Слайд 20
Поиски Гуркина в графике в
предреволюционные годы
Г.Гуркин
Сосна Аноса
В графике стремление к законченности и "картинности"
рисунка, свойственное Гуркину в молодости, постепенно
сменяется умением в незначительной по размерам работе
построить композицию, найти живописное светотеневое
решение. Линия, абрис умело сочетаются с выразительностью
пятна. К таким работам можно отнести перовые рисунки
"Тайга" (1907), изящный набросок "Окно мастерской" (1907),
"Сосна. Анос" (1908), свободные и естественные по композиции
"Дача Кускова" (1910) и "Сибирская пасека" (1912). Путевые
впечатления и встречи -- все получило отражение в рисункахнабросках Гуркина. В их числе есть и портреты
Среди натурных зарисовок Гуркина очень много листов
этнографического характера.
Помимо этого, Гуркин сам знал множество легенд, преданий,
исторических песен и сказаний, записал две легенды о
Сартакпае -- строителе мостов и переправ через бурную
Катунь.
Для изучения творческого мышления художника интересны
также графические листы, куда Гуркин, наряду с различными
зарисовками, набросками и этюдами, заносил размышления,
наблюдения. Здесь же он записывал и местные народные
выражения, отрывки из песен, легенд и свои образные
выражения, чаще всего посвященные природе Алтая. Вот
некоторые из них:
"скалы хмурятся, думу думают"; "загуляли туманы по кедровым
островкам";
"шумит водопад, серебряной лентой спускаясь со скал, как
конь богатырский ретивый- весь в брызгах".