Устный журнал "Хорошие зубы - залог здоровья"


МОУ Крутихинская основная общеобразовательная школа

Материал скачан с сайта Интернет-сообщества учителей

http://pedsovet.su/



Устный журнал


«Хорошие зубы –

залог здоровья»



Автор: Щербаль Светлана Александровна

МОУ Крутихинская основная общеобразовательная школа





С. КРУТИХА


Цели:

  1. Формирование у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами гигиены полости рта.

  2. Способствовать развитию у учащихся основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевания ротовой полости.

  3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.




Оборудование:

  1. Небольшие зеркальца (по количеству учащихся).

  2. Плакат «Формула кариеса».

  3. Рисунки «веселого» и «грустного» зубиков (по количеству учащихся).

  4. Оборудование для опыта: стеклянная пластина, спиртовка, стакан с холодной водой.

  5. Выставка «Берегите зубы!» (зубная паста, зубная щетка, зубочистка и другие предметы по уходу за зубами).

  6. Памятки для учащихся «Правила борьбы с «кислотным монстром» (по количеству учащихся).

  7. Магнитофон и запись песни «Улыбка».

  8. Ребус «Берегите зубы!» (3-4 комплекта)


ХОД ЗАНЯТИЯ


Учитель. Сейчас перед вами откроются страницы нашего устного журнала «Хорошие зубы – залог здоровья». Наш журнал как настоящий, только его не читают, а смотрят и слушают. Журнал совсем короткий, но все он сможет подсказать многим из вас, для чего нужны здоровые зубы. Итак, смотрите и слушайте. А сейчас, друзья, давайте улыбнемся друг другу – и в путь!


Звучит запись песни «Улыбка».



Первая страница

«Мы и наши зубы»

Загадка: Около проруби сидят белые голуби. (Зубы.)

Упражнение «Что находится во рту?»

Учитель: Ребята! Возьмите в руки зеркальца, откройте ротики и рассмотрите полость рта. Что вы там увидели?

-Пощупайте язычком свои зубы и десны и опишите, что вы почувствовали? Какие они? Гладкие? Шершавые? Твердые или мягкие?

-Посмотрите еще раз в зеркальце на свои зубки. Обратите внимание, что они все разные. Почему?

-Что мы делаем с помощью передних зубов? Правильно, откусываем пищу, словно отрезая её. Именно поэтому они называются резцами.

-А что мы делаем с помощью конусовидных зубов с заостренными концами? Они немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать ее при пережевывании. Это клыки. Они очень хорошо развиты у хищников. При помощи клыков они рвут свою добычу на части.

-Что мы делаем с помощью боковых зубов? Они имеют бугристую жевательную поверхность и служат для размельчения, перемалывания пищи.

Человеческий детеныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам появляется примерно 20 зубов. Эти зубы называются молочными. С возраста 6-7 лет и до 12 – происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет.

Итак:

-Какое значение в жизни человека имеют зубы?






Вторая страница

«Болят зубы – скорее к врачу»


Учитель: Наши зубы покрыты эмалью. Эмаль придает зубам красивый блеск. Эмаль зуба – это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается. От чего может разрушиться эмаль зубов?


(Учитель проводит опыт, комментируя при этом свои действия.)

-Возьмем кусочек стекла, нагреем его на огне, потом опустим в стакан с холодной водой. Что произойдет со стеклом? Стекло треснет.


-Вот так и эмаль наших зубов может растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов отрезкой смены температуры!

-Вся пища попадает в наш организм через ротовую полость. Таким образом, в течение дня на наших зубах образуется налет. Когда мы едим что-либо сладкое, то и налет тоже «ест» сладкое, разрастается и превращается в кислоту. Кислота скапливается на наших зубах, на зубной эмали, разрастается и превращается в «кислотного монстра», или кариес.

Вывешивается плакат «Формула кариеса» .


Зубной налет + сахар = кислота

Кислота + эмаль зуба = кариес


-Кариес – самая распространенная болезнь зубов – разрушение зуба с образованием в нем полости (дырки). Лечение зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому при появлении в зубе даже небольшой дырки, нужно сразу же обратиться к врачу стоматологу.


Ученик читает стихотворение И. Демьянова «Плачет Костя»

Плачет Костя: ноют зубы.

Чистить зубы он не любит

Ни снаружи, ни внутри-

Разболелись сразу три!

Вот сверло жужжит от злости,

Зуб сверлит, ругает Костю:

«З-з-зубы чис-с-стить ты не л-л-любишь,

Вот со мной и стал з-знаком!

Чис-сти з-з-зубы,

Чис-сти з-з-зубы!

Пор-р-рошком!

Пор-р-рошком!»





Третья страница

«Полезные советы»

Учитель: Чтобы не болели зубы и не воспалялись десны, нужно правильно питаться и знать, какие продукты приносит пользу зубам.

  1. Сырые жесткие овощи (морковь, огурцы) и твердые фрукты (яблоки, груши) хорошо очищают зубы от прилипших кусочков пищи и укрепляют десны.

  2. Лук и чеснок уничтожают гнилостные бактерии в полости рта.

  3. Свежие овощи, фрукты и ягоды содержат много витаминов, необходимых для организма человека.


Сценка «Крепкие зубы»

(Разговаривают два мальчика: Гриша и Саша.)

Гриша (раскусил орех и вынул из скорлупы ядрышко): Во какие у меня зубы!

Саша: И я так могу!

(Положил орех между зубами. Напрягся. Никак. Еще сильнее напрягся. Щелчок!)

Саша: Ой! Ой! Ой!

(Саша вынул изо рта не орех, а зуб).

Учитель: Нет, зубы - не щипцы для колки орехов! А вот леденцы грызут многие. У нас зубы не очень крепкие, и поэтому леденцы для них опасны.


Игра «Веселый и грустный зубик»

Ученик читает стихотворение. Если он называет полезный для зубов продукт, дети поднимают вверх рисунок «веселого» зубика; если учитель называет вредный для зубов продукт – рисунок «грустного» зубика.

Часто кушать как попало

Вам, ребята, не пристало.

Если сам себе не враг,

Перекусывай вот так:

Молоко, орехи, сыр,

Овощи, поп-корн, кефир.

Вам тогда не повредит

Кариес – зубной бандит.


Учитель: А что делать, чтобы не дать «кислотному монстру» разрастись и повредить зубы?

Ученик:

Как поел – почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты –

Очень важные продукты.

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.


Учитель вывешивает плакат «Правила борьбы с «кислотным монстром».

  1. Чисти зубы два раза в день: утром и вечером.

  2. Полощи рот после еды водой.

  3. Как можно реже ешь сладости.

  4. Два раза в год ходить к стоматологу на проверку.


Учитель: А для чего мы чистим зубы? Как вы это делаете? (Ответы детей.)

- Зубы надо чистить не только справа налево, но и сверху вниз, с внутренней и с внешней стороны. Не следует чистить зубы чаще трех раз в день, так как частая и усердная чистка может разрушить зубную эмаль и повредить десны. Зубную щетку используйте только для чистки зубов и сразу же ее промывайте. Никому не позволяйте пользоваться вашей зубной щеткой и сами никогда не пользуйтесь чужой.

Почему мы чистим зубы именно зубной пастой, а не мылом? Зубная паста содержит фтор – специальное вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса. Есть еще зубные порошки, зубные эликсиры, зубные нити – все они помогают ухаживать за зубами.






























Четвертая страница

«Это интересно!»

Учитель: Помните ли вы, когда у вас выпал первый молочный зуб? Что вы делали?

- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением молочных зубов.

Например, в Испании обычай таков: дети кладут вечером свой зуб под подуш-ку, ночью приходит мышонок и приносит ребенку деньги или подарок.

Другой испанский обычай: надо забросить зуб на крышу дома, рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, чтобы взять зуб и принести новый.

Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись зуб в Они!» Они – это японское чудовище, у которого очень креп-кие зубы.

Корейский обычай. Выпавший зуб бросают на крышу и говорят: «Черная пти-ца, я даю тебе старый зуб, пожалуйста, дай мне новый!» Черная птица в Корее символизирует удачу.


1 загадка: Полосатая злодейка

Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку...

Не проглотит лишь ерша. (Щука)

Всем известна кусака щука! Рот у неё большой, а в нем полным-полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов, все направлены назад. Только без таких зубов щуке не прожить: ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно её удержать в пасти.

2 загадка: Вьётся веревка, на конце головка. (Змея)

Ядовитые змеи гадюки кусают, когда нападают на добычу: мышей, лягушек – или когда защищаются. На верхней челюсти у них растут два ядовитых зуба. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в ранку жертвы яд. Это зубы-шприцы. Может пострадать от яда гадюки и неосторожный человек. Если вы встретите змею в лесу, не трогайте её и обойдите. Ядовитые змеи очень полезны. Не обижайте их, и вас не укусят!

3 загадка: Эти строители – речные жители.

Пилят древесину, строят плотину. (Бобры)

У бобров зубы – стамески. Они всю жизнь ими грызут, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут. И у бобров, и у белок, и у сусликов, и у мышей-полевок.









Пятая страница

«Берегите зубы!»

Учитель: Здоровые зубы украшают лицо человека, способствуют правильной и красивой речи.

Если зубы вдруг могли бы говорить,

То они б нас тут же начали учить:

«Ты нас чисти, чисти, чисти не спеши,

И снаружи и внутри нас почеши».

Запомнили ли вы, как надо относиться к своим зубам? Я сейчас это проверю.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный ответ

Говорите «нет, нет, нет».


Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.


Не грызите лист капустный:

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?


Маме говорила Люба:

«Я не буду чистить зубы».

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом-каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?


Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять,

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет?


Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ?

Молодчина Люда?

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.


Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?


Запомните совет полезный:

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.


Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?


Вы, наверное, устали,

Пока здесь стихи читали.

Был ваш правильный ответ,

Что полезно, а что нет.


Учитель: «Кислотный монстр» у меня перепутал все буквы. Помогите разобраться.

Ребус: И(6) – Е(4) – Б(1) – Е(2) – Г(5) – Р(3) – У(8) – Ы(10) – Б(9) – З(7) - !(11)

( Ответ: Береги зубы!)


Учитель: Молодцы! А теперь возьмитесь за руки и пустите искорку тепла, доброты – улыбнитесь друг другу!












Использованная литература:


  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.

«Тридцать уроков здоровья для первоклассников»


  1. Степанова О.А.

«Игра и оздоровительная работа в начальной школе»


  1. Журнал «Начальная школа», 1995 г., №7

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»


  1. Студеникин М.

«Книга о здоровье детей»


  1. Газета «Педсовет», 2005 г., №5

«Хорошие зубы – залог здоровья»


  1. Газета «Педсовет», 2006 г., №4

«Ослепительная улыбка на всю жизнь»




























Б

1


Е

2

Р

3

Е

4


Г

5

И

6

З

7


У

8

Б

9

Ы

10


!

11











ФОРМУЛА КАРИЕСА



ЗУБНОЙ НАЛЕТ + САХАР = КИСЛОТА


КИСЛОТА + ЭМАЛЬ ЗУБА = КАРИЕС




ПАМЯТКА

«Правила борьбы с «кислотным монстром».

1. Чисти зубы два раза в день: утром и вечером.

  1. Полощи рот после еды водой.

  2. Как можно реже ешь сладости.

  3. Два раза в год ходить к стоматологу на проверку.


ПАМЯТКА

«Правила борьбы с «кислотным монстром».

1. Чисти зубы два раза в день: утром и вечером.

  1. Полощи рот после еды водой.

  2. Как можно реже ешь сладости.

  3. Два раза в год ходить к стоматологу на проверку.


ПАМЯТКА

«Правила борьбы с «кислотным монстром».

1. Чисти зубы два раза в день: утром и вечером.

  1. Полощи рот после еды водой.

  2. Как можно реже ешь сладости.

  3. Два раза в год ходить к стоматологу на проверку.


ПАМЯТКА

«Правила борьбы с «кислотным монстром».

1. Чисти зубы два раза в день: утром и вечером.

  1. Полощи рот после еды водой.

  2. Как можно реже ешь сладости.

  3. Два раза в год ходить к стоматологу на проверку.


ПАМЯТКА

«Правила борьбы с «кислотным монстром».

1. Чисти зубы два раза в день: утром и вечером.

  1. Полощи рот после еды водой.

  2. Как можно реже ешь сладости.

  3. Два раза в год ходить к стоматологу на проверку.















Полный текст материала Устный журнал "Хорошие зубы - залог здоровья" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щербаль Светлана Александровна  астра7677
15.04.2010 2 8611 1417

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК