Учебный курс "Кладовая народных ремесел "


Традиционные подходы к изучению народного декоративно-прикладного искусства чаще всего основываются либо на технологии изготовления конкретного народного промысла (сугубо профессиональная ориентация), либо на выделении только утилитарной и декоративной значимости изделий прикладного искусства. В таких подходах практически не раскрывалось духовно-нравственное содержание, но именно этот аспект, характеризующий взаимоотношения Человека с Миром, гармонию этих отношений, важен для понимания духовности русской культуры в целом.
Синкретический характер народного искусства, неразрывность традиционных ремесел с ритуалом, фольклором требует иного подхода, позволяющего рассмотреть этнокультурные традиции во всей совокупности их отношений.
Именно этнокультурные традиции, в конечном счете, и выявляют систему ценностей, специфических для русской традиционной культуры.
Приобщение каждого ребенка с раннего возраста к ценностям национальной культуры, к общечеловеческим духовным идеалам направляет духовно-нравственное становление его личности и помогает приобрести этому процессу позитивный характер, способствует осознанию своей принадлежности к тысячелетнему национальному культурному наследию. Но осознания не происходит, если нет целостного восприятия национальной культуры. И тогда нет культурной преемственности, что и приводит к аномалиям в развитии духовно-нравственной сферы развивающейся личности.
Целостное восприятие национальной культуры – это осуществленное «вживание», «делание своим» через конкретную деятельность и творческое осмысление, всего того, что веками сохраняли предшествующие поколения.
Особенности развития психологических функций младшего под¬ростка (10-13 лет), естественный интерес к конкретной «рукотворной» деятельности и художественному творчеству позволяют, опираясь на предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни, изделия прикладного искусства (народного традиционного искусства), раскрыть в доступных понятиях и образах на высоком эмоционально-чувствен¬ном уровне восприятия своеобразие
русской культуры.

Цели курса:
-создать условия для овладения этнокультурными знаниями, необходимыми и достаточными для освоения национальной социокультурной среды;
- формирование навыков и умений использования этнокультурных знаний в художественном творчестве и эстетической деятельности.

Задачи курса:
- представить народное прикладное искусство как неотъемлемую часть русской культуры; прикладное искусство (художественные промыслы) Нижегородского края как часть духовной и материальной, культуры русского народа;
- раскрыть этнокультурную специфику предметного мира; особенности содержания образов народного искусства, отражающих мировосприятие русского человека; художественную и эстетическую сторону народного искусства.
Овладение приемами художественной деятельности осуществляется в практической творческой работе учащихся, которая включает:
- копирование этнографических образцов;
-работу в ремесленной традиции с использованием современных материалов;
- разработку и выполнение образцов изделий как опыт транс¬формации традиций.
Предлагаемые виды народного прикладного искусства для практической деятельности в ремесленной традиции:
- ткачество (дерганье, тканье «на бердышке», тканье на дощечках – «картах»);
- вышивка (тамбур, набор, крест);
-тряпичная кукла;
-лоскутное шитье.
Как опыт трансформации традиций ковроделия - техника "ковровой иглы" и традиций изготовления народной игрушки - изготовление сувенирных кукол.
Работа по изготовлению изделий проводится в учебных мастерских и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам по технике безопасности (инструкциям по охране труда учащихся) и поведения в кабинете «Технология».
Специфика данного курса заключается в том, что большая часть времени занятия отводится на непосредственное изготовление изделия. Монотонность такой работы, утомляемость учащихся сводится до минимума через регулирование темпа и ритма ее выполнения. Одним из приёмов такого регулирования является использование музыки (русская народная музыка). Такие же регулирующие функции могут выполнять фонограммы с записями отрывков из былин, сказок, мифов, устного фольклора, подобранные с учетом темпа и ритма выполняемой работы, ритмом живой речи.
Подобный прием позволяет поддерживать высокий уровень деятельностной активности учащихся и расширяет их кругозор.
В процессе освоения курса "Кладовая народных ремесел " учащиеся овладеют системой знаний, умений и действий:
- сформируют представления о единстве законов, лежащих в основе народной культуры;
- приобретут знания о сущности народной культуры, базовых терминах данной области, о видах и жанрах народной культуры, народной эстетике, промыслах, костюмах, народных праздниках, обрядах, игрушках и т.д.
- смогут увидеть в разнообразных проявлениях творчества особенности народной культуры и понимать народную символику в народном творчестве;
- овладеют способами выражения своих впечатлений, чувств, эмоций, мыслей с помощью слов, цвета, линий, форм используя выразительные средства национальной образной системы и использования полученных знаний на практике.
- приобретут новые способы работы в коллективе.
Полный текст материала Учебный курс "Кладовая народных ремесел " смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якимова Елизавета Юрьевна  Венера7176
27.12.2012 0 6999 1418

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК