Задания школьного тура метапредметной олимпиады, номинация "Аргументация", 5 - 8 классы


День ученика в формате «Метапредметная олимпиада»

Номинация «Аргументация», 5 класс

Рабочий лист ___________________________________________________

Теза/урус

Те/зис – главная мысль, главное утверждение.

Аргуме/нт – доказательство, приводимое в поддержку тезиса.

Пример – конкретный факт доказательства.

Техническое задание

Прочитай внимательно текст. Найди в тексте тезис и выпиши его.Затем найди в тексте два аргумента в защиту тезиса и выдели их маркером.Аргумент должен быть выделен целым предложением. Подчеркни волнистой линией примеры аргументов.

Текст*

Тезис: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Наверное, не все знают о том, что муравьи разбираются в геометрических фигурах. Оказывается, они различают треугольник, круг, квадрат. Муравьев, например, удалось научить двигаться по направлению к треугольнику и не обращать внимания на круг.

Пожалуй, самое интересное, что муравьи, как выяснилось, могут двигаться, разделяя углы на равные части. Кроме того, они способны передвигаться точно по биссектрисе.

К сожалению, эта удивительная особенность поведения муравьев почти не доступна нашему взгляду. Безусловно, только в результате научных экспериментов, проводимых учеными-биологами, можно установить эти поразительные факты из жизни насекомых.

Быть может, кто-нибудь из вас в будущем продолжить изучение загадочного поведения муравьев и сумеет разгадать немало тайн живой природы.

Критерии оценивания

При оценивании своей работы, обведи нужный показатель в овал.

п/п

Критерии

Параметры

Показатели

1

Определение тезиса

Тезис выписан верно

2

Тезис выписан неверно

1

Тезис не выписан

0

2

Определение аргументов

Верно выделены два аргумента

2

Верно выделен один аргумент

1

Аргументы выделены неверно или выделение аргументов отсутствует

0

3

Определение примеров

Подчеркнуты верно все примеры, доказывающие аргументы

2

Подчеркнут верно один пример, доказывающий аргумент

1

Примеры подчеркнуты неверно или отсутствуют

0

Итого

 

6; 5; 4;

3; 2; 1; 0.


 

Рефлексия

Выбери и раскрась смайлик в той колонке таблицы, которая выражает твоё отношение к работе в номинации «Аргументация».

 

Ничего нового не узнал.

Бесполезно потратил время.

 

 

 

 

 

Было интересно!

Появились новые вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Почерпнул

много полезного.

Могу рассказать другим.

 

 

 


 

 

 

* Текст взят из учебника Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – с.130


 

День ученика в формате «Метапредметная олимпиада»

Номинация «Аргументация», 6 класс

Рабочий лист ______________________________________________________

Теза/урус

Те/зис – главная мысль, главное утверждение.

Аргуме/нт – доказательство, приводимое в поддержку тезиса.

Слабый аргумент – предположение, довод, версия, догадка.

Сильный аргумент – научныйфакт (проверенный, точный, достоверный); закон природы, вывод, подтвержденный экспериментально или документально; заключение эксперта; показание очевидца; статистические данные.

Техническое задание

Прочитай внимательно текст. Найди в тексте как можно больше аргументов в защиту заданного тезиса и выдели их маркером.Аргумент должен быть выделен целым предложением. Над сильным аргументом поставь знак «+», а над слабым – знак «-».

Текст

Заданный тезис:Представители семейства вороновых – вороны, вороны – являются самыми умными птицами.

Самая умная птица

Многие люди считают, что сова одна из самых умных птиц. Её символ даже вручают победителям интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Однако проведённые исследования опровергли теорию о том, что сова имеет уникальные умственные способности. Звания «самой умной птицы» удостоились представители семейства вороновых – вороны, вороны. 

