Программа клубного объединения "Рукотворчество"
Актуальность программы.
Творчество - универсальный путь развития личности. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий. В процессе систематического труда, рука приобретает, уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки ребёнка к учебной деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики-согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способности и дарования детей-на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки творческой мысли»
Например, труд с природным материалом на занятиях объединения «Рукотворчество» оказывает большое влияние на умственное развитие детей. Если проследить путь работы по изготовлению поделок, то можно заметить, что в начале такой работы воспитанники рассматривают образец изделия, анализируют его структуру, способы изготовления, затем, после усвоения этого процесса, задание усложняется. Ребятам предлагаю изготовить поделку самостоятельно. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и регуляции поведения. Изготовление поделок удовлетворяет любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой во время работы на занятиях объединения, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое во время создания красивой игрушки, очень важен для общего развития моих подопечных. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. В процессе регулярных занятий детей в творческом объединении у них формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Изготовление разных видов коллективной работы формирует у детей умение планировать свою деятельность с учётом общей цели, дружных, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Таким образом, рукотворчество является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей
Цель программы:
формирование художественного вкуса, развитие качеств творческой личности воспитанников, их индивидуальных творческих способностей, развитие умения целенаправленно искать и использовать нужную информацию.
Задачи:
- Развитие сенсомоторики (согласованность в работе глаза и руки);
- Развитие внимания, любознательности, эстетической культуры;
- Способствовать развитию качеств творческой личности – самостоятельности, трудолюбию;
- Создание благоприятного эмоционального настроя;
- Формирование у учащихся контроля и оценки собственной деятельности.
- Обеспечение возможности для художественного самовыражения.
Программа способствует:
Повышению внутренней мотивации ребенка;
Появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении творческих работ;
Возникновению желания добиться планируемого результата;
Приобретению навыков самостоятельной работы;
Развитию творческих способностей;
Созданию творческой атмосферы на основе сотрудничества; взаимопонимания, взаимопомощи.
В целях развития самостоятельности у детей разновозрастной группы работа организуется с помощью «карты путешествий». Учебный материал в «карте путешествий» разбит на блоки, маршруты путешествий по разным странам:
1.Путешествие в страну Листопадию-работа с природным материалом;
2.Путешествие в страну Разноцветию-работа с бумагой, картоном;
3.Путешествие в страну Выпукляндию-объёмные работы из разных материалов;
4.Путешествие в страну Оригамию-работа в технике оригами;
5.Путешествие в страну Пластилинию-работа с пластилином, глиной, солёным и бумажным тестом;
6.Путешествие в страну Модельку-создание игрушек;
7.Путешествие в страну Заплетайку-шитьё, плетение.
Обучающиеся разных классов находятся в одном коллективе, и можно помочь любому, кто испытывает затруднения в работе.
На каждом занятии в зависимости от степени выполнения предыдущей работы учащиеся вправе выбрать маршрут «путешествия».т.е могут изменить маршрут деятельности.
Методические приемы: освоение возможностей различных материалов; обсуждение иллюстрированного материала, образцов работ, работ воспитанников; отработка техник выполнения изделий.
Для выполнения творческих заданий могут быть использованы художественные материалы: карандаши, гуашь, фломастеры, пластилин, соленое тесто, глина, цветная и белая бумага, картон, хлопчатобумажная ткань, а так же природный и подручный материалы.
Курс «Рукотворчество» включает в себя теоретическую и практическую части (примерно 20% теории и 80% практики).
Первая - содержит сведения о технологиях заготовки, использования, законах композиционного построения, приемах и техниках работы с разными материалами; о правилах поведения и технике безопасной работы с ножницами, клеем, красками, а также ручными швейными инструментами в мастерской.
В практическую часть входят занятия, на которых учащиеся овладевают приемами работы с различными материалами: природным, подручным; приемами работы с бумагой, тканью, пластилином, соленым тестом, глиной; приемами швейного ручного труда; выполнение творческих заданий.
Учебный план составлен на 1 учебный год (162 ч). Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2,4 часа.
Итоговые работы, поделки, самостоятельно выполненные детьми, могут быть использованы в личных целях, а также выставляться в конкурсах и выставках различных уровней.
Учащиеся должны знать:
- об особенностях заготовки, хранения, использования природного материала
- о технологиях выполнения поделок из тех или иных материалов: приёмы, последовательность работы;
- о законах композиционного построения;
- об особенностях работы гуашевыми и акварельными красками, карандашами, пластилином
- последовательность выполнения раскроя ткани;
- технологию выполнения простых ручных швов;
- правила безопасной работы с ручными инструментами;
Учащиеся должны уметь:
- мастерить, владеть иглой, ножницами, нитками, карандашами, красками, кистями;
- использовать навыки компоновки материалов;
- передавать пространственное отношение;
- владеть технологией составления композиций из предложенных материалов;
- выполнять простые ручные швы;
- сборку игрушки из деталей.
Методическое обеспечение:
Форма занятий – беседы, практические задания, выполнение творческих заданий, проведение открытых занятий, выставок, экскурсии в природу.
Дидактический материал
- рисунки изделий; работы, выполненные учителем; детские работы; образцы изделий, выполненные в заданной технике;
- стихи, загадки, поговорки на заданную тему;
- музыкальное сопровождение
Формы подведения итогов:
- выполнение творческих заданий;
- выставка изделий
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пивоварова Ирина Ивановна
→ Публикатор 06.10.2015 0 8113 969 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.