Слайд 1
Из опыта работы
над развитием
навыка чтения по
программе
Л.А.Ефросининой
«Литературное
учителя начальных классов
чтение»
МБОУ СОШ № 14
Г. Мытищи М.О.
Зеровой Оксаны Анатольевны
Из опыта работы по курсу «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой.
(Слайд№2)
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению её в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного. Но зачастую эти цели и задачи не реализуются. Прежде всего, это связано с тем, что учителя используют в своей работе устаревшие методы.
Новый век информационных технологий оказывает негативное влияние на несформировавшееся мировоззрение юных читателей. Невероятный поток информации, фрагментарное сознание ведут к неспособности глубокого восприятия текстов.
Проводя исследовательскую работу, я убедилась, что большая часть детей не могут воспринимать красоту окружающего мира через литературные произведения, не могут выделить главную мысль, не имеют достаточного для их возраста словарного запаса, просто не хотят читать.
У меня, как у учителя, возникло множество вопросов. Основной: как обеспечить подрастающему поколению новое качество обучения чтению? Успешное решение этой задачи во многом зависит от мастерства учителя, которое совершенствуется при условии самообразовательной и творческой деятельности, непрерывного обогащения научными знаниями и педагогическими находками.(слад№3)
Сначала я проанализировала работы современных педагогов по преобразованию уроков чтения. Ознакомившись с особенностями курса « Литературное чтение» Л. А. Ефросининой ( программа « Начальная школа ХХI века» ), обратила внимание на то, что проблемы развития личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры решаются с максимальным учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения. Единый курс классного и внеклассного чтения позволяет учить детей восприятию литературного произведения как искусства слова и одновременно совершенствовать у них навык чтения, обогащать их речь.
Второй год я работаю над темой « Инновационные методы обучения на уроках чтения». (Слайд №4) Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей. Цель моей работы не только теоретическое изучение проблемы, но и непосредственное применение в ходе практической исследовательской работы новых нетрадиционных методов обучения чтению. Из собранного мною материала я выбрала, на мой взгляд, наиболее продуктивные методы и скомбинировала их в единое целое.
(Слайд№5) У многих детей в 1 классе был слабо развит речевой аппарат. Поэтому на первом этапе урока я начала проводить дыхательную и артикуляционную гимнастики.Слайд№6,7
Упражнения:
1) чтение сочетаний с двумя- тремя согласными;
2) чтение слов, содержащих тренируемый звук;
3) чтение скороговорок, чистоговорок.(слайд №8)
На втором этапе я проводила работу над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Упражнения:
чтение шёпотом и медленно;
чтение тихо и умеренно;
чтение громко и уверенно
Для развития памяти, мышления, речи провожу дидактические игры. Со второго класса изучение нового материала провожу при помощи метода динамического чтения (когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки, чтение только глазами).
Использую чтение « эхо», «канон», «спринт», « разведка», чтение со счётом слов, чтение под музыку.
Актуализация ранее изученного материала начинается как обычно: выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы, ролевое чтение, можно с инсценировкой.
Методы, направленные на развитие познавательного интереса: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фонограмм.
Многие упражнения проводятся не только вслух, но и про себя. Такая работа способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности, самоконтроля, самоанализа.
Программа каждого класса начинается с раздела « Малые жанры фольклора». (слайд №8)Скороговорки, потешки, дразнилки, загадки, заклички, считалочки, народные песни, колыбельные - огромное поле для деятельности над формированием выразительности, эмоциональности, техники речи.
Слайд№9 В пословицах заключена мудрость, накопленная в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Поэтому естественным является стремление как можно шире использовать пословицы в обучении на этапе, когда процесс становления и развития личности ребёнка особенно активен. Общение, коммуникация – важнейшая составляющая социума. Анализ пословиц позволил выявить целый пласт коммуникативных пословиц. Именно их целесообразно использовать на уроках обучения культуре общения. Важен не обед, а привет. Где слова привета, там улыбка для ответа. Спасибо – великое дело. От учтивых слов – язык не отсохнет. Следование советам коммуникативных пословиц обязательно при желании достичь положительного результата в общении.
Советую использовать также следующие упражнения:(слайд№10)
Физминутки. Ритмичные упражнения ( шаги, повороты, прыжки) вместе с чтением стихотворений К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и скороговорок. Например, « Шесть мышат в шалаше шуршат» читается шёпотом вместе с ходьбой на цыпочках. «Белые бараны били в барабаны» читается громко с маршевой ходьбой.(слайд№11)
Дифференцированный подход к группам учащихся с разным уровнем сформированности навыка чтения.
- при посадке за одну парту попадают: ребёнок с хорошей техникой чтения и со слабой;
- чтение стихов наизусть. Для сильных детей - индивидуально, для слабых – в паре, в группе, по рядам;
- новое произведение помогают читать сильные ученики, а слабые слушают, следят, подчёркивают « новые», «непонятные» слова;
- чтение стихов. Сильные читают четверостишиями, а слабые ищут рифмы.
3. Работа со стихотворениями.(слайд№12)
- тон, паузы, темп, логическое ударение отрабатываются после первичного ознакомления (читает учитель);
- темп (чтение с хлопками);
- чтение учителем части строки, а дети заканчивают строчку;
- чтение рядами, мальчики – девочки;
- заучивание стихов на уроке: сначала закрываем конец строки, потом начало.
4. Формирование литературного произношения и выразительного чтения.(слайд№13)
- слушание детьми выразительного чтения учителем;
- работа со словарём (удобство программы в том, что к каждому тексту дан словарь устаревших, малоупотребимых, новых слов) ;
- чтение диалогов по ролям;
- инсценировка отдельных эпизодов или всего произведения;
- подготовка праздников.
5. Интегрированные уроки.(слайд№14)
- отработка интонации на уроках русского языка « Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения»;
- чтение + окр.мир. Тема: « Осенние изменения в живой и неживой природе». А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало…», Н. Сладков « Эхо».
(Слайд№15)6. Проверка техники чтения по программе Л. А. Ефросининой выполняет разные функции:
- устанавливает объём самостоятельно прочитанного текста с самопроверкой;
-проверка учителем понимания прочитанного (подготовка карточек к текстам учебной хрестоматии 4-5 вопросов, в которых есть ошибки в именах и содержании).
7. Библиотечные уроки.
С недавних пор традицией нашей школы стало проведение совместных библиотечных уроков посвященных различным историческим датам, юбилеям поэтов и писателей. Новой совместной формой работы в этом году является проектная деятельность по теме « Жизнь славян на Мытищинской земле»
Благодаря этим упражнениям и методам, к концу первого класса учащиеся усвоили азы литературной речи и средств выразительности, научились выделять ударное слово, выбирать нужную информацию, передавать своё отношение к читаемому.
Продолжаю работу с использованием инновационных методов обучения и составления диаграмм успешности.
Автор: Зерова Оксана Анатольевна
→ zerova2241 23.02.2012 0 6945 699 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.