Слайд 1
Сказки, сказки,
сказки…
Автор:
Яббарова Елена Петровна,
учитель начальных классов
МОУ «Кадетская школа
«Патриот»»
г. Энгельса Саратовской
области
Автор: Яббарова Елена Петровна,
учитель начальных классов
МОУ «Кадетская школа «Патриот»»
г. Энгельса Саратовской области
Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»»
(программа «Начальная школа XXI века»)
Цель урока:
Совершенствование навыков чтения, работа над выразительностью чтения
Воспитание милосердия и доброты, способности души к отрицанию зла
Развитие воображения и фантазии ребенка
Ход урока:
I Организационный момент
II Актуализация знаний (Слайд 1)
Учитель: Продолжаем работать над сказками.
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
Учитель: Какие бывают сказки по своему содержанию?
Ученик: Волшебные, бытовые, о животных
Учитель: А какие еще бывают сказки, кто их писал?
Ученик: Авторские или литературные, народные (Слайд 2)
Учитель: Что характерно для всех сказок? Из чего они состоят?
Ученик: Зачин, концовка, основная часть (Слайд 3)
III Чтение детьми «зачинов» и «концовок». Проверка домашнего задания.
Учитель:
Три старушки – веселушки,
Из-за букв на нас глядят,
Зачин сказок говорят.
Ученики зачитывают «зачины» сказок
Учитель: А кто прочитает концовки?
Ученики зачитывают «концовки» сказок
IV Викторина по сказкам (Слайд 4)
Учитель: Из каких сказок взяты эти предметы: сапоги, туфелька, горошина, яйцо, ковер – самолет и красная шапочка?
Учитель: Какая это сказка? Назовите автора? (Слайд 5)
Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка.
|
Под окно за пряжу села, Ждать хозяев, а глядела Все на яблоко. Оно Соку свежего полно Так свежо и так душисто, Так румяно, золотисто…
|
Учитель: А эта загадка про Ивана (Слайд 6)
Как в суседки он попал,
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь – девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как на небе был послом,
Как он в Солнцевом селенье
Киту выпросил прощенья;
Как к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом: наша речь о том,
Как он сделался царем
Учитель: О какой сказке идет речь?
Правильно, это сказка Конек-Горбунок. Написал ее П. П. Ершов. (Слайд 7)
V Библиографические данные (подготовленный ученик) (Слайд 8)
П. П. Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам любил рассказывать их. В сказках народ высмеивал своих врагов: царя, бояр, купцов, попов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Ершов учился в Петербургском университете, когда прочитал впервые сказки Пушкина. И он тоже задумал написать своего «Конька – Горбунка» - веселую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и волшебном Коньку – Горбунке. Многое взял Ершов для «Конька - Горбунка» из старинных народных сказок.
Сочиняя свою сказку, Ершов пользовался теми же приемами, которые использовались в народных сказках. Так из народных сказок Ершов взял начало и концовку сказок: «…Начинает сказка сказываться…», «…Я там был – мед, пиво пил…». Характерными для народных сказок словами Конек – Горбунок утешает Иванушку: «Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил?»,
«Это – службеца, не служба,
Служба все, брат, впереди!»
Преображение Ивана в конце сказки Ершов также описывает традиционным сказочным оборотом: «Итакой он стал пригожий –
Что не в сказке сказать, не пером описать»
Часто использует автор устойчивое сочетание слов: «удалой молодец», «светлый месяц», «ясный лик», «лежит, как убитый», «слыхом не слыхивал»; народные поговорки: «он и ухом не ведет», «словно в масле сыр катался» и т.д. Использует Ершов и любимое в народе число три: три сына, три утренних зари, три коня и т.д.
VI Словарная работа (Слайд 9)
Соглядать – посмотреть, выследить
Пенять
– упрекать, укорять
Вершок – мера длины, равная 44 мм
Аршинными – длиной в аршин, т.е. 71см
Лубки – ярко раскрашенные картинки
Малахай – старинная крестьянская одежда в виде широкого кафтана
Балаган – шалаш, сарай
Жомы – тиски
Зельно – сильно
Два – пять – старинная форма числа 10
Учитель: Найдите в начале сказки слова, которые говорили в старину.
Ученик: не долече, сума, аль, отродяся, соглядать, отворили…
VII Физмунутка
VIII Чтение отрывков из сказки.
А) Работа по группам:
1 группа – с учебником стр. 77 (см. список литературы)
2 группа – Тетрадь стр. 52 №1 (см. список литературы)
Учитель: Как Ершов знакомит нас с героями сказки?
Б) Работа с рисунками (дети подготовили рисунки, учитель отсканировал рисунки и вставил в презентацию)
Учитель: Рассмотрите рисунки и зачитайте отрывки из сказки
(Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15)
В) Подберите отрывки к «рожице» (Слайд 16):
На нас глядят забавные мордашки,
Хотят услышать правильный ответ.
Поможем им, друзья, четвероклашки,
Найдем и зачитаем правильный куплет
Г) Работа с пословицами (Слайд 17)
Учитель: Прочитайте пословицы и скажите, к какому герою ее можно отнести:
Кто вперед идет – того страх не берет
Трусливому зайке и пенек – волк
Берут завидки на чужие пожитки
IX Подведение итогов по прочитанному
Учитель: Как вы думаете, кому больше симпатизирует автор, Ивану или братьям? Почему? (ученики отвечают на вопрос)
Учитель: Симпатии автора на стороне Ивана. Он и вправду кажется дурачком: «лежит на печи и распевает «Распрекрасные вы очи!» Но чем лучше его братья? Они не лежат на печи, не поют во всю мочь песни, не стучат в дверь так, что «чуть кровля не валится». Но и других достоинств у них нет. Напротив, «умные братья» обманывают отца, крадут у Ивана лошадей, готовы даже погубить его ради своей выгоды. Ершов делает своего героя удачливым. Иван добр, весел, верен своему слову.
X Чтение выражения А. С. Пушкина (Слайд 18)
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!
Ученики объясняют смысл выражения А. С. Пушкина
Учитель: Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой, она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и лжецов, учит понимать чужую беду. (Слайд 19)
Скачет конек – горбунок от одного поколения к другому, и пусть веселый стук его копыт вечно живет в сердцах людей.
XI Выставление оценок
XII Домашнее задание (Слайд 20)
Понравившийся отрывок из сказки выучить наизусть
XIII Рефлексия урока (Слайд 21)
До свиданья, скажем, гости!
Прозвенит сейчас звонок.
Отдыхайте вы, ребята,
Всем спасибо за урок!
Источники материалов:
http://www.hotsale.ua/office/pro.php?id=227&p=157451
Учебник по литературному чтению. Часть 1.
Авторы – составители: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, Винтано – Граф, 2008
Рабочая тетрадь №1 к учебнику. Автор: Л. А. Ефросинина.
Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы. Саратов региональное Приволжское издательство "Детская книга" 1994 год.
Автор: Яббарова Елена Петровна
→ Яббарова_Елена_Петровна 23.06.2011 1 22408 2341 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.