Конспект урока "Техника владимирского шитья"; 8 класс
Стецюра Галина Николаевна
Учитель технологии
МАОУ Чурилковская СОШ г. Домодедово
Тема урока: «Техника владимирского шитья»
8 класс
Цель: Ознакомление учащихся c одним из видов русской вышивки гладью – владимирскими швами, применением их для украшения интерьера.
Задачи:
Образовательная: 1) Формирование знаний об истории владимирского шитья (односторонней глади) и отличительных особенностях этой техники вышивания.
2) углубление и расширение знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
3) освоение новых видов художественных швов – односторонней глади, глади вприкреп, накладных сеток.
Развивающая: развитие образного мышления, способности проявлять творческий подход при выполнении практического задания.
Воспитательная: развитие эстетического вкуса, воспитание аккуратности и трудолюбия.
Тип урока: практическая работа.
Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.
Используемые методы – словесные, наглядные, практическая самостоятельная работа по вышивке владимирскими швами.
Место проведения: учебный кабинет.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д. Симоненко. М., 2007; справочная литература (Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., Щетинина Р.Ф. Вышивка. М., 1960; Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. М., 2002 и др.), презентация «Русская вышивка. Владимирские швы».
Материально-техническое обеспечение: образцы вышивок владимирской гладью, инструкционные карты, ткань для вышивания с заранее переведенным рисунком, пяльцы, нитки мулине, иглы для вышивания, ножницы; компьютер, видеопроектор, экран.
Время: 45 минут.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(проверка готовности класса к уроку)
II. Изучение нового материала:
а) Запись темы урока на доске и вступительное слово учителя.
б) Просмотр презентации «Русская вышивка. Владимирские швы» с комментариями учителя
в) Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при вышивке перед началом практической работы.
г) Изучение инструкционных карт и практическое выполнение вышивки образца гладью вприкреп.
д) Уборка рабочих мест
III. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)
IV. Подведение итогов
V. Выдача домашнего задания
Организационный момент:
Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.
II. Изучение нового материала:
Учитель записывает тему урока на доске и сообщает ее учащимся.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами должны познакомиться с одним из видов русской вышивки – владимирскими швами и постараться практически научиться выполнять разновидность владимирских швов – гладь вприкреп.
В этом нам поможет презентация.
Просмотр презентации с комментариями учителя.
Комментарии учителя к презентации: Вышивать люди начали очень давно во всем мире. И у нас в Древней Руси мастерицы-вышивальщицы украшали одежду и предметы быта красивыми узорами и орнаментами.
Обучение вышивке начиналось с подросткового возраста. Девочки должны были приготовить себе приданое: полотенца, подзоры, скатерти. Учились этому и простолюдинки, и дворянки.
Высокое мастерство русских мастериц проявлялось в церковной вышивке. Молодые монахини золотыми и шелковыми нитями украшали церковные облачения и покровы.
Каждая область России имела и имеет свои традиции вышивания, свою особенную технику. Вышивка всегда модна, особенно ценится ручная вышивка.
Вышивка по технике выполнения делится на две группы – счетные швы (это крест, роспись, гобеленовый шов и др.) и свободные швы (всевозможные виды глади).
Одной из разновидностей свободных швов являются владимирские швы или владимирская гладь. Она выполняется крупными стежками по лицевой стороне ткани. С изнанки видны только мелкие стежки по контуру рисунка.
У владимирских швов древняя история. При археологических раскопках на территории Владимиро-Суздальского княжества найдены кусочки ткани, покрытые характерным шитьем: лицевая сторона вышивки заполнена длинными стежками, а с изнанки – только контур рисунка. Причем в некоторых работах крупные стежки прикреплялись более мелкими – гладь вприкреп.
Эта старинная вышивка была выполнена золотыми нитями на льняной основе. Так же вышивали и в более позднее время, в XVIII–XIX вв. Монахини из монастыря святого Иоанна Милостивого в городе Мстёра в 100 километрах от Владимира стали родоначальницами владимирских швов и глади вприкреп. Они обучали своему мастерству горожанок и крестьянок, только вышивать они стали уже не золотом, а в основном красными нитями. Узоры – крупные цветы и листья, середины которых украшались накладными сетками, шишечками.
Сегодня мы с вами постараемся освоить технику владимирского шва «гладь вприкреп». Эту технику можно применять для вышивания натуральных растительных узоров. Это вы видите на презентации и предложенных вам образцах. Сейчас это более актуально, чем вышивка больших работ, потому что позволяет выполнять небольшие вышитые работы – открытки, игольницы, панно, салфетки с использованием старинной техники «гладь вприкреп».
Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при вышивке:
Учитель:
Прежде, чем приступить к практической работе, мы с вами повторим правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при вышивке (повторение может быть проведено либо самим учителем, либо, при наличии времени, в форме фронтального опроса):
Сидеть нужно на стуле со спинкой, слегка наклонившись вперед.
Свет должен падать с левой стороны.
Расстояние от глаз до работы – 25-30 см.
Иглы и булавки вкалывать только в игольницу.
Не подносить иглу с рабочей нитью близко к лицу.
Изучение инструкционных карт:
Учитель:
Мы с вами должны освоить технику глади вприкреп на предложенном вам образце. В законченном виде эта работа может быть оформлена в рамочку, паспарту из бумаги или вот таким простейшим способом – обшита тесьмой. Все необходимое для оформления у вас есть.
А сейчас положите перед собой инструкционные карты. Начинаем работу с закрепления нити.
Операция 1. Отделить от пасмы голубого или белого цвета (цвет выберите сами) одну ниточку. Сложите ее вдвое и свободными концами вденьте в ушко иголки.
Операция 2. Введите иголку в центр цветка с лицевой стороны и вытяните нитку на изнанку так, чтобы на лицевой стороне оставалась маленькая петля. Затем, выводя иголку обратно через одну-две нити, проденьте ее в петлю и затяните.
Операция 3. Выполняем первый стежок. От центра к краю лепестка делаем большой стежок, а затем, выводя иголку под ниткой на расстоянии 2-3 миллиметра от края лепестка, закрепляем большой стежок маленьким, как показано на схеме.
Обычно лепестки цветов и маленькие листочки выполняются радиальными веерообразными стежками от центра к краю лепестка. Большие листья вышиваются влево и вправо от средней разделительной линии.
Далее ученицы продолжают работу под наблюдением учителя.
Незаконченные работы после определенного времени (примерно за 7-10 минут до конца урока) предлагается закончить дома и оформить по предложенному образцу (см. инструкционную карту).
Для тех, кто умеет вязать крючком и захочет самостоятельно выполнить салфетку из более плотной ткани, предлагается вариант с обвязкой кружевом.
Далее учащимся предлагается убрать свои рабочие места – вколоть иглу в подушечку, уложить незаконченную работу и нити в отдельные пакеты.
III. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)
Вопросы на закрепление изученного материала:
Как выглядит вышивка владимирскими швами с лицевой и изнаночной сторон?
Какие цвета преимущественно используются во владимирской вышивке?
Как вышивается лепесток цветка гладью вприкреп (направление нити)?
IV. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы познакомились с очень красивым видом вышивки гладью – владимирскими швами и освоили основной прием этой вышивки – гладь вприкреп. Благодарю вас за внимание и хорошую работу, желаю успешно завершить ее дома!
V. Выдача домашнего задания.
Домашнее задание: завершить работу и оформить ее, прочитать § 13 учебника.
Список использованной литературы и ресурсов Интернета
Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., Щетинина Р.Ф. Вышивка. М.: Ростехиздат, 1960.
Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007
http://www.vyshivka-shov.ru/vladimirskaja-glad.html – описание владимирских швов, приемы выполнения
http://www.passion.ru/house/2875.htm – описание владимирских швов, приемы выполнения накладных сеток
http://www.ioann-milostiv.ru/vishivka.htm – история владимирских швов
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стецюра Галина Николаевна
→ Belka555 12.10.2012 6 23210 3803 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.