Слайд 1
Урок по «Основам сельскохозяйственного производства»
7 класс.
Подготовил: учитель технологии высшей категории
ГУ Чкаловской средней школы №1
Домбровский Анатолий Францевич.
Тема: Способы заготовки и приготовления кормов.
Цель: образовательная - объяснить учащимся основные требования, предъявляемые к приготовлению кормов для животных, познакомить с основными способами заготовок кормов и производства комбикормов в нашем районе.
развивающая - развитие логического мышления; умения работать с различными источниками знаний;
воспитательная - закрепления у учащихся убеждённости в необходимости коллективного труда и личной ответственности в решении общих проблем; привить любовь к родному краю, селу.
Оборудование урока:
а) для учителя: медиапроектор, компьютер, презентация к уроку 17-18
б) для учащихся: карандаш, линейка, тетрадь, учебник.
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
А. Повторение пройденного материала; (Слайд №3,4,5)
1.В чём сходство современных животноводческих комплексов с промышленными предприятиями?
2.Какие существуют направления продуктивности пород крупного рогатого скота?
3.Как помогают высокие технологии в производстве молока?
4. Что такое сливочное масло и как его приготовить?
5.Разгадать кроссворд (Приложение №1, слайд №6,7)
В. Изучение нового материала;
Прочтите ребята , какое слово у нас получилось в закрашенном столбце? (комбикорм)
Сегодня мы переходим к новой теме «Способы заготовки и приготовления кормов», но она очень связана с предыдущими уроками, так как ни одно животное не может прожить без пищи, которая правильно приготовлена и составлена по наличию в ней питательных веществ.
1.Питательная ценность корма определяется содержанием в их составе протеина, минеральных веществ и витаминов. Различные корма для скота готовят, улучшая их питательные и вкусовые качества. Современная технология производства продукции животноводства невозможна без сбалансированного питания. Продуктивность животных на 60 % зависит от кормления, его сбалансированности, количества энергии, белка, минеральных веществ и витаминов в рационе, от качества кормов (Слайд №8).
Как правило, чем ниже качество кормов, тем меньшую продуктивность можно получить от животных, так как некачественные корма в связи с плохой их перевариваемостью отличаются меньшим содержанием энергии, кормовых единиц и имеют питательность в 1,5 раза ниже качественных. Объемы заготовки кормов, их структура в каждом хозяйстве определяются из наличия животных и птицы, ожидаемой их продуктивности, зональных особенностей кормопроизводства (Слайд №9).
2.Технологические процессы, применяемые в производстве кормосмесей (Слайд №10)
Соление
Квашение
Запаривание
Сушение
Выращивание кормовых трав
Смешивание
Дробление
Выращивание мягких и грубых кормов (трава, сено, солома, сенаж)
Производство зелёных кормов (силос, клубни, бахчевые культуры)
Получение продуктов переработки зерновых культур (жмых, шрот, зерно)
Минерализация (соль, ракушки, и т.д.)
Комбинированные кормовые смеси.
Давайте рассмотрим некоторые технологические процессы заготовки кормов, наиболее часто применяемые в высокопродуктивных хозяйствах нашей области.
3.Заготовка сенажа. Одним из важных в кормопроизводстве является заготовка сенажа и силоса. Сенаж - это единственный вид зимнего корма, максимально сохраняющий обменную энергию, протеин, сахар, каротин и одновременно достаточно концентрированный (сухой), чтобы обеспечивать кормление высокопродуктивных животных. Во всем мире в последние 30 лет наращивают производство сенажа, и сейчас его доля в объемистых кормах составляет более половины.
Важнейшим фактором получения качественного сенажа является время начала скашивания трав. Для злаковых это фаза выхода в трубку и начало колошения, для бобовых - фаза бутонизации. Использование такого высококачественного сенажа позволяет снизить расход концентратов (Слайд №11). А в кормлении молочного скота качественный сенаж может использоваться как единственный объемистый корм. При использовании сенажа(силоса) I класса получают удой 15-16 кг в сутки, II класса — 9-10 кг, III— 5-8 кг, среднесуточный привес соответственно 906, 840, 750 граммов
В настоящее время кукуруза является одной из ведущих кормовых культур. При правильной технологии заготовки, корм из нее в большей степени является сенажом с содержанием сухого вещества до 35-40%, а не силосом. Питательная ценность кукурузного сенажа зависит от стадии спелости зерна в початках при закладке. Наиболее высокое содержание энергии достигается в фазе восковой спелости початков (Слайд №12).
Питательность кукурузных сенажей (Слайд №13)
|
Содержание в 1 кг сухого вещества |
||||||||
Фаза развития кукурузы |
СВ, % |
СЗ, г |
СП, г |
СК, г |
ОЭ, МДж |
Са, г |
P, г |
Mg, г |
Na, г |
Начало образования початков |
17 |
71 |
90 |
277 |
9,86 |
4,6 |
3,0 |
1,6 |
0,9 |
Молочная спелость (масса початков ок. 30%) |
22 |
59 |
91 |
233 |
10,98 |
3,9 |
2,6 |
2,3 |
0,4 |
Восковая спелость (масса початков ок. 50%) |
32 |
48 |
90 |
185 |
11,83 |
2,8 |
2,2 |
2,0 |
0 |
Условные обозначения: СВ – сухое вещество, СЗ – сырая зола, СП – сырой протеин, СК – сырая клетчатка, ОЭ – обменная энергия, Са – кальций, P – фосфор, Mg – магний, Na – натрий.
4.Некоторые способы обработки соломы.
К биологическим способам обработки соломы относятся силосование и дрожжевание резки. В первом случае используются закваски из молочнокислых бактерий. Жидкая закваска используется в день силосования в количестве 2-3 л на 1 т сухой соломы. В силосуемую солому следует добавлять по 25-30 кг/т фуражного зерна тонкого помола.
Хороший силос получается при добавке к резке измельченной тыквы, корнеплодов, зеленой массы трав, отходов овощеводства. При этом на дно траншеи или ямы укладывается солома слоем 30-40 см и плотно трамбуется. Затем послойно закладывается силосуемая масса. Обязательным условием для получения хорошего силоса является тщательная трамбовка массы (Слайд №14).
Дрожжевание соломы повышает ее вкусовые свойства и питательную ценность, обогащает протеином и витаминами группы В. Для этого готовится опара из концкормов. Берется ячменная дерть (75%) и отруби (25%), заливается кипятком (3л на 1кг), охлаждается до 25-28 градусов и вносится 3% дрожжей от веса взятых концентратов. Через 6 часов опара готова. Хранить такой корм долго нельзя.
Еще более эффективны химические способы обработки соломы. Они основаны на использовании щелочей: каустической соды, извести, едкого натрия, зольного щелока и аммиачной воды. Это повышает переваримость клетчатки до 75-80%, а питательная ценность соломы повышается в 2 раза. (Слайд №15).
5. Производство комбикормов (Слайд №16).
Совершенно очевидно, что одной из наиболее актуальных проблем животноводства, становится создание качественной кормовой базы, включая, прежде всего, производство и использование комбикормов. Кормовые добавки имеют разную биологическую природу, но все воздействуют на здоровье и продуктивность животных благодаря воздействию на микробные популяции в пищеварительной системе животных. Сейчас, давайте посмотрим видеофильм, который рассказывает о нашем Чкаловском комбикормовом заводе, о том как важно правильно составить и приготовить комбикорм.
(Показать видеофильм: «Производство комбикормов на заводе ТОО «Баско», расположенный на сайте httr://nauroke.narod.ru вразделе «Методическое видео»)
С. Закрепление
(Работа с учебником, Т.о.5-7 класс стр.173-177) (Слайд №17,18)
Составьте таблицу основных способов приготовления фуража для животных.
Способы приготовления фуража.
Химические |
Биологические |
Тепловые |
Механические |
Гидролиз |
Выращивание |
Варка |
Очистка |
Щелочение |
Силосование |
Запаривание |
Мытье |
Отбеливание |
Сенаж |
Кипячение |
Резка |
Обработка амми- |
Соление |
Сушение |
Дробление |
ачной водой и жид - |
Ферментация |
Провяливание |
Прессование |
ким аммиаком |
|
|
Брикетирование |
Консервация |
|
|
Дозирование Гранулирование Смешивание |
Домашнее задание: Тех-я 7 класс §6, Т.о.5-7 класс стр.173-177
|
к |
о |
р |
о |
в |
а |
|
|
|||||
|
м |
о |
л |
о |
ч |
н |
о |
м |
у |
||||
|
к |
о |
м |
п |
л |
е |
к |
с |
|||||
м |
а |
с |
л |
о |
б |
о |
й |
к |
а |
|
|||
|
с |
в |
и |
н |
ь |
я |
|
|
|||||
|
л |
а |
к |
т |
а |
ц |
и |
я |
|||||
|
о |
п |
е |
р |
а |
т |
о |
р |
|||||
|
р |
у |
б |
е |
ц |
|
|||||||
|
м |
я |
с |
н |
о |
е |
|
1.Крупное жвачное млекопитающее животное. (корова)
2. Распространенная в нашей стране чёрно-пёстрая порода КРС относится к ……. направлению. (молочному)
3.Как называются предприятия с высокой производительностью труда, частичной механизацией и автоматизацией. (комплекс)
4. Машина для получения масла из коровьего молока. (маслобойка)
5.Очень плодовитое и скороспелое млекопитающее животное с однокамерным желудком. (свинья)
6.Как называется период в течении которого корова даёт молоко. (лактация)
7. Как называют человека выполняющего механизированную дойку коров. (оператор)
8. Какой самый большой отдел желудка у крупного рогатого скота. (рубец)
9.К какому направлению скотоводства можно отнести казахскую белоголовую породу.
Литература. (Слайд №19)
1.Д.И.Трайтак. Трудовое обучение 5-7 (Сельскохозяйственные работы). Москва. Просвещение. 1990г.
2.К.Устемиров. Учебник «Технология 7 класс». Алматы. Мектеп. 2004г.
3.Сайт http://fermer02.ru/
4.Страница сайта http://www.fadr.msu.ru/rin/vestnic/vestnic3_01/3-7-01.htm
5.Сайт «Народная ферма» http://webfermer.narod.ru/korm.htm
6.Сайт «Молодому учителю технологии» http://nauroke.narod.ru/metodvid.html
Составил: Учитель технологии ГУ Чкаловская школа №1 Домбровский А.Ф.
Автор: Домбровский Анатолий Францевич
→ dombrovsky60 31.03.2011 2 5827 737 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.