Об интеллекте птиц, как и других высших позвоночных, учёные судят по индексу цефализации – относительному объёму высших отделов мозга. Так вот, исследования подтвердили общеизвестный факт: курица действительно глупая птица, у неё этот индекс равен3,3, ненамного от неё ушли голуби – 4,0. Наиболее высокие показатели по индексу цефализации практически у всех представителей вороновых – зашкаливают за 15, у мудрых воронов ещё выше. Он способен решать сложные задачи «на соображение», доступные, может быть, только собаке.

Если ворона легко отличает человека с ружьем от человека с палкой (независимо от того, как их держать), то ворон разли­чает по костюму мужчину и женщину, которую остерегается меньше. Ворон, как волк и лиса, обычно избегает первым при­ближаться к падали, он выжидает в сторонке, когда на ней нач­нут пировать сороки и вороны. Ворон лучше большинства дру­гих птиц выучивается говорить. Он употребляет некоторые слова только там, где нужно, и всегда верно,хотя, конечно, не пони­мает их смысла.

Нередко ворон содержат и как домашних питомцев. Приручив такую птицу, человек получает массу удовольствия от общения с ней. С вороной, иногда, и «поговорить» можно, потому что эти удивительные птицы могут подражать человеческому голосу. Но заводить себе ворона надо подумавши. Нередко ворон-выкормыш начинает охотиться за домашними цыплятами. Почти всегда таскает он у соседей «то, что плохо лежит» (и при этом никогда не попадается).

Обычно прирученная ворона становится верным и надежным другом человеку на всю жизнь. Домашняя ворона будет защищать жилье и хозяина от злодея не хуже сторожевой собаки. Отпускать на волю прирученную ворону, увы, нельзя, она не сможет уже адаптироваться и погибнет.  

Иван Благосклонов. Журнал «Свирель» №7, 2014

 

Критерии оценивания

При оценивании своей работы, обведи нужный показатель в овал.

п/п

Критерии

Параметры

Показатели

 

1

Определение аргументов

Верно выделены все аргументы

4

 

Верно выделены восемь-девять аргументов

3

 

Верно выделены пять-семь аргументов

2

 

Верно выделены два-четыре аргумента

1

 

Верно выделен один аргумент или выделение аргументов отсутствует

0

 

2

Определение сильных аргументов

Верно отмечены все сильные аргументы

1

 

Сильные аргументы отмечены неверно или отсутствуют

0

 

3

Определение слабых аргументов

Верно отмечены все слабые аргументы

3

 

Верно отмечено шесть и более слабых аргументов

2

 

Верно отмечено два-пять слабых аргументов

1

 

Верно отмечен один слабый аргумент или слабые аргументы не отмечены

0

 

Итого

 

8; 7; 6; 5; 4;

3; 2; 1; 0.

Рефлексия

Выбери и дополниутверждение в колонке таблицы, которая выражает твоё отношение к работе в номинации «Аргументация».

 

Ничего нового не узнал и

бесполезно потратил время, потому что _____________

_______________________

_______________________

_______________________.

 

 

 

Было интересно, так как ___________________

___________________

___________________.

Появились новые вопросы:

_____________________

_____________________

_____________________.

 

 

 

 

Почерпнул

много полезного:

__________________

__________________

__________________.

Могу рассказать другим,

что __________________

_____________________

_____________________.

 

 

День ученика в формате «Метапредметная олимпиада»

Номинация «Аргументация», 7 и 8 класс

Рабочий лист ______________________________________________________

Теза/урус

Те/зис – главная мысль, главное утверждение.

Аргуме/нт – доказательство, приводимое в поддержку тезиса.

Слабый аргумент – предположение, довод, версия, догадка.

Сильный аргумент – научныйфакт (проверенный, точный, достоверный); закон природы, вывод, подтвержденный экспериментально или документально; заключение эксперта; показание очевидца; статистические данные.

Техническое задание

Прочитай внимательно текст, сформулируй тезис и запиши его. Затем найди как можно больше аргументов в защиту тезиса и выдели их маркером.Аргумент должен быть выделен целым предложением. Над сильным аргументом поставь знак «+», а над слабым – знак «-».

Текст

Тезис: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Многие люди считают, что сова одна из самых умных птиц. Её символ даже вручают победителям интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Однако проведённые исследования опровергли теорию о том, что сова имеет уникальные умственные способности. Звания «самой умной птицы» удостоились представители семейства вороновых – вороны, вороны. 

Об интеллекте птиц, как и других высших позвоночных, учёные судят по индексу цефализации – относительному объёму высших отделов мозга. Так вот, исследования подтвердили общеизвестный факт: курица действительно глупая птица, у неё этот индекс равен 3,3, ненамного от неё ушли голуби – 4,0. Наиболее высокие показатели по индексу цефализации практически у всех представителей вороновых – зашкаливают за 15, у мудрых воронов ещё выше. Он способен решать сложные задачи «на соображение», доступные, может быть, только собаке.

Если ворона легко отличает человека с ружьем от человека с палкой (независимо от того, как их держать), то ворон разли­чает по костюму мужчину и женщину, которую остерегается меньше. Ворон, как волк и лиса, обычно избегает первым при­ближаться к падали, он выжидает в сторонке, когда на ней нач­нут пировать сороки и вороны. Ворон лучше большинства дру­гих птиц выучивается говорить. Он употребляет некоторые слова только там, где нужно, и всегда верно, хотя, конечно, не пони­мает их смысла.

Нередко ворон содержат и как домашних питомцев. Приручив такую птицу, человек получает массу удовольствия от общения с ней. С вороной, иногда, и «поговорить» можно, потому что эти удивительные птицы могут подражать человеческому голосу. Но заводить себе ворона надо подумавши. Нередко ворон-выкормыш начинает охотиться за домашними цыплятами. Почти всегда таскает он у соседей «то, что плохо лежит» (и при этом никогда не попадается).

Обычно прирученная ворона становится верным и надежным другом человеку на всю жизнь. Домашняя ворона будет защищать жилье и хозяина от злодея не хуже сторожевой собаки. Отпускать на волю прирученную ворону, увы, нельзя, она не сможет уже адаптироваться и погибнет.  

Иван Благосклонов. Журнал «Свирель» №7, 2014


 


 


 

Критерии оценивания

При оценивании своей работы, обведи нужный показатель в овал.

п/п

Критерии

Параметры

Показатели

 

1

Определение тезиса

Тезис сформулирован верно

2

 

Тезис сформулирован неверно

1

 

Тезис не записан

0

 

2

Определение аргументов

Верно выделены все аргументы

4

 

Верно выделены восемь-девять аргументов

3

 

Верно выделены пять-семь аргументов

2

 

Верно выделены два-четыре аргумента

1

 

Верно выделен один аргумент или выделение аргументов отсутствует

0

 

3

Определение сильных аргументов

Верно отмечены все сильные аргументы

1

 

Сильные аргументы отмечены неверно или отсутствуют

0

 

4

Определение слабых аргументов

Верно отмечены все слабые аргументы

3

 

Верно отмечено шесть и более слабых аргументов

2

 

Верно отмечено два-пять слабых аргументов

1

 

Верно отмечен один слабый аргумент или слабые аргументы не отмечены

0

 

Итого

 

10;

9; 8; 7; 6;

5; 4;3; 2;

1; 0.

Рефлексия

Выбери и дополни утверждение в колонке таблицы, которая выражает твоё отношение к работе в номинации «Аргументация».

Ничего нового не узнал и

бесполезно потратил время, потому что _____________

_______________________

_______________________

_______________________.

 

Было интересно, так как ___________________

___________________

___________________

___________________.

Появились новые вопросы:

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________.

 

Почерпнул много полезного:

__________________

__________________

__________________

__________________.

Могу рассказать другим,

что __________________

_____________________

_____________________

_____________________.

 

 


Полный текст материала Задания школьного тура метапредметной олимпиады, номинация "Аргументация", 5 - 8 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестакова Светлана Анатольевна  Публикатор
04.11.2020 0 4504 297

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК