Приветствие,
проверка подготовленности обучающихся
к уроку, организация внимания
обучающихся.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть.
Теперь и вы поприветствуйте друг друга
– партнера по лицу, партнера по плечу.
Учитель:
Ребята, сегодня я получила посылку
для вашего класса и послание к ней
(зачитывает послание): «Сей предмет
велено вручить лучшему ученику,
показавшему отличный результат в
знании истории Средних веков».
Учитель:
Как вы думаете, что это может быть? Я
в замешательстве – предмет, видимо –
один, а вас много, и все вы хорошо знаете
историю. Поступим по справедливости.
Эту посылку получит самый активный,
заработавший за урок больше всех
баллов, ученик. А что это за предмет
мы узнаем в конце урока при подведении
итогов.
Учитель:
Сегодня на уроке мы будем работать
как в группах, так и индивидуально. Мы
будем наблюдать и описывать наблюдаемое,
строить объяснения и интерпретации,
аргументировано рассуждать, принимая
во внимание различные точки зрения,
задавать вопросы, раскрывать сущность
темы, формулировать выводы.
Учитель:
А еще мне сегодня понадобятся помощники,
которые будут фиксировать ответы
членов своей группы. Ученики под №3 –
сегодня вы мои помощники, в листах
оценки вы будете отмечать количество
ответов своих партнеров в группе.
Учитель:
Думаю, вам уже не терпится узнать, что
в посылке, поэтому предлагаю, не
откладывая, начать наш урок.
|
Инструмент
МЭНЕДЖ
МЭТ.
Элементы
мышления: ЦЕЛЬ.
Двигатель
культуры:
ОЖИДАНИЯ.
ЯЗЫК1.
|
Приветствие
партнера по плечу, по лицу.
Настрой
внимания обучающихся на урок.
Учащиеся
высказывают свои предположения.
|
Учитель:
Вы знаете, что я люблю делать во время
отпуска? Мне очень нравится путешествовать.
Учитель:
Ребята, скажите, а вы любите путешествовать,
узнавать что – новое во время
путешествий? А вы бывали в старинных
городах? В каких?
Учитель:
Почему же я об этом спрашиваю? Возможно,
пересмотрев этот видеоролик, вы найдете
ответ на этот вопрос.
На
слайде проигрывается видеоролик
«Средневековый город», учитель
зачитывает стихотворение:
Средневековый
город-сон,
Застывший в паутине
лет,
Где заблудился наш рассвет.
Фонарь,
скрипящий в унисон,
Встречает за
версту.
Где дрожь, безлюдных улиц
мгла.
Ночи зашторено окно,
Но
будет замкнут круг.
Средневековый
город-сон,
Собора шпиль уходит
ввысь,
И ветер шепчет мне –
«Проснись!».
1)Учитель:
Ребята, подумайте, что вы увидели?
Учитель:
Опишите.
Учитель:
Ребята, вы молодцы!
2)
Учитель:
Задумайтесь, что вы об этом думаете?
Учитель:
Опишите.
Учитель:
Какие отличные идеи вы подаете!
3)
Учитель:
Подумайте, посмотрев видео, что вам
захотелось узнать?
Учитель:
Воспроизведите свою мысль.
Учитель:
Я рада, что вы выдвигаете столько идей!
Учитель:
Ребята, вы - молодцы! Вы совершенно
верно сказали, что на уроке мы будем
говорить о средневековом городе.
Учитель:
И не просто говорить, а отправимся
через толщу лет, через века на экскурсию
в средневековый город. Наше путешествие
будет проходить по специальному
маршруту. На ваших столах лежат
маршрутные листы, но в них нет названия
маршрута. Давайте вместе определим
наш маршрут.
Учитель:
Подумайте, и назовите его.
Слайд
«Маршрут урока: Средневековый город».
Учитель:
Молодцы, ребята. Верно определили
маршрут. Запишите название маршрута
«Средневековый город».
Учитель:
Наше путешествие спланировано в
несколько этапов. Давайте вместе
сформулируем эти этапы.
Слайд
«Этапы урока».
Учитель:
Разделите маршрутный лист на три части
чертой и запишите этапы маршрута в
ваши маршрутные листы. (Учитель
показывает пример на доске). Работайте
и творите так, как вам подсказывает
ваша фантазия.
|
Элементы
мышления: ВОПРОСЫ
НА ОБСУЖДЕНИЕ.
Двигатель
культуры: ВОЗМОЖНОСТИ:
ДЕЙСТВЕННЫЕ
ВОПРОСЫ
(генеративные)
ЯЗЫК3.
Элементы
мышления: ИНФОРМАЦИЯ.
Двигатель
культуры: ОЖИДАНИЯ.
Мыслительный
прием
СИ
– ФИНК – УАНДЭ
Тип
мышления: тщательное наблюдение и
описание наблюдаемого.
РУТИНЫ
и СТРУКТУРЫ.
ЯЗЫК
3, 5
ВОЗМОЖНОСТИ:
активное слушание.
ВРЕМЯ.
Элементы
мышления:
ВОПРОСЫ
НА ОБСУЖДЕНИЕ.
Двигатель
культуры: ВОЗМОЖНОСТИ:
ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
(генеративные)
ЯЗЫК
3, 5.
ВРЕМЯ.
|
Ответы
учеников.
Ученики
индивидуально отвечают на поставленные
учителем вопросы.
1)
- Я увидел средневековый город.
2)
- Я думаю, что сегодня на уроке мы будем
говорить о средневековом городе.
3)
- Как возникали города?
-
Какие достопримечательности
характеризовали
средневековый город?
-
Чем занимались жители городов?
Ученики
определяют маршрут - тему урока:
«Средневековый
город».
Ученики
на ватманах отмечают название маршрута.
Ученики
называют этапы – пункты урока:
Возникновение
городов.
Достопримечательности
средневекового города.
Жители
города.
Ученики
выполняют задание.
|
Учитель:
Ребята, представьте, что вы путешественник
и отправляетесь в путешествие, что
вы сделаете, перед тем как отправиться
в путь?
Учитель:
Отлично! Вы все верно сказали!
Путешественник начнет с того, что
осмотрит на карту.
Слайд
«Карта».
Учитель:
Ребята, что обозначено на карте черными
точками?
КРОССВОРД.
Учитель:
Верно, на карте обозначены города,
средневековые города. В один из таких
городов мы отправляемся. Но, чтобы
войти в городские ворота – нам
необходимо найти ключ. В нашем случае
ключ – это ключевое слово в кроссворде.
Оно отмечено цифрой 6. Для выполнения
задания используем структуру РАУНД
ТЭЙБЛ. Каждый из вас по очереди заполняет
кроссворд по одному слову, пока вы его
не разгадаете. Та группа, которая
разгадает кроссворд первой, поднимает
руку. На выполнение задания вам дается
2 минуты. Начинает ученик под № 2.
Кроссворд:
Учитель:
Какое слово зашифровано в кроссворде?
Учитель:
Молодцы, ребята! Вы верно определили
ключевое слово! Ключ у нас в руках –
заходим в город.
|
Элементы
мышления:
ВОПРОСЫ
НА ОБСУЖДЕНИЕ.
Двигатель
культуры: ВОЗМОЖНОСТИ:
ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
(генеративные)
ЯЗЫК
2, 3, 5.
Элементы
мышления: ИНФОРМАЦИЯ.
Двигатель
культуры:
ВРЕМЯ.
ВОЗМОЖНОСТИ:
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ.
Обучающая
структура: РАУНД
ТЭЙБЛ.
ЯЗЫК
5.
|
Ученики
отвечают: посмотрю на карту.
Ответ
учеников: - На карте обозначены города.
Ученики
работают в группе: разгадывают
кроссворд.
Ученики
дают ответ: город.
|
Возникновение
городов.
Учитель:
Перед нами средневековый город. Слайд
«Город».
1)Учитель:
Подумайте, каких он размеров?
2)
Учитель:
Подумайте, много ли населения проживало
в таком городе?
Учитель:
Верно, населения в таком городе
проживало немного – обычно 5-6 тысяч
человек, а часто бывало и того меньше
- 1-2 тысячи. Большими считались города
в 40-50 тысяч жителей.
3)Учитель:
Кто знает, сколько тысяч человек
проживает в Чистополе?
Учитель:
Наш город считался бы в Средние века
большим городом.
Учитель:
Самыми большими городами считались
Лондон, Париж, Константинополь.
Учитель:
В XI веке в Западной Европе отмечается
рост городов. Оживают старые, еще с
античных времен и возникаю новые.
Учитель:
Обратите внимание на слайд. Перед нами
- обучающая карта – загадка. Ребята,
нам необходимо исследовать эту карту,
определить, в каких местах, на какой
местности возникали города, и
сформулировать свой ответ, который
вы напишите или нарисуете в своих
маршрутных листах.
Учитель:
Обдумывая ответ, рассуждайте.
Учитель:
Как бы рассуждала я? Я вижу, что на
карте стрелка пересекает реку. Я
предположила, что если здесь стрелка,
то человек может перейти реку. Значит
в этом месте брод. Многие люди переходят
реку в брод, значит, здесь, может быть
большое скопление и людей и на этом
месте разумно построить город.
Учитель:
Эту работу мы выполним при помощи
структуры КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. Вы
по очереди обсудите этот вопрос в
команде более одного круга, а ученик
под № 2 заносит всю информацию в
маршрутный лист.
Учитель:
Я думаю, что у вас все отлично получится.
На выполнение задания вам дается 2
минуты.
Учитель:
Ребята, предлагаю вам выдвинуть свою
гипотезу на вопрос: где возникали
города?
Учитель:
Ребята, дополните ответ.
Учитель:
Вы – молодцы! Сформулировали отличные
ответы, выдвинули свои гипотезы.
Достопримечательности
средневекового города.
Учитель:
А мы продолжаем наше путешествие по
средневековому городу, знакомиться
с его загадками.
Учитель:
Перед нами множество маленьких улочек.
Давайте зайдем в одну из них. Оцените
улицы, здесь очень узко. Вряд ли сможет
проехать повозка. Дома строили в два
– три этажа. Они были как деревянные,
так и каменные.
ЗАГАДКА
«СЕРДЦЕ, МОЗГ И ДУША ГОРОДА»
Учитель:
А мы с вами двигаемся дальше. И перед
нами – новая загадка. Что в средневековом
городе, по вашему мнению, называли
сердцем города, его мозгом и душой?
Учитель:
Сформулировать ответ на этот вопрос
вам помогут информационные карточки
со схемой и описанием города, с помощью
которых вы найдете ответ на вопрос.
Каждый из вас самостоятельно,
индивидуально анализирует предложенную
информацию. На выполнение задания вам
дается 2 минуты.
Учитель:
Предлагаю вам продемонстрировать
свой ответ на предложенный вопрос.
Учитель:
Как вы считаете, что являлось сердцем
города? Почему?
Учитель:
А теперь попрошу встать тех, кто
согласен с выдвинутым мнением.
Учитель:
Спасибо, садитесь.
Учитель:
Как вы считаете, что являлось мозгом
города? Почему?
Учитель:
Попрошу встать тех, кто согласен с
данным сформулированным
ответом.
Учитель:
Спасибо, садитесь.
Учитель:
Как вы считаете, что являлось душой
города? Почему?
Учитель:
Предлагаю встать тем, кто согласен с
данным мнением.
Учитель:
Спасибо, садитесь.
Учитель:
Отлично! Вы замечательно справились
с заданием задание. Именно ратуша,
рыночная площадь и собор являлись
символами средневекового города.
Нарисуйте эти символы в своих маршрутных
листах.
Жители
города.
Учитель:
Мы продолжаем исследовать средневековый
город. Перед нами новая и последняя
загадка.
ЗАГАДКА
«ГОРОЖАНЕ».
Учитель:
Представьте, мы идем по улицам
средневекового города, вокруг столько
людей. Кого мы можем встретить в
средневековом городе? На этот вопрос
нам помогут ответить эти иллюстрации.
Слайд
«Горожане».
На слайде – иллюстрации о занятиях
горожан.
Учитель:
Подумайте, что они означают, определите,
кто изображен на них? Напишите свой
ответ в ваших маршрутных листах. На
выполнение задания вам отводится 2
минуты.
Учитель:
Так кого же можно было встретить на
улицах средневекового города?
1)
Учитель:
Жители города №1 – назовите их.
2)Учитель:
Жители города №2 – скажите, кто это?
3)
Учитель:
Жители города под №3 – определите,
кто это?
4)
Учитель: Жители города №4 – назовите
их.
Учитель:
Молодцы – ребята. Замечательно
справились с работой.
Учитель:
Наше путешествие подходит к концу,
нам пора торопиться пока не закрылись
городские ворота. Последний раз окинем
взглядом средневековый город и вернемся
в день сегодняшний.
|
Элементы
мышления:
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
И ВЫВОДЫ.
Двигатель
культуры:
ВОЗМОЖНОСТИ:
ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ и
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ.
Элементы
мышления:
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.
Двигатель
культуры:
ОЖИДАНИЯ:
тип
мышления: аргументированное рассуждение.
Мыслительный
прием:
ЭДЬЮМЭП.
Обучающая
структура:
КОНТИНИУС
РАУНД РОБИН.
Двигатель
культуры:
МОДЕЛИРОВАНИЕ.
ЯЗЫК
2,3,4,5.
ВРЕМЯ.
ВОЗМОЖНОСТИ:
Активное
слушание, документирование, действенные
вопросы.
РУТИНЫ
и СТРУКТУРЫ.
Элементы
мышления:
ВЫВОДЫ
И ПОСЛЕДСТВИЯ.
Двигатель
культуры:
ВРЕМЯ.
ЯЗЫК
3,5.
ВОЗМОЖНОСТИ:
Действенные
вопросы, активное слушание.
ОЖИДАНИЯ:
тип
мышления: раскрытие сущности темы.
Обучающая
структура:
ТЭЙК
ОФ – ТАЧ ДАУН
Элементы
мышления:
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
И ВЫВОДЫ.
Двигатель
культуры:
ВОЗМОЖНОСТИ:
ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ и
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ.
ВРЕМЯ.
ЯЗЫК
1,2,5.
|
Ответы
учеников:
1)Город
небольшой.
2)Населения
в таком городе было немного.
3)Ученики
дают примерный ответ.
Ученики
по карте составляют рассказ «Возникновение
городов».
Ответы
учеников: я предположил (а), что города
возникали в удобных для его расположения
местах: на перекрёстке торговых путей
дорог, возле рек, у стен замка или
монастыря; у моста.
Ответ
ученика: все дороги подобно кровеносным
сосудам вели в центр, к рыночной
площади.
-
В ратуше заседал городской совет –
правительство города.
-
Собор отвечал за духовное развитие
горожан.
Ученики
работают с маршрутными листами.
Ответ
учеников:
1)Ремесленники
2)
Городская знать
3)Торговцы
4)
Духовенство
|
Учитель:
Все великие путешественники, будь то
Васка да Гама или Жак Ив Кусто, сочиняли
свои путевые заметки, отправляя их в
газеты. И вы, представив себя в роли
великого путешественника, сочините
небольшой рассказ для газеты о том,
что нового вы узнали, где побывали.
Используем обучающую структуру 200
рублей Самэри. За каждое слово редакция
вам заплатит 10 рублей. На выполнение
задания вам дается 2 минуты.
Учитель:
У кого набралось 200 рублей?
Учитель:
Воспроизведите свою путевую заметку.
Учитель:
Спасибо. Заметка получилась очень
интересная и информативная.
Учитель:
Ваши заметку будут для вас БИЛЕТИКАМИ
НА ВЫХОД.
|
Элементы
мышления:
ВЫВОДЫ
И ПОСЛЕДСТВИЯ.
Двигатель
культуры:
ОЖИДАНИЯ.
Тип
мышления: определение главной мысли
и формулирование выводов.
Обучающая
структура:
800
РУБЛЕЙ САМЭРИ.
БИЛЕТИК
НА ВЫХОД.
Двигатель
культуры:
РУТИНЫ
и СТРУКТУРЫ.
ВРЕМЯ.
ВОЗМОЖНОСТИ:
документирование.
ЯЗЫК
1,2,3,4,5.
|
Ученики
выполняют задание: пишут небольшое
сочинение, количеством из 20 слов.
|
Учитель
дает качественную оценку работы класса
и отдельных учащихся. Озвучивание
оценок, полученных за урок обучающимися.
Учитель:
А теперь мои помощники, подсчитайте
ответы участников ваших групп, дайте
оценку их работе.
Учитель:
У кого больше всех ответов в вашей
группе?
Учитель:
Думаю, сегодня каждый из вас заслужил
достойную оценку, ведь вы отлично
поработали.
Учитель:
Самый ответственный момент – кому
мы вручим посылку?
Учитель:
Я вручаю эту посылку, вскройте ее. Что
это?
Учитель:
Это магистерская шапочка, своими
корнями она уходит в Средние века. А
за, что ее получали, и какова ее история,
нам расскажет на следующем уроке ее
обладатель – это и будет индивидуальным
домашним заданием.
Рефлексия.
Работа
по Слайду.
Учитель:
Как жаль, что наш урок подходит к
завершению. Была рада сегодня с вами
поработать. Благодарю всех за отличные
знания. На выходе разместите свой
БИЛЕТИК НА ВЫХОД на стенде. Урок
окончен. До свидания.
|
Элементы
мышления:
ТОЧКА
ЗРЕНИЯ.
Двигатель
культуры:
ОЖИДАНИЯ:
тип
мышления: принятие во внимание различных
точек зрения.
Двигатель
культуры:
ВОЗМОЖНОСТИ:
активное
слушание.
ЯЗЫК
1,3,5.
|
Ученики
подсчитывают ответы.
Ученики
по очереди называют имена тех, кто
больше всех заработал ответов.
Ученик
получает посылку с магистерской
шапочкой.
Ученики
оценивают
свое настроение, анализируют
урок, вносят
предложения.
|