Программа кружка "Декоративная обработка кожи"
Информационная карта
1. Отдел: декоративно-прикладное творчество.
2. Учебное объединение «Декоративная обработка кожи».
3. Ф.И.О. педагога: Ерошкина Алена Алексеевна.
4. Название программы «Декоративная обработка кожи».
5. Вид программы: модифицированная.
6. Продолжительность усвоения программы: 2 года.
7. Возрастной диапазон начала освоения программы: 9-13 лет.
8. Образовательная область: технология.
9. Уровень усвоения: общекультурный.
10. Форма организации образовательного процесса: групповая и индивидуальная.
11. Продолжительность образовательного процесса: 1 год – 108 часов, 3 часа в неделю, 2 год – 216 часов, 6 часов в неделю.
Пояснительная записка.
Художественная обработка кожи — широко распространенный на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Его изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий социальный
смысл, являясь средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей.
Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством кожевенного ремесла.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.
3. Формирование навыков и приемов работы с кожевенным материалом.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на два года обучения. Объем программы — 360 часов, которые распределяются следующим образом:
• первый год обучения — 108 часа (в неделю по 3 часа);
• второй год — 216 часов (два раза в неделю по 3 часа).
«Изделия из кожи, предназначенные для украшения быта человека, оформления интерьера»; «Изделия из кожи, предназначенные для украшения внешнего вида человека и его костюма».
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
• личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
• природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий раз личной степени сложности);
• культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
• свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
• сотрудничества и ответственности;
• сознательного усвоения обучающими учебного материала;
• систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого — к сложному». От вырезания простых и симметричных форм — к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости — к обработке объемных форм.
Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна тема подается в течение года с возрастанием степени сложности.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, изготовление конкретного изделия, учебная игра. С обучающимися второго года проводится «творческий день», в ходе которого педагог знакомит учеников с творчеством художника или группы художников, чье творчество объединено общей тематикой.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
• вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
• текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
• рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
• итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках, ярмарках.
Возраст обучающихся — 9–13 лет. Нижняя граница возраста объясняется трудоемкостью выполнения работ с кожевенным материалом, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.
Наполняемость групп — 10-15 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в объединении.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное.
Учебно-тематическое планирование 1года обучения.
№ Тема занятия. Теория Практика Всего
1. Водное занятие. 2 2
2. Техника безопасности на рабочем месте. 1 1 2
3. Экскурсия в историю. 2 2 4
4. Подготовка кожи к работе. 2 4 6
5. Реставрация кожи. 2 4 6
6. Подготовка рабочего места. 2 2
7. Простейшие инструменты. 2 4 6
8. Основы материаловедения. 2 2 4
9. Выделка кожи. 1 5 6
10. Композиционный набор простейших изделий. 4 4
11. Обмотка. Обтяжка мелких изделий. 2 4 6
12. Изготовление выкроек и трафаретов. 1 7 8
13. Работа с клеем. Броши. 2 2 4
14. Обработка кожи на свечке. 1 7 8
15. Обработка кожи на электроплите. 2 4 6
16. Цветы. 2 4 6
17. Листья. 2 6
18. Еловая ветка. Плетение. 1 7 8
19. Мелочи из кожи. 2 4 6
20. Аппликация. 1 7 8
21. Итого 108 часов
Содержание программы 1 года обучения.
1. Вводное занятие.
Ознакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовления изделий из кожи и замши, необходимых в быту.
2.Техника безопасности на рабочем месте. Правила техники безопасности при работе с электроприборами.
3. Экскурсия в историю. Знакомство с народным искусством, художественными промыслами. Виды и жанры национального искусства. Знакомство с работами по коже и техникой изготовления.
4.Реставрация кожи. Этапы реставрации кожи. Удаление пятен от чернил, плесени, общего загрязнения. Старая кожа в руках умельца. Способы быстрой реставрации.
5. Подготовка кожи к работе.
Окраска кожи простейшим способом. Растяжка кожи на гвоздях. Обработка кожи кремами и лаком Инструменты и материалы. Виды инструментов, способы работы с ними, техника использования сложных инструментов. Правила подбора инструментов для изготовления изделий.
6. Подготовка рабочего места.
Правила техники безопасности при работе с кожей. Правила работы с острыми и колющими предметами. Умение планировать рабочее время, поэтапная работа.
7. Простейшие инструменты. Простейшие инструменты.
Металлическая линейка, пластмассовый треугольник, карандаш, пинцет, молоток, ножницы – простейшие инструменты и предметы. Они используются при работе с кожей.
8. Основы материаловедения.
Виды кожи: тонкая – печаточная, толстая – шеврет. Структура кожи, изменение кожи под воздействием тепла, холода, кремов, красителей.
9. Выделка кожи.
Дубление кожи. Способы придания коже эластичности, прочности, износоустойчивости. Растительное, хромовое и комбинированное дубление. 10. Композиционный набор.
Сочетание цветов. Отделочные и сопутствующие материалы. Зарисовки. Комбинирование изделий.
11. Обмотка. Обтяжка мелких изделий. Использование тонкой кожи для обмотки сложных и простых изделий. Виды изделий, техника их изготовления. Знакомство с дизайном. Сочетание цвета в композиционном решении. Подбор рисунка путем склеивания. Изготовление выкроек. Виды выкроек, способы их применения, умение комбинировать и сочетать композицию. Увеличение и уменьшение выкроек.
12. Изготовление выкроек и трафаретов.
Материал для изготовления выкроек и шаблонов. Способы сохранения и использования шаблонов.
13. Работа с клеем. Броши. Способы работы с клеем. Техника безопасности при работе с различными видами клея. Виды клея при работе с кожей. Броши. Виды брошей. Использование их как украшение. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.
14. Обработка кожи на свечке. Правила техники безопасности при работе со свечой. Виды обработки изделия. Обработка кожи на электроплите.
15. Обработка кожи на электроплите. Правила техники безопасности при работе с электроприборами. Методы обработки на электроплите.
16. Цветы. Виды цветов, способы обработки. Элементы цветов, как метод обработки на свече.
17. Листья. Виды листьев.
18. Еловая ветка. Плетеная корзина.
Плетение. Разнообразные виды плетения. Подбор материала, поэтапное изготовление изделия. Один из видов отделки кожи. Поэтапная технология изготовления корзины. Дополнение к корзине еловая ветка.
19. Мелочи из кожи. Виды мелких изделий из кожи. Краткое сведение об изделиях. Способы применения в быту. Зарисовки эскизов будущего изделия.
20. Аппликация.
Украшение из кожи. Поэтапное изготовление аппликации.
Изготовление брелков. Виды брелков. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.
Учебно-тематическое планирование 2 года обучения.
№ Тема занятия. Теория Практика Всего
1. Водное занятие. 2 2
2. Техника безопасности на рабочем месте. 2 2 4
3. Изготовление брелка. 2 8 10
4. Изготовление закладки. 2 8 10
5. Вазы «оклеивание». 2 8 10
6. Изготовление коробочки. 2 8 10
7. Украшение из кожи. Заколки. 2 8 10
8. Отделка кожи. 2 8 10
9. Браслеты. 2 14 16
10. Обложка для книги. Корзинка. 8 10 18
11. Панно из кожи. Розы. 1 17 18
12. Панно «Тыква». 1 17 18
13. Панно «Морское дно». 2 14 16
14. Панно «Виноград» 2 14 16
15. Панно «Зима» 2 12 14
16. Панно «Черная смородина». 2 14 16
17. Изготовление зачетной работы.
Выжигание по кожи. 2 18 20
18. Выставки. Итоговое занятие. 1 7 8
19. Итого 216
Содержание программы 2 года обучения.
1. Вводное занятие.
Ознакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовления изделий из кожи и замши, необходимых в быту.
2.Техника безопасности на рабочем месте. Правила техники безопасности при работе с электроприборами.
3. Изготовление брелка. Конструктивные виды брелков, способы изготовления, виды кожи.
4. Изготовление закладки. Виды закладок, техника их изготовления. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.
5. Вазы «оклеивание».
Способы изготовления ваз, виды ваз. Практическая работа. Зарисовка будущего вазы, изготовление изделия.
6. Изготовление коробочки.
7 . Украшение из кожи.
Виды украшения, приемы их изготовления. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Заколка. Использование в быту. Виды заколок. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.
8. Отделка кожей.
Декоративная отделка кожей, используемая для украшения изделий. Виды отделок.
9.Браслеты.
Выбор формы и цвета будущего изделия. Виды изделий, выполнение изделий. Подбор материала и инструментов для выполнения изделия.
10. Обложка для книг.
Виды обложек, способы оплетки. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.
Большая корзина. Технология изготовления корзин. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.
11. Панно из кожи.
Виды панно, способы их изготовления. Объемные и плоские панно.
12. Панно «Тыква».
Практическая работа. Зарисовка будущего панно. Поэтапное изготовление панно. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы.
13. Панно «Морское дно». Практическая работа. Зарисовка будущего панно. Поэтапное изготовление панно. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы.
14. Панно «Виноград». Практическая работа. Зарисовка будущего панно. Поэтапное изготовление панно. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы.
15. Панно «Зима». Практическая работа зарисовка, виды обработки кожи, оформление изделия. Поэтапное изготовление панно.
16. Панно «Черная смородина».
Практическая работа. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы. Зарисовка будущего панно. Поэтапное изготовление панно.
17. Изготовление зачетной работы.
Выжигание по коже. Выжигатель умение работать, правила техники безопасности при работе с ним. Умение выжигать, украшать изделие выжиганием, сочетать в композиции.
18. Выставки. Итоговое занятие.
Посещение выставок. Анализ. Подведение итогов. Экскурсии. Одна из форм приобретения новых знаний, используемых в творческой работе.
После окончанию обучения учащиеся должны уметь:
-рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем месте;
-делать зарисовки, образцы, изготавливать самостоятельно шаблоны, трафареты, выкройки;
-владеть инструментами для изготовления изделий, дыроколом, пинцетом, шилом, ножом, резаком;
-владеть техническими приемами изготовления изделий;
-уметь изготавливать украшения, салфетки, подарки;
-выполнять все стадии работы по изготовлению изделий;
-владеть техническими приемами изготовления изделий;
-выполнять последовательно стадии работы по изготовлению изделий;
-уметь пользоваться электроприборами при работе с ними;
-самостоятельно подготовить рабочее место к работе;
-уметь самостоятельно составить творческие композиции;
-выполнять все стадии работы по изготовлению изделий из кожи.
Учащиеся должны знать:
- историю обработки кожи;
-основы материаловедения;
-сочетания цветов, применение отделочных материалов;
-правила техники безопасности обработки кожи и изготовлении изделий;
-виды и жанры национальных искусств;
-способы художественной обработки кожи;
-сложные способы окрашивания кожи;
-значение декоративно- прикладного искусства в современном мире.
4. Список литературы для учителя и учащихся.
1. Коноплева Н. «Вторая жизнь вещей» - М., 1991.
1. Луковский И.Н. «Изделия из кожи» - М., 1991.
2. Левина Е.В. «Многоликая кожа» - М., 19998.
3. Пушкарева В. «Кожа» - М., 1990.
4. Летягина Л.Б. «Декоративно-прикладное творчество» - Челябинск, 1996.
5. Пушкина В. «Кожа, практическое руководство» - М., 1999.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерошкина Алена Алексеевна
→ Ерошкина_Алена_Алексеевна 08.12.2009 7 23004 1814 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.