Внеклассное мероприятие "И помнит мир спасенный" для обучающихся любой возрастной категории


(звучит начало песни «Довоенный вальс»)

1-й студент:
Едва проснувшись, включаю эфир;
– Доброе утро Земля!
– Мама, а что значит мир? –
Сынишка спросил меня, теплый розовый весь ото сна.
Возьму его обниму.
– Видишь, малыш, за окном весна,
Яблони в белом дыму.
Синее небо, нежней, чем шелк.
Птицами полон сквер.
Папа твой на работу ушел.
Строитель он, инженер.
На пустыре здесь будет детсад –
Красивый, лепной дворец.
Его для таких вот, как ты, ребят
Выстроит твой отец.
Строит дома он на сотни квартир,
С окнами на зарю.
– Мама, ты расскажи мне про мир?
– А я о чем говорю?!
Чтобы ты лучше понял, малыш,
Я поясню тебе так:
Мир – это значит в рассветную тишь
Бомбу не сбросит враг,
Хлеб не посмеет у нас отнять, в огонь не швырнет детей.
…Мир – это счастье.
Его отстоять – долг всех простых людей!

Ведущий-1:
Уже не раз из глубины веков доносились до нас голоса героев прошлого – со времени восстания Спартака и до эпохи народовольцев, до Александра Ульянова, до героев эпохи 1941-1945 годов. Нам дороги их голоса и мы чтим имена этих героев. Мы знаем, как велика была их вера в торжество справедливости, лучшее будущее человечества.

(звучит песня «Довоенный вальс», 3 куплет)

2-й студент:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные,
Гудят накатанные рельсы
Просторно, холодно, высоко
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку
И это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Как это было? Как совпало:
Война, беда, мечта и юность?!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые!
Свинцовые, пороховые!
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

СЛАЙД 1
Ведущий-2:
22 июня 1941 года.
Шесть десятилетий отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Для одних война стала далеким воспоминанием, для других – историей. Но и сегодня, ни один человек, ни взрослый, ни ребенок не остается равнодушным, когда слышит главную песню Отечественной войны, написанную впервые ее дни поэтом Лебедевым - Кумачом и композитором Александровым: «Священная война» - это песня – воин, песня – полководец, песня – пророк.

СЛАЙД 2
(звучит песня «Священная война», 1 куплет)

СЛАЙД 3
Ведущий-1:
Лето и осень 1941 года.
На земле Белогорья не осталось ни одного города, села, деревни, откуда не ушли бы «на смертный бой» мужчины и юноши.
Через месяц-другой тяжелые бои развернулись и на Оскольской земле. Летом 1942 года ни днем, ни ночью не стихали бои под Старым Осколом. Сороковая и шестидесятая армии обороняли стратегически важные пути к Воронежу и Сталинграду. Здесь, под Старым Осколом, в Атаманском и Ямском лесах полегли тысячи бойцов и командиров 45-й, 65-й, 124-й, 212-й, 227-й, 260-й, 297-й стрелковых дивизий и 102-й танковой бригады.
Здесь пол-России воевало…
Здесь столько наших полегло.
2 июля 1942 года наши войска оставили Старый Оскол, и фашисты захватили город. Семь месяцев черной оккупации пережили жители Старого Оскола. За время оккупации фашисты замучили, расстреляли и повесили 836 старооскольцев, 2737 юношей и девушек угнали в рабство… а за этими цифрами – война вооруженных до зубов извергов с безоружными стариками и детьми, война хищных завоевателей с беззащитными женщинами. Лишь к концу 1942 года забрезжила надежда освобождения.
В январе 1943 Воронежский фронт и 6-я армия Юго-Западного фронта провели Острогожско-Россошанскую наступательную операцию, изгнав врага почти из трех тысяч населенных пунктов – Алексеевских, Вейделевских, Волоконовских, Красногвардейских, Ровеньских.
31 января 1943 года состоялся бой у Майсюковой будки. Натиск вражеских войск сдерживали 17 воинов-бронебойщиков. 13 воинов пали смертью храбрых. Двоим воинам – Кукушкину Василию Ивановичу и Рябушкину Павлу Егоровичу присвоено звание Почетных граждан города Старый Оскол.

СЛАЙД 4, 5
Вот как рассказывал о тех событиях Павел Егорович Рябушкин.
«Нашей роте было приказано держать оборону железной дороги на дальних подступах к Старому Осколу с северо-восточной стороны в районе Майсюковой будки. Командир роты В. Плотников дал команду занять оборону вдоль железной дороги и подал клич: « Ни шагу назад! Будем драться, как панфиловцы под Москвой!» Чтобы бить врагов без промаха, бой начали с близкого расстояния. Чернел снег от трупов гитлеровцев, но были и наши потери. Меня дважды ранило, но стрелял врагов до последнего патрона. А когда фашисты появились близ моего окопа, я бросил в них гранату. Несколько немцев упали мертвыми, но и сам я от взрыва был контужен и потерял сознание. Лишь поздним вечером меня, истекающего кровью, нашли разведчики из группы Ивана Васильевича Кукушкина и спасли меня от смерти».
В этом неравном бою фашисты потеряли более 300 своих вояк. Геройской смертью погибли тринадцать советских воинов, но враг был остановлен до подхода подкрепления. В честь памяти славных защитников одна улица Старого Оскола названа именем 17-ти Героев.

3-й студент:
На проселках России,
На сторонке родной
Есть могилы простые,
Под фанерной звездой.
Тут от вражеской пули
Пал Оскольский солдат
И с тех пор в карауле
Тут березы стоят.
Не волнуйтесь, березы,
Никогда, никогда,
Над Осколом любимым
Не померкнет звезда,
Нам, оскольским ребятам,
В нашей жизни большой
Будет подвиг солдата
Путеводной звездой.

СЛАЙД 6, 7
Ведущий-1:
Новая успешная Воронежско-Касторненская операция позволила освободить 5 февраля 1943 года Старый Оскол.
Зима 1943 года…
По календарям историков, Великой Отечественной войне оставалось бушевать еще целых два года и три месяца. Но именно об этих днях февраля рукой немецкого офицера будет написано чудовищное откровение: «Кладбище в Осколе было самым большим, которое оставила наша санитарная рота после нападения на Советский Союз…»

Ведущий-2:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Да, трудно забыть о войне. О гибели близких, родных, любимых. О дорогих местах, превращенных в пожарища. О чувствах гнева, скорби, ожидания, веры, ненависти, любви, охвативших людей того поколения
Преподаватель:
Совсем молодыми уходили юноши и девушки защищать Родину. А дома их ждали с Победой родные и близкие, матери и дети. Жили одной надеждой, чтоб вернулся домой, чтоб остался жив родной, дорогой человек.
У меня в руках книга «Говорят погибшие герои». Книга, в которой история войны, этап за этапом, год за годом, написана кровью храбрых. Эта книга дает победную формулу всей войны. Она сила и залог будущего, будущей победы, которую надо еще добыть ценою жертв и длительной борьбы.
Трудно говорить об этой книге. Трудно, потому что она потрясает до глубины души. Руки тянутся сразу ко всем ее страницам, и страницы кажутся не просто квадратами бумаги с типографскими значками, а теми вырванными из школьных тетрадей листками, теми страничками из комсомольских билетов, теми досками лагерных нар и даже шероховатыми кирпичами, на которых герои оставляли свои последние слова, обращенные к тем, кто останется жить.
В эту книгу вошли предсмертные письма бойцов Красной Армии. В них самыми короткими, самыми прямыми путями выражены любовь и ненависть, вера в будущее и жажда жизни. В этих письмах все значительно. Здесь великое равенство мысли и дела, равенство идеала и мужественного подвига, подвига очень личного, в каждом случае индивидуального. Эту книгу невозможно читать как повесть о чужих судьбах. Десятки раз мысленно пробегаешь и собственную жизнь, чтобы еще и еще раз проверить, что же в ней было достойного, заслуживающего человеческого уважения, что было отдано людям, отдано самоотверженного, без тайного расчета на воздаяние и славу.
Юноши и девушки совсем юные пишут о том, что человек смертен и все дело в том, чтобы прожить жизнь достойно, честно, отдать ее всю людям, народу, стране. Борьбе за светлое будущее.
И это право человека говорить пред смертью высоко и возвышенно.
Фашизм убивал. Фашизм мог завершить растление мещанина, мог купить предателя, но он ни разу не одержал победы над советским человеком, бойцом.
Эта книга – история войны, написанная в лагерях и казематах, в тюрьмах и чудовищных застенках, история сплошных поражений фашизма, нескончаемая цепь проигранных им битв.

Студенты зачитывают письма бойцов Красной Армии
(тихо звучит музыка «Реквием»)

4-й студент:
Пишу письмо перед началом боя.
Заговорят орудия сейчас.
И может быть, на солнце золотое
Сегодня я гляжу в последний раз.
Но я пойду, уверенный в победе,
Расстреливать без промаха врага.
Коль сам погибну – живы будут дети, моя отчизна будет жить века.

Ведущий-3:
Фатых Карим (1908-1945 гг.) – татарский советский поэт. Родом из Башкирии. В 1925 году переселился в Казань, воспитывался в детском доме, учился в землеустроительном техникуме. Работал в редакциях татарских газет и журналов. С 1941 года – служит в Советской Армии. В 1945 году, в феврале, погиб в боях на подступах к Кенигсбергу.
Темы своих произведений Карим черпал главным образом из жизни комсомола и Советской Армии. В годы Великой Отечественной войны поэт воспевал высокие патриотические чувства советского человека, его горячую любовь к народу, ненависть к немецко-фашистским захватчикам.

СЛАЙД 8
5-й студент:
Письмо Хелены Кульман сестре
21 августа 1942 г.
« Не вешай нос. Это только начало трудностей. Но это все проходящее. Помнишь, ты сама однажды написала в мой альбом приблизительно такую мысль, что буря и дождь пройдут, и опять будет светить солнце. Также исчезнет и самая большая боль и горе, и настанет опять время, когда можно будет смеяться от всего сердца и быть счастливой. Жизнь красива такой, какая она есть. Украшают ее часто именно трудности. Наша жизнь имеет только одну цель – вперед. Никакой дороги обратно нет. Вперед! В борьбу и к победе. Если живешь только одной мыслью, если хочешь сделать все, чтобы эта мысль осуществилась, тогда никакая трудность не непреодолима. Хотя иногда невольно наполняются глаза слезами, высыхают они только в трудовом подъеме… Представь себе, как скучно было бы жить пустой будничной жизнью. Мы, комсомольцы, уже вступая в организацию, избрали себе другую, более тяжелую и более красивую жизнь. Жизнь, которая полна борьбы и радости победы. И даже, если бы было возможно, мы не поменяли бы ее на более легкую жизнь».

Ведущий-3:
Хелена Андреевна Кульман родилась 31 января 1920 года в городе Тарту в семье рабочего. Эстонка. Училась в средней школе №7, Тартуской семинарии, в Таллиннском педагогическом училище. С августа 1941 года в период эвакуации работала в колхозе «Ленинский путь» Нязепетровского района Челябинской области.
В Советской Армии с января 1942 года. В сентябре 1942 года разведчица штаба Балтийского флота, комсомолка, младший политрук, Хелена Кульман заброшена в тыл врага неподалеку от города Тарту. Ее задачей было наблюдение за морскими силами противника в порту Пярну, а также за дислокацией воинских частей в районе Чудского озера.
Хелена регулярно обеспечивала разведанной информацией командование флота.
Была арестована полицией на хуторе Луутснику Выруского района 2 января 1943 года. Погибла 2 апреля 1943 года, находясь под арестом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Хелене Кульман было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. Хелена Кульман награждена орденом Ленина.
Памятник героине установлен у Тартуского ГПТУ, носящего ее имя. В училище открыт музей. Улицы ее имени – в городах Тарту, Минск, Нязепетровск. Ее имя занесено в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ, присвоено средней школе №1 города Выру Эстонской ССР.

СЛАЙД 9
6-й студент:
Завещание защитника Ленинграда
капитана Гавриила Павловича Масловского сыну
13 января 1943 г.
«Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся. Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь. Этого ты, мой малыш, не пугайся и не унывай. Гордись такой гордостью, с какой идет твой папа на смерть: не каждому доверено умирать за Родину.
Славному городу Ленина – колыбели революции грозит опасность. От выполнения моего задания зависит его дальнейшее благополучие. Ради этого великого благополучия буду выполнять задание до последнего вздоха, до последней капли крови. Отказаться от такого задания я не собирался, наоборот, горю желанием, как бы скорее приступить к выполнению.
В ожидании машины роюсь в неугомонных мыслях, с молниеносной скоростью задаю себе вопросы и тут же даю ответ. Одним из первых вопросов будет такой, какие силы помогают мне совершить мужественный поступок? Воинская дисциплина и партийный долг. Правильно говорят: от дисциплины до геройства – один шаг. Это, сын, запомни раз и навсегда. А пока есть время, надо отвинтить от кителя ордена, поцеловать их по своей гвардейской привычке. Рассказываю тебе обо всем подробно, хочу, чтобы ты знал, кто был твой отец, как и за что, отдал жизнь.
Вырастешь большим – осмыслишь, будешь дорожить Родиной. Хорошо, очень хорошо дорожить Родиной.
У меня есть сын. Жизнь моя – продолжается, вот почему мне легко умереть. Я знаю, что там, в глубоком тылу, живет и растет наследник моего духа, сердца и чувства. Я умираю и вижу свое продолжение».

Ведущий-3:
Гвардейская стрелковая дивизия, в которой воевал
Гавриил Павлович Масловский, занимала позиции недалеко от деревни Хлебоедово Поддорского района Новгородской области. Командование дивизии поручило капитану Г.П. Масловскому взорвать склад с бомб и боеприпасов, которые гитлеровцы готовили для отправки под Ленинград. Капитан Г.П. Масловский задание выполнил, но сам капитан был смертельно ранен. Именем Г.П. Масловского назван один из совхозов в Новгородской области.

СЛАЙД 10
Ведущий-3:
Холодной ноябрьской ночью 1941 года в одной из балок урочища Чукурлар собрались ялтинские комсомольцы и поклялись беспощадно биться с врагом. «Я клянусь, что никакие пытки не заставят меня разгласить тайну нашей организации. Я клянусь, что если придется погибнуть от руки врага, то умру гордо и честно, не попросив у него пощады и не выдав своих товарищей», - звучали слова клятвы.
Вместе с товарищами поклялась мстить врагу и ученица 10-го класса Ялтинской средней школы комсомолка Надя Лисанова. Клятву свою она с честью сдержала. Надя расклеивала листовки и воззвания на улицах Ялты и поддерживала связь подпольщиков с партизанами.
В феврале 1942 года ее арестовали и посадили в тюрьму. Надю неоднократно допрашивал начальник службы безопасности Мауэр, надеясь, что хрупкая на вид девушка не выдержит пыток и раскроет партизанские явки. Надя Лисанова оказалась достойной доверия товарищей: она никого не выдала.
Ничего не добившись, фашисты расстреляли отважную комсомолку. Это произошло на рассвете 24 февраля 1942 года в урочище Селян, близ Ялты.
Незадолго перед казнью, во время последнего свидания с сестрой, Наде удалось передать ей стихотворение.
Текст стихотворения хранится в Ялтинском музее краеведения.

7-й студент:
Мне вспомнилась школа родная,
Мне вспомнился русский народ,
Прибрежная Ялта родная
И огненный солнца восход.
Умру я свободно и честно
И голову тихо склоню, и русскую землю родную
Я светлой слезой оболью.
Тогда надо мной защебечут
Родные мои соловьи
И кудри мои разовьются,
Но плечи не дрогнут мои.
Я сильно любила Отчизну,
И век я была ей верна…

8-й студент:
Завещание перед боем
20 февраля 1944 г.
«Идя в этот бой, я клянусь, что честно выполню святой долг перед Отчизной, всю свою ненависть вложил в боевое уменье, она утроила мои силы!
Меня нет, но мой ратный труд не пропадет. Ведь я так хотел жить, но я лучше пожертвую собой, чтобы жила и цвела моя счастливая Родина, чтоб жили другие.
Родина, дорогая, прими мой скромный дар для блага твоего и знай, что я, взращенный, вскормленный, вспоенный тобой, отплатил тебе всем, чем мог.
Я, твой сын, тебе был предан до последнего дыхания и выполнил с чистой душой свой долг коммуниста и воина.
Я умер для того, чтоб ты жила. Я так горячо любил тебя, Родина, как ненавидел врагов твоих.
…Отгремят последние залпы, и в радости своей вздохнет свободно Отчизна, народ. И кто из вас доживет до дня великой победы, в этот ясный, счастливый день вспомните и расскажите о тех, кто ничего не пожалел для этого дня и отдал жизнь для него, приближая это торжество».

СЛАЙД 11
Ведущий-3:
20 февраля 1944 года в Карелии произошел последний бой командира орудийного расчета Вадима Николаевича Усова. Из дзота на возвышенности гитлеровцы обстреливали почти каждый метр. Командиру орудийного расчета Вадиму Усову было приказано прямой наводкой расстрелять вражеский дзот. Поставленная задача была выполнена, а сам командир расчета пал смертью храбрых.
Ведущий-2:
По всей нашей стране, во всех уголках России стоят памятники и мемориалы, встречают у околиц и дорог скромные обелиски, памятные знаки. Полыхает и бьется тревожное пламя Вечного огня!
Не все вернулись домой. Вспомним тех, кто не пришел с полей войны.
Почтим память павших минутой молчания!
СЛАЙД 12
(тихо звучит музыка скорби «Реквием)

Ведущий-1:
Мир подвига неисчерпаем, и все в нем связано крепчайшими нитями: прошлое, настоящее и будущее, кровь, пролитая за Победу, и горячая беспокойная живая кровь подвига мирных дней. Об этом мы тоже должны помнить.
Есть волнения и восторг, к которым нельзя привыкнуть, которые не бывают ни серыми, ни будничными.
И есть пути, которые не бывают проторенными – это пути подвига. Это поистине целый мир, в котором дан простор всем человеческим достоинствам: чести и честности, силе и мужеству, прекрасному чувству самопожертвования, чувству долга и справедливости.

май 1945 года.

9-й студент: Баллада о березке.
Я в том бою, в той битве не был
Все фронтовик мне рассказал.
От взрыва вдруг качнулось небо,
И синью обожгло глаза.
Потом земля, земля навстречу
Метнулась глухо грохоча.
И к небу так прижало плечи,
Что ни вздохнуть, ни закричать…
Хлестнула боль. Конец. Не выжить.
Не суждено врага добить…
И в это время кто-то нежно
Прохладой губы освежил…
Очнулся в миг душой и телом,
Как будто вновь команда: «В строй!»
Открыл глаза, над ним белела
Березка юной медсестрой,
Осколком раненая тоже,
От гибели на волосок
Солдату, чтоб не помер – ожил,
Последний отдавала сок.
Сок на лицо стекал по каплям,
Как слезы той, что ждет бойца.
И каждою слезинкой – каплей
Смывал все горести с лица.
И не погиб солдат. Все беды
Он пересилил в ту войну.
И жаркой чаркой в День Победы
Березку с грустью помянул.
А грусть развеял, выпил дважды
За то, что кончилась война,
За то, что и березкой каждой
Отчизна – Родина сильна.

(«Майский вальс», танец)
(звучит песня «Довоенный вальс», 4 куплет)

Преподаватель:
Поистине, и боль, и подвиг, и память на века!!!
СЛАЙД 13
Ведущий-2:
9 мая 1945 года.
Этот день был самым радостным и великим днем на Земле!
(звучит песня «День Победы», студенты поздравляют присутствующих в зале ветеранов Великой Отечественной войны)
(видеофильм «Прогулка по Старому Осколу»)

Все студенты, задействованные в сценарии:
Нам нужен мир! Нам не нужна война!
Нам не нужны чужие, чьи-то земли!
Нам надо жить, ведь жизнь лишь раз дана!
Объединим все страны так, как всем хотелось!
Зачем война?! Зачем все разрушенья?!
Зачем все это нам?!
Не в силах мы понять!
Нам надо лишь принять одно решенье:
Не разрушать, не грабить и не убивать!
Мы знаем, что не надо нам войны.
Хотим мы жить, не зная горечь зла!
Вам это говорим мы – дети всей страны:
«Нам нужен мир!
Нам не нужна война!»
(возложение цветов к памятнику)


Полный текст материала Внеклассное мероприятие "И помнит мир спасенный" для обучающихся любой возрастной категории смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колтун Елена Васильевна  koltun
22.11.2010 3 7776 1126

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК