"МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ" для 5-7 классов
«МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ »
Чулая Татьяна Владимировна
МОУ СОШ № 20
Г. Твери
Учитель технололгии
Методика контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроках технологии.
Контроль знаний, умений и навыков должен быть полным и всесторонним. В учебном процессе с помощью контроля устанавливают, что и как учащиеся усваивают и каково их отношение к занятиям. Не следует забывать, что одной из самых действенных форм обучения всегда остаётся урок с его неисчерпаемыми возможностями формирования знаний, умений и навыков, а также подведением достигнутых результатов. Для того, чтобы более успешно справляться с этими задачами, необходимо отлично знать психологию личности учащихся, их характер, темперамент, память, внимание и способности. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные дети, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Теплов Б.М. считает, что под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ученика от другого, эти индивидуальные особенности имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, а, следовательно, и к подведению итогов контроля за выполняемую работу. Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективной и справедливой. Нельзя снижать её за шалость на занятиях, за поломку инструмента и т.д., но нарушение правил техники безопасности в процессе обучения, а также в технологии изготовления изделия должно быть отражено в отметке, так как эти нарушения ведут к снижению качества работы.
При оценке знаний целесообразно учитывать два уровня. На первом уровне учащиеся должны иметь представление о том или ином понятии, то есть теории. Проверка знаний учащихся осуществляется путём устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов. На втором уровне – учащиеся должны уметь раскрыть то или иное понятие, объяснить достоинства и недостатки материала, конструкции и т.д., поэтому проверка умений проводится в виде практических работ.
Большую роль в оценке знаний, умений и навыков играет систематичность контроля. Всегда необходим входной контроль, первичный срез – чтобы иметь представление о том, что умеет и знает класс; понимать, как строить деятельность учащихся на уроках. Текущий контроль даёт возможность учителю вносить предложения по улучшению содержания учебных программ, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности. Поэтому я всегда использую на уроках поэтапный контроль знаний и умений, активность работы учащихся на уроках, а затем выставляю итоговую отметку. Оценивая знания, надо руководствоваться общепринятыми критериями, применяемыми при оценке знаний по общеобразовательным предметам.
Оценка знаний и умений имеет ещё функцию поощрения и порицания, играет большое воспитательное значение. При этом следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, прививать им правильную самооценку, уметь отстаивать своё мнение, - нельзя допускать поспешности в оценке знаний и умений, так как одни дети могут быть робкими и застенчивыми, другие – иметь замедленность в мышлении или физическом развитии, а третьи, наоборот, - излишне самоуверенны.
Проверку знаний можно осуществлять путём устного опроса и письменных тестов. Устные опросы могут быть краткими и более продолжительными. Краткий опрос проводится при проверке только что пройденного материала, а так же во время практической работы. Основными критериями эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применять его на практике Бескалько В.П. считает коэффициент усвоения учебного материала – Ку.
Я также в своей работе использую этот критерий проверки знаний,
Ку = ,
N – количество правильных ответов учащихся на вопросы теста контрольной работы
K – общее количество вопросов в тесте или контрольной работе
Если Ку 0,7, то учебный материал считается усвоенным.
Результат входного контроля и рубежного даёт возможность проследить мониторинг знаний учащихся.
Отметки за урок
Класс |
Входной контроль |
Текущий/поэтапный контроль |
Итоговая отметка |
|
поверка пройденного материала, домашнего задания |
практическая работа |
активность работы на уроке |
||
ФИО ученика 1 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Результаты могут обсуждаться на последующих занятиях.
Практические задания выполняют все учащиеся или их отдельные группы по устной или письменной инструкциям. При проверке обращается внимание на качество выполнения работы и затраченное время. Качество изделий целесообразно оценивать совместно с коллективом учащихся.
Итак, можем подытожить требования к контролю знаний, умений и навыков учащихся.
Полнота и всесторонность
Объективность
Систематичность
Обучающее и воспитательное значение
Итоговая отметка школьника за четверть или за учебный год не должна представлять среднюю арифметическую всех ранее полученных оценок, она должна отражать фактический уровень знаний и умений учащихся.
Источник материалов
Сериков В.В. – «Личностный подход в образовании: концепция и технология», 1994г., стр. 152
Кузнецов М.Е. – « Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: монография», 2000г., стр. 342
Леонтьев А.Н. – «Деятельность. Сознание. Личность», 1997г.
Орлов Ю.М. – «Самосознание и самовоспитание», 1997г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чулая Татьяна Владимировна
→ Татьяна2645 16.09.2012 1 16451 1884 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.