Библиотечный урок "Сказочники Земли Иркутской"; 4-7 класс















Акатова Нина Николаевна

библиотекарь

Муниципальное казенное учреждение

«Зареченская средняя общеобразовательная школа»

















Библиотечный урок по творчеству иркутских писателей-сказочников

для обучающихся 4-7 классов

тема: «Сказочники Земли Иркутской»


Цели урока:

  • Формирование информационной, библиотечно- библиографической, читательской культуры у обучающихся;

  • Познакомить детей с творчеством иркутских писателей-сказочников;

  • Воспитание чувств патриотизма, любви к родному краю;

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи занятия:

  • Научить обучающихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях, Интернете);

  • Приобщить обучающихся к художественной, литературоведческой, справочной литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней;

  • Укреплять интерес к познанию творчества сибирских писателей.

Оборудование: - компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- презентация «Сказочники Земли Иркутской»;

- книжная выставка «Байкальская сказка»;

- книжная выставка « Иркутская область: настоящее,

прошлое, будущее»;

- краеведческий уголок «Земля Иркутская»


Тип урока: комбинированный

Вид урока: обзор-панорама

План урока:

I.Организационный момент

II. Работа над темой урока

1.Сообщение темы урока

2. Беседа-знакомство с книжными выставками и краеведческим уголком

3. Выступление-отчёт о проделанной работе участника литературного клуба шестиклассников «Книга и мы» Дубровской Елены

III. Просмотр презентации «Сказочники Земли Иркутской»

IV. Подведение итогов в форме викторины

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание



Ход урока

I.Организационный момент

Добрый день! Я рада встрече с вами на библиотечном уроке. Его я хочу начать вот такими словами: «Читать – это мудро!

Читать – это модно!

Читайте повсюду!

Читайте свободно!»

Вам они знакомы?! А где вы, постоянно с ними встречаетесь? (ответы детей) Да, действительно – это девиз нашей школьной библиотеки.

II. Работа над темой урока

1.Сообщение темы урока

Наше занятие сегодня посвящено творчеству иркутских писателей-сказочников. Тема для нас очень актуальная. А как вы думаете, почему? (ответы детей) Молодцы! В этом году мы празднуем 75-летие образования Иркутской области. О ком и о чём мы с вами будем говорить сегодня? (ответы детей). Действительно, сегодня мы познакомимся с творчеством сибирских писателей. Мы должны гордиться, что живём на сибирской земле, взрастившей известных, замечательных писателей и поэтов.

Пожалуйста, вспомните и назовите, каких иркутских писателей вы знаете? (ответы детей). Очень жаль, что многие имена их вам ещё не знакомы. Поэтому целью нашего урока будет знакомство с творчеством иркутских писателей-сказочников. Тема урока звучит так «Сказочники Земли Иркутской».

2. Беседа-знакомство с книжными выставками и краеведческим уголком

(Проходит у книжных выставок и краеведческого уголка.

Фотографии выставок в Приложении 1)

- Давайте посмотрим, из каких разделов состоит краеведческий уголок «Земля Иркутская». Здесь собраны все издания о нашем крае. (Разделы: история, литература сибирских писателей, «Сибирская библиотека для детей и юношества», «Современная сибирская повесть», «Литературные памятники Сибири»).

- Определите по разделителям и назовите фамилии иркутских писателей, произведения которых здесь представлены. (Дети выполняют задание).

На книжной выставке «Иркутская область: прошлое, настоящее, будущее» представлены книги о крае разной тематики. Давайте познакомимся с ними. (Работа у книжной выставки).

Книжная выставка «Байкальская сказка» оформлена к конкурсу и знакомит нас с книгами иркутских писателей-сказочников, имеющихся в библиотеке. (Знакомство с выставкой).

3. Выступление-отчёт о проделанной работе участника литературного клуба шестиклассников «Книга и мы» Дубровской Елены

Мы в своём литературном клубе «Книга и мы» заинтересовались творчеством сибирских писателей и проделали большую исследовательскую работу. Изучили и выявили, кто же относится к иркутским поэтам и писателям. А объявленный муниципальный конкурс ко «Дню чтения» «Байкальская сказка», подтолкнул нас к определённой теме. Нам захотелось познакомиться с иркутскими писателями-сказочниками. Мы прорабатывали, отбирали материал о них, используя книги, периодические издания, справочную литературу и Интернет. Оформили проектно-исследовательскую работу по этой теме. Результатом нашей работы стала коллективная презентация обзор-панорама «Сказочники Земли Иркутской».

III. Просмотр презентации «Сказочники Земли Иркутской»

Хочу, чтобы после знакомства с книжными выставками, краеведческим уголком и просмотром презентации, вы открыли для себя что-то новое и интересное, необычное и сказочное.

А сейчас ребята из литературного клуба «Книга и мы» предлагают посмотреть свою презентацию.

