Программа элективного курса "Культура и традиции русского народа"; 9 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа
элективного курса по технологии
для 9 классов
«Культура и традиции русского народа, через изготовление русской куклы»
Составитель: Журавлева Марина Игоревна
учитель технологии
Количество учебных часов – 17 часов
2010 учебный год
«Кто изучил науки, а к делу их не применил,
словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял,
или засеял, да урожаем не воспользовался».
Алишер Навои
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, являющейся основой, средством, условием существования человека, поэтому данный курс обладает большими возможностями для реализации задач духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания учащихся.
Курс направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы в изготовлении русской народной куклы.
2. Цели программы
Приобщение учащихся к народной культуре, воспитание духовно богатого человека, знающего и поддерживающего традиции и обычаи русского народа.
3. Задачи курса
- формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа;
- углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству;
- изучение традиций, обычаев русского народа, истории русского быта, народного костюма, народной куклы;
- создавать условия для нравственного воспитания учащихся;
- воспитывать любовь к России, народу и его традициям;
способствовать развитию творческих способностей личности;
воспитание у учащихся творческого подхода в выполнении работ по изготовлению русской куклы.
обучать учащихся умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.
4. Принципы и подходы, лежащие в основе программы
Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для изготовления народной куклы. Курс предполагает, что при изучении курса учащиеся научаться выполнять различные виды работ декоративно - прикладного характера. Выполнение изделий – это творческий процесс. Учащиеся самостоятельно должны выбирать и выполнять работы по изготовления русской народной куклы, оформлению костюма. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративно-прикладного творчества. Знакомятся с историей русской культуры, видами декоративно - прикладного творчества, историей русской народной куклы. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать и уметь:
знать историю развития русской культуры, русского народного костюма, народной куклы;
новые термины, встречающиеся при изучении темы;
знать и владеть приемами изготовления народной игрушки;
знать и владеть технологией конструирования и обработки деталей костюма для русской куклы;
уметь анализировать результаты своей работы.
6. Результативность
При изучении данного курса учащиеся приобретают знания по русской народной культуре, проявляется интерес к изучению истории, фольклору…Учащиеся в соответствии со своими познавательными интересами получают теоретическую и практическую подготовку по истории русской куклы, изготовлению русской куклы. Они изучают материалы и инструменты для выполнения практических работ. При выполнении практических работ учащиеся самостоятельно выбирают и подбирают материалы для выполнения различных видов кукол. В конечном результате у учащихся должна быть выполнена практическая и теоретическая части работы. Это изделие и письменная (проектная работа), как результат работы.
7. Критерии и показатели усвоения материала
1) Информационные
формирование представления о русской культуре;
знание видов декоративно - прикладного творчества, особенностей изготовления изделий и технологий;
знание о возможности применения русской народной куклы в старину.
2) Исследовательские
участие в проектной деятельности по изучению русской народной культуры, видов декоративно - прикладного творчества;
изучение путей овладения приемами изготовления народной куклы.
3) Практические
формирование практических навыков;
развитие способностей изготовления изделий, через углубленное или расширенное изучение русского костюма, русской народной куклы.
8. Формы контроля
диагностика знаний, умений, навыков учащихся;
презентации проектов учащихся.
Выполнение русской народной куклы, написание и защита проектной работы, является одним из основных методов выявления результатов.
9. Тематическое планирование курса
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Декоративно-прикладное творчество русского народа. |
1 |
2 |
Домашний быт, семейный уклад наших предков. Традиции русского гостеприимства. |
1 |
3. |
Технология традиционных видов рукоделия. |
1 |
4. |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов |
1 |
5. |
Виды текстильных материалов. Свойства тканей. Технология обработки ткани. |
1 |
6. |
Традиционный народный костюм. Общие и отличительные черты в костюме, аксессуарах. |
1 |
7. |
Выполнение эскиза женского и мужского костюма. |
1 |
8. |
Русская вышивка в национальных костюмах. |
1 |
9. |
Русская тряпичная кукла. История появления куклы на Руси Значение куклы на Руси. |
1 |
10. |
Роль тряпичной куклы в воспитании девочек, подготовки их к будущему материнству. |
1 |
11. |
Традиционные тряпичные куклы: Младенчик. Технология изготовления тряпичной куклы-закрутки. |
1 |
12. |
Кукла на счастье, Кормилка Вепская |
1 |
13. |
Кукла-нянюшка, Утешница |
1 |
14. |
Жонка, Параскева |
1 |
15. |
Многоручка, Зернушка |
1 |
16. |
Куватки, Покосница |
1 |
17 |
Творческие проекты выполнение и защита. |
1 |
|
Общее количество часов |
17 |
Литература
Энциклопедия рукоделия: Пер. с англ. – М.: Ниола-Пресс,1997.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. - М., 1984.
Основы художественного ремесла: вышивка, кружево... /Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. - М.: Просвещение, 1978.
А.Клиентов, Народные промыслы, - М.: Белый город, 2002
Коротковой М.В., Традиции русского народа,
http://www.artdolls.ru/ad/index.html История кукол
http://www.dollmaster.ru/masterclass.html, Кукольный мастер, мастер-класс
http://stranamasterov.ru/node, Страна мастеров
http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/kursy parochki.html, Школа народных ремесел
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журавлева Марина Игоревна
→ Жу-жа 26.07.2011 1 6749 1112 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.