Тренинговое занятие "Искусство общения", средние и старшие классы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальный (коррекционный) детский дом № 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII,VIII вида)
Кировского района Санкт - Петербурга
Раздел
Коррекционно - развивающая программа
«Грамматика общения»
Тема
Ролевые игры
Денисова Лариса Петровна
Воспитатель
Цели
Формирование сплоченности группы. Развитие умения работать в группе, выстраивать свои взаимоотношения с партнером
Исследование в игровой форме психологического климата в группе
Ход занятия
Вводная часть
Упражнение «Пожелание»
Начнем работу с высказывания пожелания друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово.
Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Мяч должен побывать у всех, желательно никого не пропустить.
Основная часть
Упражнение «имя»
На листе картона написать
свое полное имя
ласковое имя
имя для друзей
имя для учителей
Взаимоотношения с другими людьми важны для человека любого возраста.
Мы всегда находимся в окружении людей, и даже находясь в полном одиночестве, мы не остаемся одни - близкие люди продолжают жить в нашем сознании.
Одинокий человек боится людей, но в тоже время жалуется, что у него нет друзей, ему не с кем общаться. Он только жалуется, не предпринимая ничего для решения проблемы.
Большую часть времени вы проводите в группе и в школе, общаясь со своими сверстниками.
Отношение к разным людям зависит и от вас, и от конкретного человека.
Мы уже говорили о некоторых недостатках, которые мы не замечаем, зато посторонние обнаруживают их мгновенно. Проверим, боретесь ли вы с ними
- вытянуть вперед руки (грязь под ногтями, немытые руки)
- подышать на соседа (запах изо рта)
Приятно ли вам было общаться с неряшливым человеком?
Воспитатель: В природе все вещи имеют отличительные признаки.
Задание: Назовите отличительные признаки окружающих нас предметов:
стул, стол, зеркало и т.д.
Ответы детей.
Воспитатель: И также каждый человек различен, каждый человек неповторим.
Умение общаться включает в себя умение наблюдать.
Упражнение 1 «Рост»
Все сидят.
Кто из вас самый высокий в группе?
Кто может расположить карточки с именами по росту?
Упражнение 2 «Глаза»
Закрыть глаза
Какого цвета глаза у мальчика ?
Внимательно посмотреть в глаза друг другу. Расположить карточки в порядке цвета глаз – от самых светлых, до самых темных
Упражнение 3 «Кто он?»
Ведущий выходит за дверь. Группа загадывает одного человека. По вопросам ведущий должен догадаться кого.
Упражнение 4 «Имя и движение»
Каждый по кругу сделает шаг вперед, назовет свое имя и сделает какое-нибудь движение.
После этого мы побудем этим человеком - все вместе повторим его имя и движение.
Не просто пожелать товарищу хорошего, да еще в одно слово. но надо учиться, надо учиться общаться. Еще труднее общение с незнакомыми людьми.
Как начать беседу, как задать вопрос, просьбу, как выразит благодарность – вот основные цели нашего занятия.
Большую часть своего времени человек проводит на людях, и от того как мы ведем себя в обществе зависит не только наше настроение, здоровье, но и настроение , душевное состояние других людей.
Поэтому главное правило – вести себя так, чтобы не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. Предупредительность и вежливость на улице друг к другу, а не только ожидание этого от других требует определенных усилий. Быть бесцеремонно грубым – значительно легче.
Упражнение «Приветствие»
(выполняется по парам)
- Как можно поздороваться? (здравствуйте, добрый день, утро, вечер, привет, рад вас приветствовать)
- Как можно попрощаться вовремя и без обид? (до свидание, до скорого, пока, будь, бай)
Разумеется, общение людей не ограничивается «здравствуй-прощай».
Упражнение «Благодарность»
(выполняется по парам)
- Как можно поблагодарить человека? (спасибо, очень признателен, очень благодарен и обязательно улыбнуться)
Но если с благодарностью более или менее благополучно, то просьбы, обращения к незнакомым людям часто бывают грубы по форме, невежливы и вызывают заслуженное недовольство окружающих.
Упражнение «Просьба»
(выполняется по парам)
-- Как можно попросить ? (если вас не затруднит, будьте любезны, скажите пожалуйста, не откажите в любезности, передай, пожалуйста, можно вас спросить)
Еще одна форма речевого этикета - беседа
В любом разговоре, как правило, участвуют двое. Разговаривать можно обо всем
Нетактично ругать кого-нибудь за глаза, смаковать чужие личные проблемы, нетактична лесть во всех видах, невежлива насмешка, двусмысленная реплика, намек.
Важно не о чем говорить, а как говорить.
Не так громко, чтобы не привлекать внимание окружающих
Не гримасничая и умеренно жестикулируя
Не перебивать собеседника, терпеливо выслушивать Гораздо тактичнее сдержанно возразить «Мне кажется» «Я думаю»
Меньше говорить о своих бедах,
Воспитатель: В природе все вещи имеют отличительные признаки.
Задание: Назовите отличительные признаки окружающих нас предметов:
стул, стол, зеркало и т.д.
Ответы детей.
Воспитатель: И также каждый человек различен, каждый человек неповторим.
Задание: Узнай, кто я?
На листе бумаги написать свои отличительные признаки:
1.внешние характеристики: глаза, волосы, рост, телосложение
2.черты характера: спокойный - вспыльчивый, добрый - злой, слабый - сильный,
уверенный, агрессивный, слабовольный, старательный, хороший друг и т.д.
3.Навыки и умения: умею танцевать, петь, рисовать, читать стихи.
Воспитатель зачитывает написанное детьми, дети отгадывают, кто это.
Воспитатель: Вот видите - каждый человек индивидуален. Необходимо уважать
каждую личность.
Игра «Эмоции»
Из группы выбираются два человека в жюри (по жребию).
Они должны оценить поведение водящего в данной ситуации по 10 балльной системе.
Ситуации:
Дежурный по спальне заболел. Вам необходимо подобрать замену среди детей.
Воспитанник опоздал на обед. Ваша реакция.
Воспитанник плохо выполняет зарядку. Вам необходимо его убедить, делать хорошо.
Ситуации проигрываются по парам среди оставшихся детей в группе. Поведение
каждой пары обсуждается и оценивается.
Игра «Аплодисменты»
Победителя предыдущей игры вызывают для награждения. Все ему аплодируют.
Он из группы выбирает себе напарника. Все аплодируют. Они вдвоем выбирают следующего. И так до конца.
Завершение
Суммируя все сказанное, хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать
Итоги
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисова Лариса Петровна
→ 297lar 19.11.2013 1 22874 4417 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.