Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Дружба»; 4 класс
Тема конспекта урока: «Дружба»
Цель урока: развивать представление о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества
Задачи:
Образовательные: показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;
Развивающие: развитие умения анализировать поступки, соотносить их со своими и с общечеловеческими ценностями
Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания чувствам других людей, воспитывать способность к самооценке, самокритичности и дружелюбия.
Оборудование: карточки со словами: нравственные качества человека, листочки для индивидуальной работы, листочки с рассказами, с пословицами, лист с ладошками и сердечки для окончания урока.
Ход урока:
I.Актуализация. Проверка домашнего задания.
– Здравствуйте ребята!
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о личностных качествах человека. И начнем с повторения предыдущей темы.
– Вспомните, что такое альтруизм? эгоизм? Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?
– Домашним заданием было вспомнить сказку «Золушка».
– Можно ли назвать Золушку альтруисткой?
– Кого в этой сказке можно назвать эгоистами?
– Приведите примеры разумного эгоизма.
II. Изучение нового понятия.
– Какие отношения бывают между людьми?
– Тему сегодняшнего урока вы узнаете, посмотрев на картинки у вас на столе.
– Что объединяет героев мультфильмов?
– А чтобы немного подсказать вам, прочитаю стихотворение, а вас попрошу досказать последнее слово в нем.
Случается, бываем
одиноки,
И не хватает нам душевной
теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И
никому как будто не нужны.
И светит
солнышко неярко,
И нет желанья
рисовать,
Читать, играть не интересно,
Но,
как скажите, не скучать?
Мир сразу
красками наполнится,
Изменится вдруг
все вокруг,
Когда с тобою рядом
будет
Твой настоящий верный… (друг).
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии, почему прозвучало именно это стихотворение?
– Вы верно предположили, мы поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей и найти взаимопонимание. Помогают ли дружеские отношения вам в учебе?
– «Друг», «Подружиться», «Дружба». Какой смысл вы вкладываете в эти слова? Можете ли дать четкое определение этим понятиям?
– А начнем мы с вами с того, что вы закончите предложение:
«Друг – это тот, кто….»
– Прочитайте, что вы написали.
– Во время урока вы дополняйте этот список. А в конце нашего занятия мы посмотрим, что нового узнали о дружеских отношениях.
III. Изучение нового материала.
– А теперь послушайте, какое определение дается в толковом словаре:
«Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»(толковый словарь С.И.Ожегова).
– В библии понятие дружбы передается греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить»(кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа» - теплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении.
– С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Человек может быть по–настоящему счастлив только тогда, когда у него есть настоящие друзья. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование.
IV. Формирование умений и навыков.
– Я не зря посадила вас группами. Каждой из ваших групп дан рассказ. Вам нужно будет ответить на вопросы к тексту и определить, можно ли назвать отношения между героями дружескими, а затем обосновать свой ответ.
1 группа: В. Осеева «Ни за то и ни за это»
Костя
сделал скворечник и позвал Вову:
–
Посмотри, какой я птичий домик сделал.
Вова
присел на корточки.
– Ой, какой! Совсем
настоящий! С крылечком! Знаешь что,
Костя, – робко сказал он, – сделай и мне
такой. А я тебе за это планер сделаю.
–
Ладно, – согласился Костя. – Только
давай ни за то и ни за это, а просто так:
ты мне сделаешь планер, а я тебе –
скворечник.
Вопросы:
1. Почему Вове
захотелось иметь такой же птичий домик?
Для кого он был предназначен? Почему ты
так думаешь?
2. Что он предложил
Косте?
3. Почему слова Кости автор
сделал заголовком рассказа?
2 группа: В. Осеева «Три товарища»
Витя потерял
завтрак. На большой перемене все ребята
завтракали, а Витя стоял в сторонке.
–
Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
–
Завтрак потерял…
– Плохо, – сказал
Коля, откусывая большой кусок белого
хлеба. – До обеда далеко ещё!
– А ты
где его потерял? – спросил Миша.
–
Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
–
Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку
класть, – сказал Миша.
А Володя
ничего не спросил. Он подошёл к Вите,
разломил пополам кусок хлеба с маслом
и протянул товарищу:
– Бери, ешь.
Вопросы:
1. Кто из героев вам понравился? Почему?
2. Кто не понравился? Почему?
3. Кто из героев положительный, а кто отрицательный?
Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой:
- послушный
- скромный
- внимательный
- смелый
- заботливый
- добрый
- гордый
- жадный
- равнодушный
4. А, что в отношениях героев осуждает автор?
3 группа: В. Осеева «До первого дождя»
Таня и Маша
были очень дружны и всегда ходили в
школу вместе. То Маша заходила за Таней,
то Таня – за Машей. Один раз, когда
девочки шли по улице, начался сильный
дождь. Маша была в плаще, а Таня – в
одном платье. Девочки побежали.
-
Сними свой плащ, мы накроемся вместе! -
крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я
промокну! - нагнув голову с капюшоном,
ответила ей Маша.
В школе учительница
сказала:
- Как странно, у Маши платье
сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое.
Как же это случилось? Ведь вы же шли
вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в
одном платье, - сказала Таня.
- Так вы
могли бы укрыться одним плащом, - сказала
учительница и, взглянув на Машу, покачала
головой. - Видно, ваша дружба до первого
дождя!
Обе девочки густо покраснели:
Маша за Таню, а Таня за себя.
Вопросы:
Поведение какой из двух девочек осуждает учительница? Почему?
Согласны ли вы с ней?
Из-за чего покраснела каждая из девочек?
(Каждая группа читает, анализирует, а затем, прочитав вслух рассказ, рассказывает о своих выводах).
– Сейчас возьмите листочки с пословицами и отметьте галочкой те пословицы, которые можно соотнести с содержанием каждого из рассказов.
1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.
2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
3. Делу время, а потехе час.
4. Друзья познаются в беде.
5. Вежливость открывает все двери.
6. За дружбу дружбой платят.
7. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
8. Единственный способ иметь друга - это быть другом.
9. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
10. Не бросай друга в несчастье.
11. Нет друга - ищи, нашёл - береги.
12. Одёжа хороша новая, а друг - старый.
– Для каждого из нас важно умение отличать дружбу от других отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то дружить с тобой.
– Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надежных друзей и сохранить дружбу крепкой.
– Дружба базируется на основных столпах:
Взаимное уважение.
– Что значит уважать своего друга?
– Правильно, это значит почтительно относится к нему, считаться с его мнением. Уважение проявляется в словах и делах. Друг чувствует, что ему помогают, ценят как личность и уважают его достоинство.
Доверие.
– Что вы понимаете под термином «Доверие».
– Вы правы. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно.
– На чем же еще держится дружба? Мы прочитаем в учебнике на странице 32-33? И дополним наш список.
( Прочитав текст учебника, дети делают выводы и объясняют, что: )
Отличительными особенностями дружбы является:
Избирательность
Она бескорыстна
Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов
Является привязанностью,
Дружеские отношения длятся долго, а чувства стабильны
Дружить могут несколько человек, но не много.
– Правильно, но чтобы проверить, что вы усвоили о дружбе, выберите из записанных личностных качеств человека те, которые помогают дружбе.
– Возьмите листочки и из записанных личностных качеств человека, зачеркните те, которые мешают дружбе: искренность; открытость; грубость; сочувствие; умение выслушивать; равнодушие; интерес к делам и переживаниям другого; вредность; готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; зависть; готовность прощать; умение признавать свои ошибки; умение принимать советы; умение хранить секреты; хвастливость.
– Какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг? (учащиеся читают оставшиеся (не зачеркнутые) слова)
– Найти хорошего друга, это только половина дела: нужно самому уметь дружить.
– И в заключение урока я вам прочитаю притчу. Вы послушайте и подумайте такой ли ты друг.
Притча о дружбе «Три сита Сократа»
Один человек спросил у Сократа:
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
– Три сита?
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
– Подумайте и скажите что это за три сита, о которых говорил Сократ? Почему он не стал слушать человека? Просеиваете ли вы все, что говорят о ваших друзьях?
V. Домашнее задание.
– Дома найдите пословицы о дружбе, прочитайте рассказ о дружбе «Велосипед». Следующий урок начнем с анализа поступков ребят.
VI. Итог урока.
– Расскажите, на нашем уроке помогли ли вам дружеские отношения. Много ли дополнений сделали к первым своим высказываниям.
(Учащиеся читают свои записи, дополняют друг друга)
– Каковы основы настоящей дружбы?
– Кого можно назвать настоящим другом?
– А какой вывод вы сделали для себя?
– Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.
Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.
1.
Дружище, послушай слова мудреца,
Не
будет поддержки от друга льстеца,
От
первой беды рассыплется в прах,
Та
дружба, которая только в словах.
2.
Но друг задушевный навеки с тобой,
С
тобою он связан одною судьбой,
В
ладони твоей неизменна, крепка,
Надежного
верного друга рука.
VII. Рефлексия. Игра «Добрые слова для каждого».
– Кто доволен своей работой на уроке, узнал что-то новое, возьмите сердечки у себя на столе и вложите их в ладошки, которые протянули вам друзья (на доске картинка с земным шаром и ладошками вокруг него.
Звучит аудиозапись песни В. Шаинского, М. Танича «Когда мои друзья со мной». Учащиеся прикрепляю свои сердечки вокруг ладошек.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаврилова Наталья Владимировна
→ Публикатор 09.02.2017 0 5504 232 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы