Программа кружка "Художественная обработка древесины"; 6-9 класс


Пояснительная записка


Данная программа решает актуальную задачу создания новых интегрированных курсов, в которых будет отражено содержание разных типов художественного творчества, взаимодействующих в культуре Русского Севера и соединены такие дисциплины, как изобразительное искусство и обработка конструкционных материалов.

Народное искусство является частью материальной и духовной культуры современного общества. Учебный курс, раскрывая понятия красоты и национального своеобразия предметного мира, созданного талантом человека, основывается на методологическом подходе, сопровождающем диалектическое взаимодействие единства и многообразия.

Единство предлагает усвоение духовных и материальных ценностей, созданных народом, с позиции содержательной научной концепции о народном искусстве как особом типе художественного творчества в системе культуры. Многообразие определяется культурой мастерства, сохраняемого и развиваемого локальными школами народного мастерства, традиций на уровне регионального и национального.

Данная программа составлена для учащихся 6-9-х классов на основе сборника учебных программ Областной школы народных ремёсел г. Архангельска «Традиционные промыслы и ремёсла» 2*97, М., «Издательство «Родник», 1997 г.

Цель: Формирование у подростков целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, формирование и развитие творческого опыта путём профессиональной ориентации учащихся в области определённого вида народного искусства данного раздела, развитие интереса к народному творчеству, его истокам, чувства любви к родному краю.

Задачи:

  • ознакомление учащимися с технологией художественной обработки древесины;

  • изучение элементов геометрической и контурной резьбы, закрепление полученных умений и навыков;

  • изучение технологии изготовления декоративных токарных изделий;

  • умение разрабатывать орнаменты декоративной резьбы, составлять композиции для оформления изделий.


Программа не требует больших материальных затрат, так как инструмент изготавливается в мастерских, а материалом для обработки могут служить отходы пиломатериалов. Данный курс позволяет освоить первую ступеньку на пути овладения мастерством резчика и токаря, помогает ученику определиться при выборе профессии.


Требование к уровню подготовки


Учащиеся должны знать:

  • свойства материалов и учитывать их при обработке;

  • устройство рабочего места, оборудования и инструментов;

  • правила безопасности труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные приёмы резьбы и токарной обработки древесины;

  • составлять несложные композиции для оформления изделий;

  • осуществлять самоконтроль качества изготовления и отделки изделий.

Учащиеся должны иметь

  • общее представление о различных способах декоративной обработки древесины в традициях Русского Севера.




Список литературы


  1. Абросимов А. А. «Художественная резьба по дереву». М., 1989 г.

  2. Апаткин В. А. «Методические рекомендации учителям технического труда по организации школьного кружка «Художественная обработка дерева». Архангельск, 1992 г.

  3. Афанасьев А. Ф. «Резчик по дереву». М., 1988 г.

  4. Барадулин В. А. «Художественная обработка дерева». М., 1986 г.

  5. Барадулин В. А. «Основы художественного ремесла». Методическое пособие для руководителей школьных кружков. М., 1979 г.

  6. Глинкин М. С. «Декоративная работа по дереву на токарном станке». М., 1987 г.

  7. Гусарчук Д. М. «300 советов любителю художественных работ по дереву». М., 1986 г.

  8. Рихвк Э. В. «Мастерим из древесины». М., 1988 г. «Обработка древесины в школьных мастерских». М., 1984 г.

  9. Методические журналы «Школа и производство», «Юный техник», «Традиционные промыслы и ремёсла».

Тематический план


Тема

Количество

часов

Форма

организации

деятельности

учащихся

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Виды художественной обработки древесины. Техника безопасности. Инструменты и оборудование, рабочее место

2

2


Фронтальная,

групповая

Составить альбом эскизов

2

Изучение элементов резьбы по дереву. Пробные упражнения на тренировочных дощечках

2

1

1

Индивид.,

групповая

Самоконтроль, проверка учителем

3

Узор геометрического характера с элементами растительного декора (контурная резьба)

2

1

1

Индивид.,

групповая

Самоконтроль, проверка учителем

4

Геометрические орнаменты на основе системы концентрических окружностей

2

1

1

Индивид.,

групповая

Самоконтроль, проверка учителем

5

Технология изготовления изделий из древесины

4

1

3

Фронтальная,

групповая

Самоконтроль, проверка учителем

6

Отделка изделий из древесины

2

1

1

Фронтальная,

групповая

Самоконтроль, проверка учителем

7

Украшение резьбой плоских и точёных бытовых предметов

16


16

Индивид.,

групповая

Самоконтроль, проверка учителем

8

Технология изготовления токарных изделий малых и больших диаметров

6


6

Индивид.,

групповая

Самоконтроль, проверка учителем

9

Разработка проекта и самостоятельная творческая работа: изготовление токарного изделия и составление композиции для его оформления

26

4

22

Индивидуальная

Самоконтроль, проверка учителем

10

Заключительное занятие. Подведение итогов, организация выставки.

2

2





ИТОГО:

64

13

51




МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»






Программа


факультатива для учащихся 6-9 классов


«Художественная обработка древесины»







Программу разработал

учитель технологии

Турушев

Андрей Валерьевич

вторая квалификационная категория















г. Архангельск

2008 г.




Полный текст материала Программа кружка "Художественная обработка древесины"; 6-9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Турушев Андрей Валерьевич  arhlynx
16.11.2013 0 9120 1782

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК