Презентация по технологии "Своеобразие резного декора деревянных домов Сормова"


Слайд 1
    Сведения об авторе Петрунина Елена Константиновна Место работы: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №85 с углублённым изучением отдельных предметов г. Нижний Новгород. Должность: учитель технологии
Слайд 2
Слайд 3
 «Избы, покрытые резьбой, невелики по размерам, но могут соперничать по своему великому искусству с дворцами, построенными великими мастерами» И. Э. Грабарь
Слайд 4
 В Нижегородском Поволжье в 19 веке возникла очень оригинальная архитектурная декорация деревянных строений, дошедшая до нас в двух видах: совершенно уникальная «глухая» (долбленная, домовая, корабельная), рассвет, которой пришелся на 40-80 годы, и « прорезь» ажурная выпиловочная резьба, завоевавшая свои позиции с конца 19 века
Слайд 5
  Большинство исследователей народного зодчества связывают появление в нижегородской деревне новых форм архитектурной декорации, где глухая резьба становится доминирующей, с изменением конструкции кровли. В ХVШ столетии и ранее избы крылись кровлей на самцах. При этой системе покрытия передний и задний фасады постройки складывались сплошь из бревен, от самого нижнего венца, лежавшего на «курицах», или валунах, и до « конька» крыши.
Слайд 6
Музей архитектуры и быта народов Нижегородского поволжья
Слайд 7
Музей архитектуры и быта народов Нижегородского поволжья
Слайд 8
 Избы с кровлей на самцах продолжали сооружаться почти до середины 19 века, но уже с первых десятилетий этого века в практике деревенского строительства все чаще и чаще начинает применяться сооружение кровли на стропилах.
Слайд 9
Музей архитектуры и быта народов Нижегородского поволжья. Ранний период развития «глухой » резьбы.  Доски-полотенца украшают спереди фронтон избы, а доски - причелины спускаются по краю крыши.
Слайд 10
 Композиционные изменения в резном уборе при введении стропильной конструкции начались с декорации горизонтально протянутой доски, маскирующей переход от бревенчатой стены сруба к гладкому дощатому фронтону.
Слайд 11
 Эта доска у деревенских строителей получает название «лобовой», «красной доски», «очелья». Лобовая доска, составляющая часть карниза, покрытая резко выделяющейся рельефной резьбой, кардинально изменила внешность фасада избы.
Слайд 12
 Постепенно фронтон все более и более начинает заполняться резной декорацией: появляется богато украшенный наличник окна светелки, появляются резные доски, обрамляющие треугольник фронтона, оформляются резьбой с внутренней стороны свесы крыши.
Слайд 13
  В основу нижегородской глухой резьбы народными художниками был положен растительный орнамент, главная тема которого разрабатывалась преимущественно на лобовых досках и на досках фронтона. На лобовых досках орнамент имел единую схему — ею была плавная волнообразно изгибающаяся ветвь с ритмично отходящими в обе стороны закругленными отростками, образующими при своем окончании спиралевидный завиток, который заканчивался круглым цветком, подобием плода, виноградной кистью или же листом того или иного рисунка.
Слайд 14
 В северо-западных районах Нижегородской губернии в центре лобовой доски, чаще всего, вырезалась дата постройки дома.
Слайд 15
 Сохранились на окраине Нижнего Новгорода дома, ровесники Сормовского судостроительного завода.
Слайд 16
 Основание в 1849 году Бенардаковского завода послужило мощным толчком к развитию Сормова и близ лежащих деревень. На завод потянулось трудоспособное население со всего Поволжья, часто перевозившее на новое место жительства срубы своих домов. Неплохие заработки на заводе прельщали и нижегородцев. Те, кто побогаче, строили добротные дома, бедные же семьи ютились «по квартирам».
Слайд 17
  В 19 веке в Сормове происходило сближение городской и крестьянской культур. Ближе к заводу строились дома по городским проектам, а на окраине – в традициях деревенского зодчества. Наиболее ценны для современников дома, построенные в середине 19 века с рельефной резьбой на фасаде. Они как музейные экспонаты способны дать полное представление об архитектуре, о вкусах нижегородцев, а декор этих домов является классическим представителем домовой резьбы в её рассвете. И пусть среди этих домов нет признанных памятников архитектуры, все же они заслуживают особого внимания исследователя
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
 Наличник окна светёлки, на форму и на резьбу которого мастера обращали особое внимание, был как бы завершением декорации фронтона.
Слайд 22
 Наличники светельчатых окон в северо-западных районах представляли довольно солидное сооружение, как бы модель портика классического вида, состоявшую из сплошного или раскрепованного монументального основания, стоящих на нем четырех колонок, поддерживающих также раскрепованный антаблемент прорезанный посередине круглой или килевидной аркой, занимающей большую часть фронтончика
Слайд 23
 Нередко на нижнюю доску наличника переходило изображение даты постройки и инициалов хозяина избы.
Слайд 24
 В Сормове наличники светелочных окон «классической» формы очень поздние – начало 20 века.
Слайд 25
 Нужно отметить встречающиеся лишь в Сормове и в близких к нему селениях наличники в виде толстого валика над полукруглыми чердачными окнами.
Слайд 26
 При шатровом покрытии отсутствовал фронтон. В конструктивном и декоративном отношениях он заменялся довольно солидным сооружением, носившим название «мезинина» Явно заимствованный у города, «мезинин» копировал и форму, и декорацию городских построек первой половины прошлого столетия.
Слайд 27
 Львы, русалки, птицы Сирин - вот главные и любимейшие персонажи нижегородской резьбы  Музей истории художественных промыслов Нижегородской обл
Слайд 28
 Музей истории художественных промыслов Нижегородской обл
Слайд 29
 Музей истории художественных промыслов Нижегородской обл
Слайд 30
 В Сормове сохранились дома, на которых изображения льва начинают и заканчивают ленту орнамента на лобовой доске.
Слайд 31
 На наличниках светёлок встречаются птицы с большими кистями винограда в клювах. Породу птиц определить трудно. Но похожи они на цапель.
Слайд 32
 На фронтальных досках карниза, на крыльях, на досках, дополнявших в некоторых случаях лобовую, по большей части резался в различных вариантах орнамент из находящих друг на друга листьев. Нижнюю доску карниза («денце»), если только она не оставалась гладкой, заполняли массивные прямоугольники-триглифы, валютообразные листья или листья, расходящиеся из центра и как бы вписанные в квадрат, круглые розетты. Узкие доски (флинтусы), примыкавшие к лобовой со стороны карниза или соединявшие тесины и закрывавшие щели между ними, украшались иониками, киматиями змейками. Все эти украшения имели поистине бесконечное количество вариантов.
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
 В самом конце 19 века входят в моду поддерживающие карниз близко поставленные фигурные кронштейны, между которыми наложены резные виньетки. Подобный фриз с кронштейнами особенно полюбился нижегородцам, его можно увидеть на многих домах этого времени
Слайд 37
 Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно-наряден был декор окон. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа.
Слайд 38
 Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образцам и формам. Так сохранялись народные традиции
Слайд 39
 Пышный резной узор «красных» окон характерен для последнего десятилетия 19 века – начала 20 столетия.
Слайд 40
 Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность
Слайд 41
 Скромнее украшали волоковые окна. Они прорубались на боковой стене избы, примыкавшей к печи.
Слайд 42
 В Сормовском районе Нижнего Новгорода ещё сохранились дома, которые хранят память о замечательных мастерахрезчиках. Каждый такой дом может стать объектом исследований, приоткрыть окно в прошлое, раскрыть секреты красоты, бережно пронесённые через века и доступные нам.
Слайд 43
  Званцев М.П. Нижегородские мастера. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство,1978.- 158с. Званцев М.П. Заволжье.- М.: Искусство, 1972.- 111с.

Полный текст материала Презентация по технологии "Своеобразие резного декора деревянных домов Сормова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрунина Елена Константиновна  Petrulen
01.01.2012 1 3436 765

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК