Сценарий библиотечного урока "Библиографическое описание"; 7 - 9 классы


Муниципальноеобщеобразовательноеучреждение«Магнитогорскийгородской многопрофильный лицей при Магнитогорском государственном техническом университете (МГТУ) им. Г.И. Носова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Библиографическоеописание»

Сценарийбиблиотечногоурокадляобучающихся7-9классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

ЕфремоваЛ.И.,педагог-библиотекарьМОУ«МГМЛ»

 

 

 

 

 

 

 

г.Магнитогорск

2025г.

Пояснительнаязаписка

Об уровне научной культуры исследовательского труда можно судить по его конечному результату – письменному оформлению. С особым вниманием при этом следует отнестись к списку используемой литературы, т.к. по нему можно судить о глубинеисерьезностивсего исследования. Крометого, правильноебиблиографическое описание произведений печати позволяет быстро находить определенное издание и без задержек получить их в библиотеке.

В государственных стандартах на основе принципов Международного стандартного библиографического описания (ISBD) содержатся общие правила оформления списков литературы к рефератам, курсовым и дипломным работам, научным статьям.

Применение стандартов на библиографическое описание необходимо не только при оформлении списка литературы, но и при создании личных баз данных, выписок ит.д.

Словаписателя,ученого,профессоранесколькихуниверситетовУмбертоЭко

«...нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляетвыскочкуинеучаинередкобросаетпозорящуютеньнаработу,казалось бы, приличную на первый взгляд. Ритуал. Можно сказать - церемония. Да! Но вовсе не бессмысленная, не пустое начетничество. Так же устроен мир спорта, мир коллекционеровмарок,преферансистов,политиков:ктопутаетсявпрофессиональных жестах или терминах, вызывает настороженность. Он - «не свой», посторонний. Старайтесь соблюдать устав научного монастыря»[7, с. 77-78].

Библиотечныйурокразработандляобучающихся7-9классов. Продолжительность урока 40 минут

Цель урока -сформировать у обучающихся умения и навыки информационнойкультуры.

Задачи:

  1. Создатьусловиядляформированиясистемыинформационныхзнанийиуменийобучающихся.

  2. Способствовать развитию читательских компетенций, формируя потребности в чтении, а также навыки работы с источниками информации.

Мотивационно-целевойэтап

Педагог-библиотекарь:В современном мире к школьнику предъявляются более высокие требования. Он должен не только выполнять домашнее задание, искать дополнительную информацию, но и самостоятельно писать рефераты, доклады, выступления, исследовательские проекты. Ежегодно обучающиеся нашего лицея проводятисследованияипередзащитойсвоегоиндивидуальногопроекта,встаетвопрос

«Как письменно оформить?». Существуют определенные требования к оформлению научной работы. С особым вниманием следует отнестись к оформлению списка используемых источников, т.к. по нему можно судить о глубине и серьезности всего исследования.Сегоднямысвамирассмотрим библиографическоеоформлениенаучнойработы.

Что такое«библиография»?

Ответыобучающихся

Педагог-библиотекарь:ОбратимсяксловарюрусскогоязыкаОжегова.

  1. Библиографияэтонаучноеописаниекнигисоставлениеихперечней.

  2. Библиографияэтопереченькнигпокакому-либовопросу[5,с.48].

Библиографический список - это список использованных источников и помещается он после заключения.

Существуетгосударственныйстандартоформлениябиблиографическогосписка. Итальянский писатель, ученый Умберто Эко писал«...нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча и нередко бросаетпозорящуютеньнаработу,казалосьбы,приличнуюнапервый взгляд.Ритуал. Можносказать-церемония.Да!Нововсенебессмысленная,непустоеначетничество. Так же устроен мир спорта, мир коллекционеров марок, преферансистов, политиков: кто путается в профессиональных жестах или терминах, вызывает настороженность. Он - «не свой», посторонний. Старайтесь соблюдать устав научного монастыря»[7, с. 77-78].

Сегодня я вам расскажу, как правильно находить информацию и научу грамотно оформлять библиографический список используемых источников.

Основнойэтап

Педагог-библиотекарь:Чтобы написать реферат, доклад, индивидуальный проект, презентацию, нужно найти информацию по теме. Известно, что 80 % информации человекприобретаетпутемчтения.Ичтобынеутонутьвмореинформации,нужноуметь пользоватьсяэтойинформацией(дифференцировать).Т.е.выбиратьнужноеиотсеиватьлишнее.

Какойдолжнаябытьинформация?

Ответыобучающихся

Педагог-библиотекарь:Информациядолжнабыть:

  • объективнаяинформация,независящаяотчьего-либомнения,суждения;

  • достоверная–информация,отражающаяистинноеположениедел;

  • понятнаяинформация,выраженнаянадоступномязыке;

  • полная – информация, достаточная для понимания ситуации и принятиярешения.

Гдеможнонайтитакуюинформацию?

Ответыобучающихся

Педагог-библиотекарь:Информациюможнонайти,впервуюочередь,вшкольной библиотеке, библиотеках города, затем обратиться к интернет-источникам.

Гдеобычноищетинформациюученик,когдаемунадонаписатьреферат,доклад?

Ответыобучающихся

Педагог-библиотекарь:Какправило,ученикисразуищутинформациювсетиинтернет. А нужно сначала прийти в школьную библиотеку и взять научно-популярную литературу по теме (словари, справочники, энциклопедии). Словарь – это элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны жизни. Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Французский писатель Анатоль Франс сказал о словарях так:«Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, труды, горести наших предков и наши собственные».

Информацию можно найти на официальных сайтах и (или) порталах (Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Российская государственная библиотека, Национальная электронная библиотека, Культура.РФ, История.РФ, Российское географическое общество (РГО), Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева (РХО) и др.).

Какоформитьграмотнобиблиографическийсписоквсехисточников?

Ответыобучающихся

Библиографический список должен содержать информацию о литературе и источниках, которые использовались в работе при написании научной работы. В нем необходимо указать всю научную и научно-популярную литературу, которая была использована для изучения проблемы.

Правилаоформлениябиблиографическогосписка:

  1. Список литературы оформляется как нумерованный список арабскимицифрами.

  2. Всеисточникиоформляютсястроговалфавитномпорядке.

  3. В первую очередь размещают источники на русском языке, затем на иностранных языках.

  4. Соблюдаетсяочередностьразныхтиповисточников:

    • законодательныеинормативныеакты;

    • учебники,книги,монографии;

    • периодическаяпечать(газеты,журналы);

    • электронныеносителииинтернет-ресурсы. Структура библиографического описания

Библиографическоеописание —этосведенияобисточнике,покоторымможнопонять, откуда информация и как ее найти. Эти данные приводят по правилам:

  1. Дляпечатныхизданийучебников,журналов,газетикнигприменяютГОСТ Р 7.0.100-2018 с учетом ГОСТ Р 7.0.80-2023, в котором можно найти рекомендации по оформлению заголовков, например, если источник посвящен географической области.

  2. Дляэлектронныхресурсов—ГОСТР7.0.108-2022.

  3. В печатных изданиях данные для списка литературы публикуют на титульном листе или внутри обложки.

  4. Элементы библиографического описания приводят в определенной последовательностииотделяютдруготдругасоответствующимразделительнымзнаком.

Педагог-библиотекарьприводитнесколькопримеровбиблиографическогоописания

Заключительныйэтап

Кажется, что разобраться во всех этих знаках очень сложно. Но это только на первый взгляд. Вы всегда можете обратиться за помощью к педагогу-библиотекарю.

Подведемитог.

    • Список литературы состоит из библиографических описаний использованныхисточников.

    • БиблиографическоеописаниесоставляетсяпоГОСТу.

    • Хорошим помощником в оформлении списка литературы станет интерактивныйплакат, который я создала для обучающихся

 

Успеховвам,ребята,ввашейнаучнойдеятельности.

 

 

 

Списоклитературы:

  1. ГОСТ Р 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Москва : Стандартинформ, 2018. – 78 с.

  2. ГОСТ Р 7.0.108-2022. Библиографические ссылки на электронные документы, размещенные в информационно-коммуникационных сетях. Общие требования к составлению и оформлению. – Москва : Российский институт стандартизации, 2022. – 20 с.

  3. ГОСТ Р 7.0.80-2023. Библиографическая запись. Заголовок. Общиетребования и правиласоставления.Москва:Российскийинститутстандартизации,2023.24с.

  4. Гаврилова, Е.В. Библиографическое оформление научной работы : учебно- методическое пособие / Е.В. Гаврилова. – Магнитогорск : Издательство Магнитогорский государственный университет, 2010. – 74 с.

  5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологический выражений/С.И.Ожегов;подобщейредакциейЛ.И.Скворцова.Москва:ООО

«Издательство«Оникс»,2007.–976с.

  1. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина [и др.]. – Москва : Школьная библиотека, 2002. – 288 с.

  2. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки : учебно- методическоепособие/У.Эко;переводситальянскогоЕ.Костюкович.Москва

:Университет,2004.239с.


Полный текст материала Сценарий библиотечного урока "Библиографическое описание"; 7 - 9 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефремова Любовь Ивановна  elyuba13
19.01.2025 0 152 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК