмитриев Ю. Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил? – М.: Дет. лит., 1970. – 142 с.
Коваль Ю. Листобой: Сборник рассказов. – М.: Дет. лит., 1972. –
32 с.
Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. – М.: Дет. лит., 1981. – 607. – (Б-ка мировой литературы для детей, том 22).
Автор: Шелапугина Виктория Викторовна
→ vik30ria 09.11.2012 2 4861 1096 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.