Внеклассное мероприятие "Экскурсия в нашу историю"; 6 класс


6


Архипова Ирина Викторовна

МОУ СОШ №4 г.Миньяр

Заместитель директора по воспитательной работе


Внеклассное мероприятие «Экскурсия в нашу историю». 6 класс


Цель – приобщение учащихся к общечеловеческой ценности «Отечество», формирование гражданской ответственности за судьбу своей Родины.


Задачи:

– вспомнить исторические факты времен Великой Отечественной войны;

- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать любовь и

уважение к своему народу, своей истории, бережное отношение к ветеранам Великой

Отечественной войны;

- развить способность чувствовать, сопереживать трагедии нашего народа.


Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя:

Вот и отгремели торжественные салюты по всей стране, прошел день долгожданного праздника Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, но не может вместе с этим салютом закончится наша память о подвиге советского народа и наша благодарность к тем, кто ценою своей жизни отстоял для нас мирное небо.

Наша встреча сегодня – дань уважения незабываемым событиям.

Ее я хотела бы начать с небольшого отрывка из поэмы К. Симонова «Сын артиллериста»:

И снова пришлось майору,

Как в детстве, ему сказать:

- Держись, мой мальчик:

На свете два раза не умирать.


Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! –

Такая уж поговорка

У майора была.

«На свете два раза не умирать», - говорил герой поэмы. Но есть и другая поговорка: солдат умирает дважды. Первый раз на поле боя, второй раз когда забывают его, когда память о нем проходит навсегда.

Мы с вами в ответе за то, чтобы солдаты, погибшие на фронтах Великой Отечественной, не умирали дважды.

(Звучит песня «Эх, дороги»)

Я приглашаю вас сегодня совершить экскурсию в нашу историю на поезде Памяти.


  1. Экскурсия

(До начала экскурсия учащимся нужно разбиться на две группы)

Первая станция, на которую мы прибываем – это станция «Знаменательная»


Я как учитель математики даже на внеклассных мероприятиях не могу обойтись без математических задач. И я вам предлагаю сейчас выполнить несколько математических действий.

(Двум командам нужно найти значения выражений.

Во время выполнения задания звучит песня «Офицеры»)

(-3)3+49=22 (-210,6):(-23,4)=9

(-171,6):(-28,6)=6 (-2)3+13=5

-1111+3052=1941 -1263+3208=1945

Составить из ответов даты, которые соответствуют названию станции.

Ребята, о чем вам говорят эти даты?

22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Две странички календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории Человечества. Они отмечены в календаре разными цветами: один – черный лист, другой – красный. Они так и называются: День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 гг. День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг. Два дня календаря. А между ними 1418 дней.

В редкие минуты затишья, между боями и атаками, пристроившись на пеньке в лесу, или на краю окопа, или возле огня в землянке бойцы перечитывали письма из дома, мечтали, как вернуться после войны к любимым, к детям, к матерям и отцам, как будут пахать землю, растить хлеб, работать у станков. Положив листочек на приклад автомата, писали письма домой, полные любви и надежды на встречу, полные уверенности в победу над врагом.


Мы прибываем с вами на станцию «Почтовая».

«Привет с фронта! Здравствуйте многоуважаемые родители. Во-первых сообщаю, что я жив и здоров…» - так начиналось большинство фронтовых писем родным и близким.

В декабре 1943 года в районную газету «Стальная искра» пришло необычное послание добровольца А.А. Козлова отрывок из которого хочу зачитать:

Спасибо, уральцы, родные наши

За Вашу заботу, тепло и привет,

В ответ за подарки и ласки ваши

В сраженьях с врагом мы добьемся побед.

Мы знаем, что там, в сединах Урала

На каждом заводе, колхозных полях,

Затратили средств и сил вы немало

Готовя оружие в грозных бронях.

Мы помним написанный вами наказ нам,

И гордо его мы в боях отстоим,

И клятвой своей, которой клялись вам,

За горе врагу мы сполна отомстим.


Ребята, я хочу вам предложить свернуть лист бумаги по заданным линиям.

(Звучит песня «В землянке»)

Как вы думаете, что бы это могло быть?

Вот такие треугольники приходили с фронта родным и близким солдата и на фронт.

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,

Рвется ветер осенний и команда: вперед!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

Прошу вас: храните солдатские письма.


Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Не нужно оставлять треугольники пустыми. Давайте мы с вами, ребята, развернем их и напишем пожелания ветеранам, ведь им приятно услышать добрые слова не только в день Победы.

На разгром врага, на Победу работала вся страна – и воины, и тыл: женщины, старики, дети. Но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны.

Следующая станция на нашем пути - станция «Научная» .


Командам нужно ответить на вопросы, посвященные вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.

Вопрос 1. «Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели:

Этот день мы приближали, как могли…»

В этой песне говорится о Дне Победе над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

Для чего использовали сталь, алюминий и цинк в годы войны?

(Сталь – сплав железа с углеродом и другими элементами применялась для изготовления брони танков, пушек и др.

Алюминий использовали для производства корпусов самолетов.

Цинк – химический элемент. Сплав меди и 50% цинка – латунь – использовали для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.)

Вопрос 2. Какое стрелковое оружие, стоящее сейчас на вооружении 55 стран мира, родилось в 1943 году в госпитальной палате?

(Основное стрелковое оружие российской пехоты – автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат», как говорят военные, в 1947 году.)

Вопрос 3.

«Говорит пехота: Чистая работа!

Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.

Воевать охота, - говорит пехота,

- Раз у нас такая пушка есть!

Влево и направо, бьет врагов на славу.

Впереди – горячий бой. Огненную лаву на врагов ораву

Сыплет «Катя» щедрою рукой.

Эти стихи написаны С.Семиным на фронте в июле 1942 года. О каком оружии говорится в этих строках?

(Оружие – «катюша». «Катюши» - реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 года в Белоруссии под командой капитана Флерова. Простота устройства и сравнительно небольшой вес нового оружия открывали широкие возможности создания многозарядных боевых реактивных систем, способных вести стрельбу массированно, залпами, создавая высокую плотность огня.)

Вопрос 4.

Этот город не обозначен ни на одной географической карте нашей Родины, его не найдешь ни в одном справочнике. И все-таки название этого города – Танкоград – в годы войны упоминалось в сводках Совинформбюро.

Наши местные металлургические заводы также работали для Победы. И ашинский и миньярский заводы имели свои литерные военные номера, которые присваивались заводам, работавшим для фронта. На них катали ленту для танков и отправляли в Танкоград, изготовляли крепеж для танков и машин, катали лист для брони, делали складные кровати для полевых госпиталей, пошивочный цех изготовлял плащ-палатки, вещмешки для бойцов.

Какой город раньше называли Танкоградом?

(Это наш областной центр – город Челябинск, там, в годы войны выпускали тяжелые танки, а также самоходные артиллерийский установки.

Станция «Изобразительная»

Командам по очереди, ответив на вопросы, нужно открыть иллюстрацию на военную тему.

1.Уже 24 июня 1941г. в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной. Как называется эта песня? («Священная война»)

(Звучит песня «Священная война»)

2. Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943г. в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев (Александр Матросов)

3.Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и еще сбил 7 самолетов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (Александр Маресьев )

4. В каком городе поставлен памятник советскому воину-освободителю с девочкой на руках? (В Берлине, в Трептов-парке, высится величественный памятник воинам Советской Армии, спасшим мир от фашизма. К груди воина-освободителя доверчиво прижалась девочка. Памятник воссоздает действительный эпизод. В дни ожесточенных боёв с гитлеровцами советский солдат, рискуя жизнью, спас немецкого ребенка. Это случилось в одном из немецких городов. Советский летчик, капитан Игорь Алексеевич Беликов, находился там по делам службы. В свободное время он решил познакомится с городом. На одной из улиц увидел толпу. Люди с ужасом смотрели вверх. На шестом этаже дома, ухватившись ручонками за карниз, висела девочка. Не медля ни секунды, капитан Беликов снял шинель, подскочил к стене, и в это время ребёнок сорвался. В ужасе вскрикнули женщины, но ребёнок упал на растянутую в руках шинель. Это была четырехлетняя Катрин Леманн. Памятник воину-освободителю с девочкой на руках является олицетворением доброты и милосердия русских солдат.)


Ребята, можете ли вы сказать, что это за иллюстрация?


(Парад войск в ознаменование победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 24 июня 1945г. в Москве на Красной площади. Участвовали сводные полки фронтов. В ходе Парада Победы к подножию мавзолея В.И. Ленина брошены 200 знамён и штандартов разбитых гитлеровских дивизий. Автор репродукции М.И. Самсонов)


Станция «Памятная»

Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во Второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет. Вечная им память!


(Звучит вступление песни «Журавли», зажигается свеча)


Память павших на фронтах Великой Отечественной войны, оставшихся навечно молодыми, и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, почтим Минутой молчания.


Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день» рассказал сарокезскую легенду.

Легенда о манкуртах

Жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым


исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину. Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы и напяливали, поделив на куски верблюжью шкуру в парном виде прилипающими пластырями – наподобие современных плавательных шапочек. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, непомнящего своего прошлого. После этого каждого обречённого заковывали шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились их душераздирающие крики, и бросали там в поле со связанными ногами и руками, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти его, ибо это означало вернуть себе чучело прежнего человека.

Брошенные на мучительную пытку в живых оставались один или два манкурта из пяти-шести. Погибали они от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове верблюжьей кожей. Она сжимала бритую голову раба. Волосы иной раз врастали в эту кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя ещё большие страдания. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. Если заставали в живых хотя бы одного, то считалось, что цель достигнута. Такого поили водой, освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. Это и был раб – манкурт, насильно лишённый памяти. Манкурт не знал, кто он, откуда родом, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – манкурт не осознавал себя человеческим существом. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев, повеление которого было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, он ничего не требовал. И лишь одна мать не примирилась с подобной участью.

Купцы, пришедшие с караваном товаров в найманские земли, рассказывали, что встретили одного молодого пастуха, который оказался манкуртом. О чём не спросишь, молчит, ответит только «да», «нет» и всё время за шапку держится, плотно надетую на голову, оказывается, у некоторых манкуртов верблюжья кожа местами навсегда прирастает к голове. Для такого манкурта, хуже любой казни, если припугнуть: давай, мол, отпарим твою голову. Будет биться как дикая лошадь, но к голове не даст притронуться.

Мать поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет того пастуха – манкурта и не убедится, что то не её сын. И она отправилась на поиски своего сына.

Спустя несколько дней безрезультатных поисков, вдруг она увидела стадо верблюдов и когда приблизилась, узнала сына.

- Сын мой, родной! А я ищу тебя кругом! - она бросилась к нему. – Я твоя мать!

И сразу всё поняла и зарыдала. Но её появление не произвело на него никакого действия.

- Садись, поговорим, - сказала мать.

- Ты узнаёшь меня? – спросила она.

Манкурт отрицательно покачал головой.

- А как тебя звать?

- Манкурт, - ответил он.

- Это тебя теперь так зовут. А прежнее своё имя помнишь? Вспомни своё настоящее имя.

Нет он ничего не помнил и ничего не знал.

- Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?!

Но ничего не трогало сына её, манкурта.

И тогда решила мать не расспросами, а внушением попытаться узнать, кто он есть. Всё, что она говорила ему, он выслушал с полным отсутствием интереса к её словам, как будто бы речь шла ни о нём.

В это время вдали завиднелся человек, он вёз манкурту еду, и мать поскорее скрылась, чтобы тот не увидел её.



Мать решила не оставлять сына в рабстве, попытаться увезти его с собой. А вдруг в родных местах вернётся к нему память.

На следующий день мать вернулась к сыну и продолжала рассказывать, надеясь – вдруг, что-то мелькнёт в его сознании. Но она билась в наглухо закрытую дверь. Не заметила она сколько времени прошло, когда на краю стада опять появился жуаньжуан, и она пустилась прочь.

Озлобленные жуаньжуаны избивали манкурта, Но какой с него спрос. Только и отвечал:

- Она говорила, что она моя мать.

- Никакая она тебе не мать! У тебя нет матери! Ты знаешь, зачем она приезжала? Она хочет содрать твою шапку и отпарить твою голову! – запугивали они несчастного манкурта.

- Да ты не бойся! На, возьми лук со стрелами.

Вечером мать снова вернулась к сыну, она стала звать его, и не заметила, что сын её, манкурт, уже изготовился с колена, целясь натянутой стрелой.

- Не стреляй! – успела вскрикнуть мать, но стрела коротко свистнула, вонзаясь в левый бок под руку. То был смертельный удар. Мать наклонилась и стала медленно падать. Но прежде упал с головы её белый платок, который превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя?»

С тех пор, говорят, стала летать в тех краях по ночам эта птица.


Человек, лишенный исторической памяти заслуживает судьбу манкурта. Мы с вами, живущие на такой великой земле, живущие в стране с великой историей, не должны быть манкуртами.

Мы должны чтить и помнить подвиги наших дедов и прадедов, чтоб не прервалась связь времён. Мы будем с вами жить, пока будем помнить.


4. Заключительное слово учителя

Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие на поезде Памяти. Мне хочется верить, что вы поняли, что память не просто дань славному прошлому, она – ежедневная наша потребность в ощущении личной причастности к судьбе, к жизни, к делам и свершениям своего народа. Память делает место, где родился, отчим краем, окружающих тебя людей – соотечественниками, государство, в котором живешь родиной. Помните это.

Я была рада сегодня познакомиться с вами. Спасибо за сотрудничество. Успехов вам.



Список литературы:

    1. Айтматов Ч. И дольше века длится день. – М., 1991.

    2. Дорога Победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной Войне. / Сост. Н.Старшинов, С.Музыченко. – М.: Сов. Россия,1980.

    3. Великая Отечественная Война 1941-1945: Словарь-справочник. – М., 1985.

    4. Непобедимая и легендарная. Несброшюрованный альбом. М.Е. Хамонина. Издательство «Советский художник», 1988.

    5. Герои рядом с нами. Комплект-выставка. В.И.Шурыгин. Воениздат, 1973.

    6. Я прошел по той войне. В.А. Кузина. Советский художник, 1983.

    7. Классный руководитель №8, 2004.

    8. Классный руководитель №2, 2004.














Полный текст материала Внеклассное мероприятие "Экскурсия в нашу историю"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Архипова Ирина Викторовна  Irina_matem
23.06.2011 1 4366 1035

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК