Статья "Система подготовки к олимпиаде по литературе"
Система работы по подготовке к олимпиаде по литературе.
Предметные олимпиады по литературе стали традиционными, и поэтому подготовка к ним является неотъемлемой частью нашей работы.
Основными целями и задачами олимпиады является пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, научных обществ учащихся, развитие других форм работы со школьниками, создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации.
Я остановлюсь прежде всего на вопросах подготовки к олимпиаде по литературе.
Среди целей олимпиады – выявление широты литературного кругозора наиболее одарённых учащихся и глубины их литературоведческих знаний, навыков филологического анализа и индивидуальной интерпретации художественного текста, творческих способностей учащихся.
Задания можно разделить на несколько блоков.
Первый блок заданий – выявление читательской эрудиции, знаний текстов художественной литературы.
Второй блок основывается на заданиях, позволяющих определить уровень знаний основных фактов истории русской и зарубежной литературы.
Третий блок заданий – теоретико-литературный; ученик показывает владение понятийным и терминологическим аппаратом современного литературоведения.
Четвёртый блок – комплексный анализ художественного текста, интерпретация поэтического текста.
Поскольку в основе работы по подготовке учащихся к олимпиаде лежит всё-таки урок, мы должны иметь в виду требования, предъявляемые к учащимся на олимпиадах. Строя свой урок, мы учитываем и межпредметные связи (живопись, музыка, история, лингвистика, география), стараемся включить изучаемое произведение в контекст мировой литературы, работаем над усвоением знаний по теории литературы и т. д.
У каждого выстраивается своя система работы. Я взяла за правило в конце каждой темы по литературе проводить срез. Это может быть тест, викторина, кроссворд, развёрнутый ответ на вопрос и т. д. В такую работу стараюсь брать вопросы, которые обсуждались на уроке глубоко, и такие, которых касались слегка, серьёзные и игровые. Обязательно включаю фрагмент анализа какого-либо отрывка или рассказ о герое (5-10 предложений, как требует ОГЭ и ЕГЭ по литературе).
Очень помогают, как мне кажется, уроки самостоятельной работы с книгой (уроки внеклассного чтения), которые часто по традиции провожу в игровой форме:
урок-путешествие по карте (Д.Даррелл «Говорящий свёрток» в 5 классе или по роману
Жюля Верна «Таинственный остров» 6 класс);
урок-игра в детектив по повести А.Линдгрен «Приключения Калле Блумквиста»;
брейн-ринг по роману А.Дюма «Три мушкетёра»;
поэтическое лото по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»;
КВН по книге М.Твена «Приключения Гекльберри Финна»;
игра «Поле чудес» по рассказу Сетона –Томпсона «Снап» и т.п.
Игры и викторины интересны школьникам любого возраста. Нестандартная, игровая форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, предотвращает угрозу возможного неприятия читателями классического текста. Даже слабые дети с большим желанием участвуют, стараясь помочь своей команде. Происходит естественное, без принуждения, приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить знание текста и литературоведческого материала. Вопросы, адресованные участникам подобных состязаний, нередко касаются так называемых мелочей, конкретных фактов. Такие уроки способствуют формированию у учащихся внимательного отношения к художественной детали, учат осмысливать её роль в идейно-образной структуре произведений, а значит, содействуют развитию «зоркости» и «чуткости» читательского восприятия. Таким образом, игра на уроке литературы – это и средство обучения, и способ контроля за чтением, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.
Важный раздел работы – обучение анализу поэтического текста. Приступая к работе по анализу поэтического текста в 5 классе, очень важно помнить о том, чтобы «алгебра» анализа не убила, не разрушила гармонию целого. В деятельности выдающихся методистов постоянно выдвигается принцип творческого чтения лирики. Анализ поэтического текста должен включать следующие моменты:
-
выявление самостоятельных впечатлений учащихся о прочитанном стихотворении;
-
мысленное воспроизведение образов, созданных автором;
-
переживание настроения, которое руководило поэтом в момент творчества;
-
постижение авторской мысли.
Такая работа начинается с выразительного чтения стихотворения учителем, а потом и ребята приучаются передавать в своём чтении основное настроение стихов, особенности звучания стиха.
Проводя работу по анализу поэтического текста, я стараюсь сделать так, чтобы у ребят остались записи того, о чём мы говорили на уроке, ведь они должны учиться говорить о стихотворении. Для этого отвожу специальный урок развития речи. В итоге, сдавая зачёт, ребята не только читают стихотворение наизусть (стихи читают обязательно все учащиеся), но и говорят о нём, анализируют. Также детям нравятся нестандартные задания по лирике (буриме, допиши стихотворение, вставь недостающие эпитеты и т.п.)
Развитию учащихся способствуют и внеклассные мероприятия. Например, очень интересно прошла работа по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины». Мы выбрали форму передачи «Умники и умницы».
В рамках недели гуманитарных наук мы проводили игру «Пентагон» (от греческого слова «пента» – пять). Пять команд проходили через пять «станций», выполняя задания и набирая очки. Эти пять станций – «Литература», «Русский язык», «История», «Музыка», «Изобразительное искусство». Эта игра, основанная на викторине «Реалии», способствует развитию логического мышления, умения обобщать информацию, углублению понятий общего и частного, повышению скорости реакции, развитию такого важного качества интеллекта, как выбор правильной стратегии.
В прошлом учебном году в школе была проведена интеллектуальная игра «Лабиринт» по теме «Край, в котором мы живём», расширяющая краеведческие знания учащихся. Система заданий и вопросов была разной степени сложности с учётом возрастных особенностей детей (учащиеся начальной школы, 5-6 классов, 6-7 классов, старшеклассники).
Систематически мы выезжаем с ребятами на экскурсии по историческим местам России, на выставки.
Подготовке к олимпиаде, я думаю, способствует и элективный курс по стилистике, который можно читать, начиная с 9 класса. Тема 9 класса - «Лексическая стилистика», 10 – «Морфологическая стилистика», 11 – «Синтаксическая стилистика».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максименко Ольга Борисовна
→ Публикатор 25.03.2020 0 2631 274 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.