Начнём путешествие (показ презентации) ( иллюстрации слайдов презентации в Приложении 2)

IV. Подведение итогов в форме викторины

Посмотрев презентацию, вспомнив прочитанные и просмотренные книги, давайте закрепим свои знания. Предлагаю вам небольшую викторину:

  • Сказочный старичок, худенький, с блестящей лысиной во всю голову, с ушами, загнутыми вниз, с рыжей бородой веером, умеющий нырять в землю в повести Г.П.Михасенко «…, или каскад приключений». (Земленыр);

  • Желудёвые человечки в Подземном королевстве в волшебной сказке Г.Михасенко (тирлямы);

  • В каком сказочном городе происходит событие в сказке Ю.Самсонова «Максим в стране приключений»? Выберите правильный ответ:

- в Изумрудном городе;

- в городе Удивительных чудес;

- в городе Несбывшихся Надежд.

  • Вспомните проделки робота Егора из сказки Ю.С.Самсонова «Плутни робота Егора» (прищемил нос лаборанту Жоре, разбил окно, дразнился, корчил рожи, сбежал из института, залез в чужой сад, помог сбежать огородному пугалу, организовал похищение коллекции кукол, залез в клетку со львом, попал в шайку воришек, вырыл подземный ход и вместе с приятелями без билетов пробрался в цирк, прогнал фокусника и устроил иллюзион);

  • О ком речь в этой песенке и кто её автор?:

Кто меня в лесу не знает,

Знает каждый мотылёк!

И сам мишка косолапый

Машет лапой горячо.

Я живу, живу в журнале.

Он, конечно, друг детей!

Да и вы его читали,

С ним и жить нам веселей.

Там сказки, загадки,

Смешные картинки!

Там леший Кеша бродит

По лесным тропинкам.

Там ступа с бабою Ягой

Идёт-бредёт сама собой.

( О Сибирячке – главном герое журнала «Сибирячок» из «Весёлой песенки Сибирячка» М.Д.Сергеева);

  • Вспомните, с творчеством каких писателей-сказочников мы сегодня познакомились? Перечислите их фамилии.

( Баранов Юрий Иванович, Бунтовская Софья Николаевна, Байбородин Анатолий Григорьевич, Волкова Светлана Львовна, Красовский Леонид Стиниславович, Михасенко Геннадий Павлович, Самсонов Юрий Степанович, Сергеев Марк Давидович, Смирнов Алексей Всеволодович, Нефедьев Валерий Ефимович, Стародумов Василий Пантелеймонович, Трофимов Михаил Ефимович, Устинов Семён Климович, Шастин Анатолий Михайлович, Шастина Елена Ивановна, Шугаев Вячеслав Максимович);

  • О каких двух сборниках сказок шла речь в обзоре?

( «Байкала-озера сказки» и «Тофаларские народные сказки»).

V. Рефлексия

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали сегодня для себя?

- О чём вы ещё хотели бы узнать по данной теме?

- Будете ли вы продолжать знакомство с творчеством сибирских писателей?

(Ответы-рассуждения детей).


VI. Домашнее задание:

Напишите дома отзыв о прочитанной книге одного из иркутских писателей, а для этого выберите книгу из предложенных на книжных выставках и в краеведческом уголке. Как писать отзыв мы разбирали на одном из библиотечных уроков, вы с этим знакомы.

Наша встреча подошла к завершению. Надеюсь, она вызвала у вас интерес и желание дальнейшего знакомства с творчеством сибирских писателей. Жду вас в библиотеке. Помните, вы всегда там желанные гости.

Дерзайте, читайте!

Всего вам хорошего!

Благодарю за внимание!







Использованная литература:

  • Байкала-озера сказки: сборник. кн.1, кн.2 / сост. Н.И.Есипенок. – Иркутск, 1988;

  • Волкова С. Трамвай «Сарафановка - рынок»: сказки. – Иркутск, 1992;

  • Журналы «Сибирячок» - 2005 – 2012 гг.;

  • Илдаркина Е.В. Мастер-классы для школьных библиотекарей. – М: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007;

  • Интернет;

  • Картотека «Всё обо всём»;

  • Красовский Л. Возвращение солнца: приключенческие повести. – Иркутск, 1974;

  • Михасенко Г. Земленыр, или каскад приключений: сказочная повесть. – Калуга, 1993;

  • Михасенко Г. Тирлямы в подземном королевстве: сказочная повесть. – Иркутск, 1973;

  • Сергеев М. Ребята, пощупайте уши!: стихи, сказки, переводы. – Иркутск, 1983;

  • Стародумов В. Омулевая бочка: байкальские сказки. – Иркутск, 1979;

  • Тофаларские народные сказки. – М, 1988.












Приложение 1




Приложение 2











































































































































































13



Полный текст материала Библиотечный урок "Сказочники Земли Иркутской"; 4-7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Акатова Нина Николаевна  NinaAkatova
09.03.2013 0 5879 647

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК