Конспект урока по Всеобщей истории по теме "Столетняя война"; 6 класс
Тип урока: комбинированный
Цель:
- ознакомить обучающихся с причинами, поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции. Охарактеризовать основные этапы Столетней войны.
- закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.
- сформировать уважительное отношение к подвигу французского народа, Жанне д' Арк.
Оборудование урока:
- Презентация «Столетняя война»
- Карты «Англия и Франция во времена Столетней войны».
Раздаточный материал:
- Индивидуальные карточки для опроса
- Таблицы «Армии двух сторон» (для групповой работы)
- Контурные карты «Столетняя война» (для парной работы)
Понятия: «Столетняя война», арбалет, партизанская война, народная освободительная война.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка знаний по теме «Англия и Франция накануне Столетней войны»
- Опрос
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала
План урока:
- Причины войны и повод к ней.
- Готовность к войне Франции и Англии.
- Основные события войны. Жанна д`Арк.
- Итог войны.
Ход урока
- Организационный момент
(Слайд 1) На прошлых уроках мы с вами рассмотрели как Англия, и Франция постепенно превратились в централизованные государства, но процесс объединения ещё не был завершён ни в одном, ни в другом государстве.
(Слайд 2) Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал. Опрос в начале урока
- Проверка знаний по теме «Англия и Франция накануне Столетней войны»
Опрос:
- Соотнесите события и даты (работа на доске)
А) Первое заседание парламента в Англии.
Б) Созыв Генеральных штатов во Франции.
В) Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом.
Г) Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном.
А) |
Б) |
В) |
Г) |
3) |
4) |
1) |
2) |
1) 1066г.
2) 1215г.
3) 1265г.
4) 1302г.
- (Слайд 3) Выстроите хронологию событий в Англии (работа на интерактивной доске)
А) Появление «Книги страшного суда»
Б) Правление в Англии Вильгельма I Завоевателя из Нормандской династии
В) Подписание Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей
Д) Перепись всех земель и населения Англии
Г) Созыв парламента
Е) Проведение Генрихом II судебной и военной реформ
Ж) Разделение парламента на палату лордов и палату общин
З) Гражданская война под руководством Симона де Монфора
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Б) |
Д) |
А) |
Е) |
В) |
З) |
Г) |
Ж) |
- Работа на индивидуальных карточках
- Блиц-опрос:
- На сколько областей была раздроблена Франция к концу XII века? (10).
- Чем постепенно XII веке заменялся продуктовый оброк и барщина? (денежным оброком)
- Во сколько лет вступил на Французский престол Филипп II Август? (15 лет)
- Какое графство было им присоединено к Франции? (Тулузское)
- Какое прозвище было у Французского короля Людовика IX? (Святой).
- Что было им сделано для страны, за что он получил такое прозвище? (Законы действовали на всей терр-и страны; запретил междоусобные войны; в не присоединенных областях феодалы не имели права начинать военные действия в течении 40 после объявлен войны – за это время слабый противник мог подать жалобу в королевский суд; чеканил собственную монету, котор. Приним. повсюду – это облегчило торговлю)
- Какие территории были присоединены к Франции Филиппом IV Красивым? (Графства Шампань и Наварра)
- Что такое Генеральные штаты? (собрание представителей сословий)
- Какие сословия входили в Генеральные штаты? (духовенства, дворянства, бюргерства)
- Что такое сословная монархия? (госуд-во, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий)
- Кем была завоевана Англия в начале XI века? (герцогом Нормандии Вильгельмом)
- Какая династия начинает править в Англии? (Нормандская династия)
- Каково значение судебной реформы Генриха II? (введен суд присяжных)
- Каково значение военной реформы Генриха II? (вводились «щитовые деньги», которые мог оплатить рыцарь и не участвовать в походе; на эти деньги король мог набрать наемное войско; восстановил народное ополчение)
- Кто такие шерифы? (королевские чиновники - управляли графствами, собирали налоги, судили, командовали ополчением)
- Чем считают историки Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного? (первой в Европе конституцией)
- Что такое парламент? (от франц. «парле» - говорить; сословное собрание)
- Какие сословия входили в парламент в 1265 году? (крупные духовные и светские феодалы, представители рыцарей и городов)
- Изучение нового материала.
(Слайд 4) Сегодня на уроке мы будем рассматривать самую длинную войну в истории средневековья, начавшуюся в XIV веке и закончившуюся в XV веке, получившую название – «Столетняя война».
Как вы думаете, между какими двумя странами возникнут военные действия? (ответ: между Францией и Англией)
По какому плану мы всегда изучаем военные действия? (ответ: причины войны, ход войны, итог войны)
Правильно. Поэтому цель нашего урока – рассмотреть основные причины, повод и этапы Столетней войны.
Давайте в начале урока откроем дневники и запишем домашнее задание (Д/З - §20 С.178 в.1-5, творч. задание – написать историческое сочинение о личности Жанны д׳Арк, о ее жизни и подвиге - проанализировать ее подвиг и высказать свою точку зрения, дать свою оценку.)
Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Столетняя война».
(Работа с учебником С. 167) Найдите в учебнике хронологические рамки войны и запишите их в тетрадь (1337-1453 гг.). Кто хочет записать хронологические рамки на доске (желающий подходит к доске).
Как определить, сколько лет длилась эта война? (116 лет).
Название войны «Столетняя…», т.е. имеется ввиду более 100 лет.
(Слайд 5) Задание на урок: «Почему Англия и Франция вели длительную Столетнюю войну? И почему победу одержала Франция?»
(Слайд 6) Давайте вновь прочитаем план урока, по которому мы сегодня будем работать. (Учащиеся со слайда читают план урока)
- Причины войны и повод к ней.
(Слайд 7) Давайте обратимся к учебнику С. 167 и найдем основную причину войны (работа с учебником).
Ответ: Борьба за Аквитанию между Англией и Францией.
Давайте проверим, правильно ли указана причина войны, для этого обратимся к карте, вспомним: какими территориями владели Англия и Франция к концу XII века, и как изменились их территории к началу войны. (Работа с картой)
Рассмотрев и проанализировав карты, какой мы можем сделать вывод, правильно ли найдена причина войны? (Дети отвечают: «ДА», и подтверждают свои ответы аргументами).
Записываем в тетрадь.
Теперь давайте найдем, что послужило непосредственным поводом к войне (работа с учебником С.167)
Ответ: Английский король предъявил свои права на французский престол.
Записываем в тетрадь.
- Готовность к войне Франции и Англии.
(Слайд 8) Переходим ко второму пункту плана.
Я предлагаю вам поработать в группах и постараться вместе заполнить таблицу «Армии двух сторон». Давайте начертим таблицу.
Линии сравнения |
Франция |
Англия |
Командующие армий (1 группа) |
Возглавляли сеньоры |
Возглавлял король |
Состав армий (2 группа) |
Рыцарские отряды, пехота из чужеземных наемников |
Рыцарская конница, пехотинцы-лучники из свободных крестьян |
Дисциплина (3 группа) |
Не признавали дисциплины |
Четкая дисциплина |
Мы будем применять метод сравнения. Давайте вспомним, что значит «сравнить»? (Ответ: найти сходства и отличия).
Задание: Каждой группе необходимо сравнить армии Франции и Англии по предлагаемым линиям сравнения. Откройте учебник на С.167 п.2, соберитесь в группы, каждой группе необходимо поработать со своей линией сравнения, на работу выделяется 2 минуты, после чего представители групп покажут результаты. Таким образом, мы совместно заполним всю таблицу.
(Группы получают таблицы и начинают работать, после чего поэтапно выступают)
Таблица на доске заполнена, давайте перенесем полученную информацию в тетрадь и сделаем вывод, какая армия была лучше подготовлена.
Вывод (ответ учащихся): Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину.
Закрепление материала.
Давайте закрепим материал по двум рассмотренным пунктам.
Блиц-опрос:
- Какие государства являются участниками «Столетней войны»?
- Назовите хронологические рамки войны.
- Назовите основную причину войны.
- Назовите, что послужило поводом к войне?
- Скажите, какая из стран была лучше подготовлена к войне и почему?
Физминутка
Давайте немного отдохнем и сделаем легкую зарядку. (Зарядку проводит один из учеников)
- Основные события войны. Жанна д`Арк.
(Слайд 9) Для того чтобы нам рассмотреть основные этапы войны, нам необходимо вновь начертить таблицу.
Дата |
Событие |
Итог (результат) |
1340г. |
Морское сражение при Слейсе (в проливе у берегов Фландрии) |
|
1346г. |
Сражение у Креси |
Победа Англии – захвачена Нормандия |
1356г. |
Сражение у г. Пуатье |
|
1360г. |
Перемирие между Англией и Францией |
К Англии отошли:
|
1380г. |
Сражение за Аквитанию |
|
Откройте учебник на С. 168 и карту С.177. Начинаем заполнять таблицу, находим даты и основные события. (работа с учебником).
Ученики находят даты, события и подводят итоги событий с 1340-1380гг. Затем закрепление материала
Давайте закрепим материал, поработав в парах с контурной картой, выполнив первые три задания:
- Обозначьте границу Франции к началу войны (1337г.). Выделите территории Англии, и ее владений во Франции к этому времени.
- Определите две знаменитые битвы периода Столетней войны. Отметьте условным знаком места, где они произошли.
- Нанесите на карту стрелками разного цвета действия английских и французских войск в 1346-1379гг.
Поможет вам в работе атлас. Напишите свои фамилии, оцениваться будет совместная работа, на выполнение этого задания отводится 3 минуты, по минуте на каждое задание.
(Парная работа с контурной картой)
Время вышло. Сдайте, пожалуйста, работы.
(Слайд 10) Продолжаем рассматривать основные события войны и заполнять таблицу. (Работа с таблицей).
Дата |
Событие |
Итог (результат) |
1415г. |
Битва у деревни Азенкур |
|
1421г. |
Англичане вступили в Париж |
Законный наследник принц Карл бежит из Парижа |
1422-1461гг. |
Правление Карла VII |
Начало партизанской войны (массово участие крестьян) |
1429г. |
Осада Орлеана |
Освобождение Орлеана Жанной д’Арк. |
1431г. |
Жанна д’Арк попала в плен к англичанам. |
|
1453г. |
Захват французами города Бордо в Аквитании |
|
- Итог войны.
(Слайд 11) Давайте подведем итоги войны и сделаем вывод: каково значение Столетней войны для истории Франции?
Дети, работая с учебником, подводят итоги войны:
- После гибели Жанны д`Арк развернулась народная освободительная война
- Король создал постоянную наемную армию, увеличил артиллерию
- В войске укреплялась дисциплина
- У Англичан после войны остался один порт Калле
(Слайд 12) Вывод (ответ учащихся): Значение Столетней войны в том, что она способствовала объединению Франции в единое централизованное государство.
Давайте выполним задание, полученное в начале урока, и ответим на вопросы.
Задание на урок: «Почему Англия и Франция вели длительную Столетнюю войну? И почему победу одержала Франция?»
Учащиеся дают ответы
- Закрепление изученного материала
Блиц-опрос
- Сколько лет длилась война между Англией и Францией? (более 100 лет или 116 лет)
- Назовите хронологические рамки войны (1337-1453гг)
- Назовите основную причину войны (Борьба за Аквитанию между Англией и Францией)
- Назовите основной повод к войне (Английский король предъявил свои права на французский престол)
- Скажите, какая из стран была лучше подготовлена к войне и почему? (Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину)
- Скажите, какая из сторон одерживала победы в сражениях с 1340-1360гг. (Англия)
- Почему в 1380 в сражении за Аквитанию Франция одержала победу? (Король Франции увеличил отряды наемников; начал строить флот; создал сильную артиллерию; армию возглавил талантливый полководец)
- Что такое партизанская война? (Война, в которой участвуют народ, с помощью подручных средств и засад истребляют захватчиков)
- Как звали народную героиню, благодаря которой был освобожден Орлеан? (Жанна д’Арк)
- Что произошло с Жанной д’Арк, после того как она была схвачена в плен англичанами? (В 1431 году по приговору инквизиции она была сожжена на костре в городе Руане)
- Что произошло после ее смерти? (После гибели Жанны д’Арк началась народная освободительная война)
- В каком году закончилась Столетняя война, и кто одержал в ней победу? (1453г. – Франция)
- Каково значение Столетней войны? (Столетняя война способствовала объединению Франции в единое централизованное государство)
Выставление оценок
Д/З - §20 С.178 в.1-5, творч. задание – написать историческое сочинение о личности Жанны д׳Арк (жизнь и подвиг)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федорова Юлия Евгеньевна
→ Публикатор 19.11.2015 0 24953 1013 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы