Конспект классного часа к 75-летию Победы "Я перед ними снимаю фуражку"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с.СЕРЁГОВО


 


 


 


 

КЛАССНЫЙ ЧАС


 

«я ПЕРЕД НИМИ СНИМАЮ ФУРАЖКУ»


 


 


 


 


 


 

рАзработала учитель начальных классов

Маковий Наталья Анатольевна


 

Классный час в 1-4 классах МКШ по теме:

«Я перед ними снимаю фуражку»

И когда в майский день на могилы приходим святые,

И святое храня, мы минуту молчанья стоим,

То пускай эта дань, и огонь, и цветы полевые

Будут памятью светлой, будут скромной наградой и им!

 


 

Уровень образования: начальная школа

Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов.

Тема классного часа: «Я перед ними снимаю фуражку»

Цель:расширить знания школьников о Великой Отечественной войне, дать представление о роли собак в годы Великой Отечественной войны, познакомить с собаками-героями Великой Отечественной войны.

Задачи:

- Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей страны;

- Формировать интерес к истории своей страны.

- Познакомить с «профессиями» собак на войне;

- Развивать речь учащихся, память;

- Воспитывать любовь, ответственное отношение к животным;

- Почувствовать сострадание и ответственность по отношению к «братьям нашим меньшим»;


 

Планируемые результаты: закрепление и углубление исторических знаний учащихся, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма животных (собак), храбрости и мужества солдат.

Личностные УУД:

* оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

* формировать мотивацию к работе на занятии и целенаправленной познавательной деятельности;

* воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

* вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

* быть толерантным к чужим выводам и мнению.

Регулятивные УУД:

* самостоятельно формулировать цели занятия;

* работать с информацией, представленной в разных формах;

* планировать собственные действия в процессе восприятия информации, оценивать свою познавательно-творческую деятельность.

Познавательные УУД:

* ориентироваться в своей системе знаний;

* извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

* извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, презентация);

* перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

* доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

* оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

* слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

* взаимодействовать с учителем в процессе творческой деятельности, формировать мыслительную деятельность, (сравнивать, сопоставлять)  расширять словарный запас и кругозор, владеть умениями совместной деятельности.


 

Практическая значимость: предлагаемое занятие может быть использовано учителями начальной школы в урочной и внеурочной деятельности.

Оборудование: презентация «Я перед ними снимаю фуражку», ручки, силуэт (трафарет) собаки


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный классный час. У нас идёт видео съёмка. Я прошу вас не отвлекаться, сосредоточиться и быть активными. Я понимаю, что вам сегодня работать в обычном режиме будет трудно.

-Но Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?


 

2.Определение темы классного часа. Целеполагание.

-И для начала, я предлагаю вам прослушать 2 музыкальных отрывка. Вы можете закрыть глаза, чтобы ваше воображение лучше заработало. После прослушивания я хочу, чтобы вы сказали, что вы «увидели», какие ассоциации у вас возникли.

Слушают отрывок №1.

-Что вы себе представили?

(Ответы детей: дети играют, смеются, солнышко встаёт, птицы поют,…)

Слушают отрывок №2.

-Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании данного отрывка?

(Ответы детей: взрывы, война, дети плачут,…)

-Как вы думаете, какие события в истории нашей страны я «спрятала» в этой музыке? (Война и мир /Победа/).

-Ребята, так о чём мы с вами будем сегодня говорить, о каком событии? (о ВОВ, о тех, кто воевал, вспомнить их подвиги… ).

СЛАЙД 1

- Посмотрите на тему нашего классного часа «Я перед ними снимаю фуражку».

- Как вы понимаете это выражение? Когда так говорят? (В русском языке есть фразеологизм, устойчивое выражение «Снимать шляпу» - по достоинству оценивать чьи-то заслуги, достижения, выражая свое почтение этому человеку). А строчка «Я перед ними снимаю фуражку – это авторская переделка известного выражения, это строчка из стихотворения, с которым мы с вами ещё познакомимся.

-Перед кем, глядя на тему нашего классного часа, можно снимать шляпу, выражая своё уважение? (перед теми, кто воевал, отдавал жизни, перед солдатами…)

СЛАЙД 2

-Используя опорные слова, постарайтесь определить общую цель нашего мероприятия:

* Узнать …

* Познакомиться ..

* Расширить …

* Вспомнить …

3.Актуализация знаний.

-Я предлагаю вам вспомнить всё, что, вы знаете о Великой Отечественной войне. (когда началась, закончилась, сколько лет длилась, с кем воевали)

-В этом году наша страна отмечает 75-летие со дня Победы. Мы вспоминаем ветеранов, живых участников той войны, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше. Вспоминаем погибших. Вспоминаем тружеников тыла: женщин, детей, стариков, которые делали всё возможное и невозможное, чтобы солдатам на фронте воевалось спокойней и легче. Да, вклад каждого человека огромен. Все вместе ковали общую победу!

Но есть ещё герои той войны, о которых нельзя забывать и вклад которых бесспорно большой. А кто они, вы мне скажете сами. Прослушайте внимательно отрывок из стихотворения.

СЛАЙД 3

Услышала я, может не случайно,

Историю, как шёл Великий бой!

Мне рассказал о подвиге отчаянном

Один седой участник битвы той!

Я слушала его и удивлялась,

Не уж-то правду говорит седой старик!?

И на груди его награда красовалась,

Но не хвалился той наградой фронтовик.

Тот бой тяжёлый в памяти остался…

Он не забыл историю о том…,

Как с ними рядом с танками сражался,

Четырёхлапый, храбрый батальон!

 

-Кто из вас был внимательным и услышал, кто же ещё сражался за мир, о каких героях той войны мы будем говорить. (четырёхлапый батальон – это животные, собаки ).

- Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы – даже животные в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь человеку

СЛАЙД 4

-Предположите, какие животные принимали участие в войне.

-Если бы мы строили пьедестал, то каких животных вы бы поместили на самый верх? (собаки).

-Безусловно, самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.Более 60 тысяч, а если точнее – 68.000, четвероногих бойцов несли службу на различных фронтах, защищая нашу Родину от врага. 68 тысяч Шариков, Бобиков и Мухтаров, породистых и не очень, больших и маленьких, гладких и лохматых. Собаки, преданно выполняя самую разнообразную работу, не раз выручали из беды солдат и мирных жителей.

СЛАЙД 5

-А какую работу они выполняли? (ответы детей)

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапером. Порою собаки

На танки бросались во время атаки.

 

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

 

СЛАЙДЫ 6, 7, 8

 

- Собаки выполняли службу по 8 направлениям:

 

  1. собаки-связисты(доставили 200 000 боевых донесений, протянули  7883 километра проводов).

Связную собаку не остановят ни пуля, ни птица в кустах, ни река, ни смерть: она спешит с донесением. Она пробегает, а под огнем, маскируясь, проползает два-три километра. Собака избавила человека от смертельного риска... Быстрота передвижения, тонкое обоняние и слух, острое зрение в ночное время, легкая проходимость по любой местности, малая уязвимость, большая выносливость – всё это ценилось в военные годы


 

 

Пёс Бульба

За время своей службы Бульба передал более 1500 депеш и проложил десятки километров телефонного кабеля. Нередко он вместо документов доставлял на передовую боеприпасы.


 

 

  • Иногда даже тяжело раненые собаки выполняли свои боевые задачи. Так, связной собаке Альме немецкий снайпер первым выстрелом прострелил оба уха, вторым – раздробил челюсть. И все же Альма донесла пакет.

  • Знаменитая собака Норка за 1942-1943гг. доставила 2398 боевых донесений.

  • Другой легендарный пес Рекс доставил 1649 донесений. Он был несколько раз ранен, трижды переплывал Днепр, но всегда добирался до своего поста.

  • Овчарка Мечта вожатого Петра Себрова не успела пробежать с донесением и ста метров, как осколком снаряда у нее срезало ошейник. Портдепешник упал. Бойцы увидели, что собака вернулась, разыскала его, подняла и побежала дальше, неся портдепешник на пункт назначения в зубах.

 

СЛАЙДЫ 9, 10


 

  1. Хвостатые саперы (миноискатели)разминировали более 30 крупных городов СССР и Европы, найдя более 4 000 000 единиц фугасов и мин.

 

СЛАЙД 11

  • Ленинградский колли по кличке Дик. В его личном деле записано: «Призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу». За годы войны обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов.

Свой главный подвиг Дик совершил в Павловске. За час до взрыва Дик обнаружил в фундаменте дворца фугас в две с половиной тонны и часовым механизмом. После Великой Победы легендарный пес, несмотря на множественные ранения, был неоднократным победителем выставок собак. Пес-ветеран дожил до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями, как и подобает герою.

 

СЛАЙД 12

 

  • Отдельного упоминания  достоин Джульбарс— овчарка, герой Великой Отечественной войны. За время своей службы в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде (с сентября 1944 по август 1945 года) пёс обнаружил 7 486 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии. Он участвовал в разминировании замков Праги, соборов Вены и дворцов над Дунаем. Благодаря отменному нюху и чутью овчарки саперы обезвредили мины на могиле Тараса Шевченко в Каневе и во Владимирском соборе в Киеве.

 


 

СЛАЙДЫ 13, 14

3) Собаки-санитары- оказывали они помощь и на поле боя. Подползали с медицинской сумкой к раненому, ждали, пока он себя перевяжет, а после ползли к следующему. Если боец был без сознания, лизали ему лицо — чтобы очнулся. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь.

Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны тюменца Сергея Соловьева:

 

Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты… На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. В Заполярье зимы суровые, не раз от лютых морозов раненых спасали собаки – они грели их своим дыханием…

 


 

СЛАЙД 15

 

Во время войны Мухтар спас около 400 раненных солдат, в том числе своего проводника, получившего контузию от взрыва бомбы.


 

 

СЛАЙДЫ 16, 17

 

  1. Ездовые собаки- зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжело раненых, подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов.


 

СЛАЙДЫ 18, 19

  1. Собаки-истребители танков (танко-подрывные), обвешанные взрывчаткой, кидались под вражеские танки. Пожертвовав собой,  собаки взорвали за годы войны, по некоторым данным, более трехсот немецких танков. Известен такой факт: 22 июля 1942 года жестокие бои шли под Ростовом. Был дан приказ – остановить наступление немецких танков, для этого пустить на врага собак-истребителей танков. Из 150 танков 24 уничтожили собаки, а остальные – повернули обратно.

Немцы боялись таких псов больше, чем противотанковых орудий. Из донесения командующего 30-й армии генерал-лейтенанта Д.Д.Лелюшенко от 14.03.1942 г.: «Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится».

 

СЛАЙД 20

 

6)«Собаки-диверсанты»- подрывали железнодорожные составы и мосты. Имеется упоминание о том, как одна из собак по кличке Дина пустила под откос вражеский бронепоезд, причем, сама осталась жива. Дина якобы выскочила на рельсы, сняла с себя повязку со взрывчаткой и в последний момент отпрыгнула в сторону.

 

Овчарка Дина

 

Как и Джульбарс, Дина служила в 14-й штурмовой инженерно-саперной бригаде.

Дина - участник Великой Отечественной войны, первая собака-диверсант в Красной армии. Дина прошла курс обучения истребителя танков. В батальоне собак-миноискателей Дина приобрела вторую специальность — минёра, а затем освоила третью профессию — диверсанта.

В историю овчарка вошла как участница «рельсовой войны»

Осенью 1943 года успешно выполнила боевую задачу: выскочила на рельсы перед приближающимся немецким воинским эшелоном, сбросила вьюк с зарядом, зубами выдернула чеку капсюля-воспламенителя, скатилась с насыпи и умчалась в лес. Дина была уже рядом с минёрами, когда прогремел взрыв, взорвавший эшелон. В краткой сводке говорилось:

 

19 августа 1943 года на перегоне Полоцк – Дрисса подорван эшелон с живой силой противника. Уничтожены 10 вагонов, выведен из строя большой участок железной дороги, от взорвавшихся цистерн с горючим на всем участке распространился пожар. С нашей стороны потерь нет

 

В конце войны Дина ещё дважды отличалась при разминировании города Полоцка, где в одном из случаев нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрприз].


 

СЛАЙД 21

7) Сторожевые собакиработали в засадах, бодрствовали ночью и в ненастную погоду ради обнаружения врага. Эти четвероногие умницы только натяжением поводка и поворотом туловища указывали направление грозящей опасности. Т.е. эти собаки предупреждали наших бойцов о подходе разведки противника.

 

Сторожевая овчарка Агай

За время службы собака 12 раз своим лаем останавливала немецких солдат, которые обходными путями пытались подобраться к нашим боевым позициям.


 

 

СЛАЙД 22, 23

8) собаки – разведчики- сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, для обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка». Эти собаки работали быстро, четко и беззвучно.


 

 

Разведчик Джек

Благодаря этому псу нашим солдатам удалось взять в плен около 20 вражеских военнослужащих, среди которых был и офицер из неприступной крепости Глогау. Проникнуть в хорошо охраняемую крепость и уйти из нее с пленным, разведчик смог только благодаря своему псу.


 

 

СЛАЙД 24

ФИЗМИНУТКА

Памятники.

- Армейская «служба» собак широко не афишировались, хотя подвиги четвероногих бойцов впечатляют и по прошествии многих лет после Второй мировой войны.

- Чтобы увековечить дань памяти собакам, воевавшим бок о бок с людьми, во многих городах установлены памятники.

СЛАЙД 25

Памятник «Фронтовой собаке» на Поклонной горе. Москва.  

 

СЛАЙД 26

Памятник Военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта (Санкт-Петербург)

 

СЛАЙД 27

В Волгограде открыт памятник собакам – истребителям танков

 

СЛАЙД 28

Памятник «Военный инструктор с собакой» (Москва)

 

СЛАЙД 29

-Подробнее я хотела бы остановиться на памятнике «Остановись и поклонись»

 

На Черкащине есть уникальный памятник 150 пограничным псам, которые бились с полком фашистов в рукопашном бою. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов битва людей и собак произошла в самом центре Украины много лет назад…  

Здесь в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку на врага бойцы отдельной Коломийской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак полегли смертью храбрых в том бою. Они остались навсегда верными присяге, родной земле».  

Собаки вместе с бойцами пограничного отряда стойко переносили все тяготы сурового времени. Командир батальона, несмотря на крайне плохие условия содержания, отсутствие надлежащего корма и на предложения  командования отпустить собак, этого не сделал. У села Легедзино батальон 30 июля принял свой последний бой.

Силы были слишком не равными: против 500 пограничников полк фашистов. И в критический момент, когда немцы пошли в очередную атаку, командир дал приказ послать в рукопашный бой с фашистами пограничников и служебных собак. Это был последний резерв. Зрелище было страшное: 150 обученных, но полуголодных овчарок, против поливающих их автоматным огнем фашистов. Противник, искусанный в прямом смысле и порубанный штыками, отступил, но на подмогу подошли танки. Искусанные немецкие пехотинцы, с рваными ранами, с воплями ужаса, вспрыгивали на броню танков и расстреливали бедных псов.

В этом бою погибли все 500 пограничников, ни один из них не сдался в плен. А уцелевшие собаки, по словам очевидцев – жителей села Легедзино, до конца остались преданными своим проводникам. Оставшиеся в живых овчарки ложились возле своих хозяев и никого не подпускали. Некоторых из них немцы пристреливали, остальные, отказываясь от пищи, так и умерли на поле

Они служили и погибли вместе!

 

(СЛАЙД 30* –если позволяет время можно включить песню и клип на основе этих событий; если времени нет – прослушать отрывок или вовсе пропустить этот слайд)

 

- А сейчас я хочу, чтобы мы вернулись к стихотворению, с которого мы начинали наше занятие «Я перед ними снимаю фуражку»

В том горячем смертельном бою
Я в свинцовой лежал круговерти.
Черный ворон по душу мою
Уж явился и ждал моей смерти.
Кровь стекала из раны на грудь,
Напоследок меня согревая.
Я подняться не мог, лишь – вздохнуть:
«Неужели, судьбина такая?
Боже мой, неужели вот так
Загремлю я в степи «под фанфары»!?
Но вдруг вижу я наших собак,
Шли на помощь ко мне «санитары».
Был в плену уже снежных оков,
Все плыло предо мной, как в тумане.
Сели рядом и греют с боков,
Руки лижут, давай, мол, на сани…
Когда вижу бродячих собак,
Я пред ними снимаю фуражку.
В том, что взяли с победой Рейхстаг,
Есть заслуга и милой дворняжки.

СЛАЙД 31

- Как понять последние слова стихотворения? (сражались не только породистые собаки, но и обычные дворняжки; они сделали всё возможное, чтобы приблизить День Победы)

-Поэтому 24 июня 1945 года на Параде Победы по Красной площади прошли, в том числе, батальоны военных собаководов со своими питомцами, которые пройдя через весь ужас войны, выжили.

-Достойны они были этой чести?

-Какие качества проявили собаки в военные годы? (отвагу /смелость, мужество/, силу, преданность, выносливость, любовь…)

-В стихотворении есть строчка «Когда я вижу бродячих собак…». Что это за собаки?

-Почему они стали бродячими?

-У кого из вас есть собаки? Как вы к ним относитесь?

-О чём мы должны помнить, что хотел нам сказать автор стихотворения? (Это потомки тех собак-героев, и нам надо задуматься, как мы люди, поступаем по отношению к ним, достаточно ли любви, участия мы им дарим…).

-Собаки у солдат ассоциировались с мирной жизнью. Это были не просто однополчане, воины, собака была другом, товарищем. Она делила со своими хозяевами все тяготы войны: холод, голод, усталость. Хозяева заботились о собаках: делились с ними последним куском хлеба, укладывали спать рядом с собой. Поэтому и собаки платили людям тем же самым.

 

4.Подведение итогов.

СЛАЙД 32

- Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Достигли ли мы их?

- Наше мероприятие подошло к концу. Конечно, мы не рассказали обо всех животных, помогавших победить в войне. Наш народ победил в Великой Отечественной войне. Ветераны, которые остались в живых, заслуживают низкого поклона. Мы помним также и тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе.

За боевые заслуги многие вожатые собак получили боевые награды.  Животные, повинуясь человеку, служа ему верой и правдой, в лучшем случае получали кусок сахара или ломоть хлеба, да им и этого хватало, главное – чтобы хозяин был рядом живой и здоровый.

 

5.Рефлексия.

СЛАЙД 33

-Я вам раздала силуэт собачки. Если вам понравилось занятие, нарисуйте ей улыбку, если нет, то прямой ротик. (Дети выполняют)

СЛАЙД 34

А на обратной стороне я попрошу вас написать, что у вас сейчас на душе, какие чувства вы испытываете после урока. Что бы вы сделали или сказали этим четырёхлапым героям.

-Спасибо за работу.


 

Дополнительный материал

Собак не поминают поименно,

Им не дают наград и орденов,

Но всё же должен помнить мир спасённый,

О подвиге собак со всех дворов!

 

Собакам мы должны быть благодарны!

За то, что были рядом в те года,

Их дружба и шальная солидарность,

Пусть остаются с нами навсегда!

 

Как мало вы дворняги воевали,

Подбитый танк - и нет в помине вас.

И мы, глотая слёзы, вспоминали,

Собак, что жизни отдали за нас!

 

Да разве можно позабыть такое!

В неравной схватке жизни не щадя,

Дворняги шли на смерть за нас с тобою!

Такое, люди, забывать нельзя!

============= =============== ===============

Сколько сказано слов. Может чья-нибудь муза устала

Говорить о войне и тревожить солдатские сны…

Только кажется мне, до обиды написано мало

О собаках-бойцах, защищавших нас в годы войны!

Стёрлись в памяти клички. Не вспомнить теперь и мордашку.

Мы, пришедшие позже, не знаем совсем ничего.

Лишь седой ветеран ещё помнит собачью упряжку

В медсанбат дотащившую с поля боя когда-то его!

Связки мин и гранат относили собаки под танки.

Защищая страну и солдат от нависшей беды.

После боя бойцы хоронили собачьи останки.

Только нет там теперь ни холма, ни креста, ни звезды!

Батальон окружён, ни еды, ни снарядов, ни связи.

Свистопляска вокруг и осколков и пуль круговерть.

С донесением псы пробирались и близили праздник.

Всем, даруя свободу, а себе, зачастую, лишь смерть.

И собачья честь не замарана подлым предательством!

Жалким трусом из псов не отметил себя ни один. 

Воевали они без присяги, но всё ж с обязательством

Вместе с Армией Красной уничтожить фашистский Берлин.

И когда в майский день на могилы приходим святые,

И святое храня, мы минуту молчанья стоим,

То пускай эта дань, и огонь, и цветы полевые

Будут памятью светлой, будут скромной наградой и им!


 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. http://elenaranko.ucoz.ru/ (Ранько Елена Алексеевна, шаблон презентации)

  2. 7 собак-героев Великой Отечественной войныhttp://ysia.ru/7-sobak-geroev-velikoj-otechestvennoj-vojny/

  3. http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1660/ Собаки на войне

  4. https://gubdaily.ru/lifestyle/interesnoe/psy-geroi-kak-sobaki-pomogali-soldatam-na-velikoj-otechestvennoj-vojne/ Псы-герои: как собаки помогали солдатам на Великой Отечественной войне


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект классного часа к 75-летию Победы "Я перед ними снимаю фуражку" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маковий Наталья Анатольевна  Публикатор
08.05.2020 0 1042 39

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0