Конспект урока по обществознанию по теме: "Мораль"; 6 класс
Коновалова Людмила Александровна,
учитель истории и обществознания
БОУ «Слободская СОШ им. Г.Н.Пономарева»
Грязовецкий район, Вологодская область
Конспект урока по обществознанию для шестого класса.
Тема урока: Мораль.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Педагогическая технология: технология системно-деятельностного подхода.
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, рефлексия.
Термины и понятия: мораль, моральный поступок, аморальный поступок.
Оборудование: Учебник по обществознанию для 6 класса (Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. - 184 с.), рабочие листы, листы самооценки, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Целью данного этапа является обеспечение рабочей обстановки для учебного занятия, психологическая подготовка учащихся к общению на учебном занятии. Учитель приветствует учащихся, организует внимание школьников. |
Слушают учителя, организуются для работы. |
Познавательные УУД: Научатся - смысловому восприятию познавательного текста. Коммуникативные УУД: Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
|
Мотивация |
Данный этап урока направлен на обеспечение мотивации деятельности школьников и настрой учащихся на учебно-познавательную деятельность.
Учитель: Ребята, сегодня к нам с вами в гости на урок пришёл карандаш, самый любознательный карандаш на свете! Он каждый день открывает для себя новые знания. А вы, готовы вместе с карандашом сегодня открыть для себя новые знания?
Карандаш приготовил для вас специальные рабочие листы и листы оценивания, которые вы после урока вложите каждый в свою тетрадочку по обществознанию. Ещё он приготовил для вас видео. Давайте посмотрим его и узнаем, что карандаш предлагает нам узнать сегодня на уроке.
|
Школьники отвечают на вопросы учителя.
Школьники знакомятся с рабочими листами, с которыми им предстоит работа в течение урока. Также знакомятся с листами оценивания. Подписывают имя и фамилию каждый на своих листах. Ребята смотрят видео.
|
|
Целеполагание |
Ребята, что нам предлагает узнать карандаш? О чём пойдет сегодня речь на нашем уроке?
А кто знает, какое слово объединяет все представления людей о хорошем и плохом?
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте выберем это слово: экономика, наука, мораль. Если не получится, я вам помогу.
Вы сделали правильный выбор, молодцы. Это мораль. Давайте впишем тему нашего урока в рабочий лист.
Ребята, какова будет цель нашего сегодняшнего урока?
А чтобы вы хотели узнать по данной теме?
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Карандаш предлагает вам следующие задачки на урок:
Узнать, что такое мораль. Найти ответы на вопросы: как и когда появилась мораль? Нарисовать словесный портрет морального человека. Выяснить, для чего нужна мораль в обществе. |
Школьники пробуют определить проблемное поле урока.
Ребята работают со словами на слайде, выбирают слово, объединяющее представления людей о хорошем и плохом.
Ученики записывают в рабочие листы тему урока.
Школьники пробуют формулировать цель урока.
Ребята самостоятельно пытаются ставить задачи урока. Школьники знакомятся с задачами урока.
|
|
Работа с материалом. Открытие нового знания. |
Что такое мораль? Ребята, чтобы узнать, что такое мораль, карандаш предлагает нам поработать с учебником и сравнить такие социальные нормы, как мораль и право. Он даже составил для вас таблицу в рабочих листах. Прочитайте материал на страницах 145-147: выпишите в рабочий лист определение морали и, работая в парах, заполните таблицу. Особое внимание обращайте на определения, карандаш проверит ваши знания в конце урока!
Что у нас получилось?
Вы сравнили, кто вырабатывает нормы морали и нормы права? Что у вас получилось?
Каково наказание за нарушение норм морали и норм права? Что у вас получилось?
Где закреплены? Что у вас получилось?
А что же такое мораль?
Давайте каждый оценит свою работу по таблице в парах. У вас на столах есть оценочные листы. В первой строке написано работа в парах по заполнению таблицы. Поставьте знак +, если у вас не вызвала сложностей данная работа. Если были трудности поставьте знак ?. Если работа была сложной и непонятной, поставьте знак -.
Ребята, а как вы считаете, соблюдение каких норм важнее?
Карандаш приготовил для вас интересные ситуации и предлагает поработать в группах. Задание заключается в следующем: вы внимательно читаете ситуацию. Затем отвечаете устно на вопросы после текста. Далее каждая группа перед классом представит свои ответы на вопросы. Время для работы – 5 минут.
Проверим, что у нас получилось. Я зачитаю ситуацию, которая попалась группе №1, а участники группы ответят на вопросы.
Ситуация группы №2. Так же. Ситуация группы №3. Так же.
Ребята, как вы считаете, в XXI веке гражданину в первую очередь необходимо соблюдать какие нормы – моральные или правовые?
Давайте каждый оценит свою работу по таблице в группах. У вас на столах есть оценочные листы. В первой строке написано работа в группах с ситуациями. Поставьте знак +, если у вас не вызвала сложностей данная работа. Если были трудности поставьте знак ?. Если работа была сложной и непонятной, поставьте знак -.
Как и когда появилась мораль (источники морали) Человеку порой сложно сделать выбор. А что помогает человеку не сбиться с пути? Чтобы вам было легче ответить на вопрос, я исполню вам отрывок из песни, а вы внимательно его прослушайте, а также просмотрите слайд.
Что человеку помогает не сбиться с пути?
Ребята, а почему люди преклоняют колени перед Девой Марией и Иисусом Христом и считают их образцом нравственности?
Этим нормам, заложенным в учении Иисуса Христа насчитывается 2014 лет. Поэтому религия – это один из основных источников моральных норм.
Словесный портрет морального человека. А вам хотелось бы быть высокоморальными людьми? А каким должен быть высокоморальный человек?
Карандаш приготовил для вас творческое задание и предлагает выполнить его каждому самостоятельно. В ваших рабочих листах под цифрой №2 есть пункт «Словесный портрет морального человека». В течение 3 минут попробуйте описать словами портрет морального человека, можно воспользоваться учебником на странице 147.
Давайте проверим, какие словесные портреты морального человека у вас получились?
Теперь пусть каждый из вас оценит свою индивидуальную творческую работу (это третья строка в оценочном листе). Поставьте знак +, если у вас не вызвала сложностей данная работа. Если были трудности поставьте знак ?. Если работа была сложной и непонятной, поставьте знак -.
Значение морали в жизни общества. Ребята, но если у нас есть законы, которые строго поддерживают порядок в стране и наказывают за несоблюдение правовых норм, то зачем нам нужна мораль? Может быть, мы сможем обойтись и без неё?
Мораль играет большую роль в жизни общества. Она воспитывает в человеке качества, которые помогают ему совершать хорошие поступки, а не плохие.
|
Школьники приступают к выполнению первого пункта плана урока. Работают в парах с таблицей, представленной в рабочем листе, используя учебник. Выписывают определение морали.
Ребята озвучивают результаты работы с таблицей.
Школьники осуществляют самооценку в оценочных листах.
Школьники отвечают на проблемные вопросы.
Школьники работают в группах с ситуациями. Отвечают на вопросы после текста.
Делают выводы из ситуаций.
Школьники осуществляют самооценку.
Школьники слушают отрывок из песни, просматривают представленный слайд.
Школьники отвечают на вопрос. Школьники отвечают.
Школьники отвечают на вопросы.
Школьники выполняют индивидуальное творческое задание.
Школьники зачитывают результаты творческого задания. Ребята осуществляют самооценку.
Ребята высказывают свои суждения о значении морали.
Записывают в рабочие листы значение морали. |
Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ, в том числе практической работы
Личностные УУД: формируем интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
|
Рефлексия |
Ребята, вы ________ поработали на уроке! Давайте посмотрим, удалось ли нам решить задачки карандаша? На слайде первый этап рефлексии: Продолжите предложение: Мораль – это Источником морали служат: … Мораль нужна нам для того, чтобы … Высокоморальный (нравственный) человек – это человек, который …
Молодцы!!!
А теперь давайте попробуем продолжить следующие предложения:
На сегодняшнем уроке я узнал … На сегодняшнем уроке для меня стало настоящим открытием то, что … Я никогда и не думал, что … Я считаю, что … Мне было трудно … |
Школьники проверяют свои знания, полученные на уроке. |
Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Домашнее задание |
Карандаш приготовил вам домашнее задание. Оно записано у вас в рабочих листах. В первую очередь дома нужно внимательно прочитать параграф №22 в учебнике. Выучить понятие мораль, моральный поступок, аморальный поступок. Уметь называть значение морали. Иметь представление о том, кто такой моральный человек. Вам предлагается выполнить творческое задание на выбор: Нарисовать на альбомном листе цветными карандашами, фломастерами или красками морального или аморального человека. Собрать пословицы и поговорки о морали.
|
Ученики знакомятся с домашним заданием. |
|
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ |
|||
|
Ребята, карандаш для вас приготовил интересные задания. Давайте посмотри на слайд и выполним эти задания. |
Ребята выполняют задания карандаша, представленные на слайде. |
|
Завершение урока |
Ребята, спасибо за внимание! До свидания! |
Ученики покидают класс. |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коновалова Людмила Александровна
→ Людмила_Коновалова35 03.06.2015 0 9470 814 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы