Статья "Из опыта работы над развитием навыка чтения по программе Л.А.Ефросининой "Литературное чтение"; 2 класс


Из опыта работы по курсу «Литературное чтение» Л. А. Ефросининой.

(Слайд№2)

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению её в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного. Но зачастую эти цели и задачи не реализуются. Прежде всего, это связано с тем, что учителя используют в своей работе устаревшие методы.

Новый век информационных технологий оказывает негативное влияние на несформировавшееся мировоззрение юных читателей. Невероятный поток информации, фрагментарное сознание ведут к неспособности глубокого восприятия текстов.

Проводя исследовательскую работу, я убедилась, что большая часть детей не могут воспринимать красоту окружающего мира через литературные произведения, не могут выделить главную мысль, не имеют достаточного для их возраста словарного запаса, просто не хотят читать.

У меня, как у учителя, возникло множество вопросов. Основной: как обеспечить подрастающему поколению новое качество обучения чтению? Успешное решение этой задачи во многом зависит от мастерства учителя, которое совершенствуется при условии самообразовательной и творческой деятельности, непрерывного обогащения научными знаниями и педагогическими находками.(слад№3)

Сначала я проанализировала работы современных педагогов по преобразованию уроков чтения. Ознакомившись с особенностями курса « Литературное чтение» Л. А. Ефросининой ( программа « Начальная школа ХХI века» ), обратила внимание на то, что проблемы развития личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры решаются с максимальным учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения. Единый курс классного и внеклассного чтения позволяет учить детей восприятию литературного произведения как искусства слова и одновременно совершенствовать у них навык чтения, обогащать их речь.

Второй год я работаю над темой « Инновационные методы обучения на уроках чтения». (Слайд №4) Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей. Цель моей работы не только теоретическое изучение проблемы, но и непосредственное применение в ходе практической исследовательской работы новых нетрадиционных методов обучения чтению. Из собранного мною материала я выбрала, на мой взгляд, наиболее продуктивные методы и скомбинировала их в единое целое.

(Слайд№5) У многих детей в 1 классе был слабо развит речевой аппарат. Поэтому на первом этапе урока я начала проводить дыхательную и артикуляционную гимнастики.Слайд№6,7

Упражнения:

1) чтение сочетаний с двумя- тремя согласными;

2) чтение слов, содержащих тренируемый звук;

3) чтение скороговорок, чистоговорок.(слайд №8)

На втором этапе я проводила работу над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Упражнения:

  1. чтение шёпотом и медленно;

  2. чтение тихо и умеренно;

  3. чтение громко и уверенно

Для развития памяти, мышления, речи провожу дидактические игры. Со второго класса изучение нового материала провожу при помощи метода динамического чтения (когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки, чтение только глазами).

Использую чтение « эхо», «канон», «спринт», « разведка», чтение со счётом слов, чтение под музыку.

Актуализация ранее изученного материала начинается как обычно: выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы, ролевое чтение, можно с инсценировкой.

Методы, направленные на развитие познавательного интереса: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фонограмм.

Многие упражнения проводятся не только вслух, но и про себя. Такая работа способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности, самоконтроля, самоанализа.

Программа каждого класса начинается с раздела « Малые жанры фольклора». (слайд №8)Скороговорки, потешки, дразнилки, загадки, заклички, считалочки, народные песни, колыбельные - огромное поле для деятельности над формированием выразительности, эмоциональности, техники речи.

Слайд№9 В пословицах заключена мудрость, накопленная в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Поэтому естественным является стремление как можно шире использовать пословицы в обучении на этапе, когда процесс становления и развития личности ребёнка особенно активен. Общение, коммуникация – важнейшая составляющая социума. Анализ пословиц позволил выявить целый пласт коммуникативных пословиц. Именно их целесообразно использовать на уроках обучения культуре общения. Важен не обед, а привет. Где слова привета, там улыбка для ответа. Спасибо – великое дело. От учтивых слов – язык не отсохнет. Следование советам коммуникативных пословиц обязательно при желании достичь положительного результата в общении.

Советую использовать также следующие упражнения:(слайд№10)

  1. Физминутки. Ритмичные упражнения ( шаги, повороты, прыжки) вместе с чтением стихотворений К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и скороговорок. Например, « Шесть мышат в шалаше шуршат» читается шёпотом вместе с ходьбой на цыпочках. «Белые бараны били в барабаны» читается громко с маршевой ходьбой.(слайд№11)

  2. Дифференцированный подход к группам учащихся с разным уровнем сформированности навыка чтения.

- при посадке за одну парту попадают: ребёнок с хорошей техникой чтения и со слабой;

- чтение стихов наизусть. Для сильных детей - индивидуально, для слабых – в паре, в группе, по рядам;

- новое произведение помогают читать сильные ученики, а слабые слушают, следят, подчёркивают « новые», «непонятные» слова;

- чтение стихов. Сильные читают четверостишиями, а слабые ищут рифмы.

3. Работа со стихотворениями.(слайд№12)

- тон, паузы, темп, логическое ударение отрабатываются после первичного ознакомления (читает учитель);

- темп (чтение с хлопками);

- чтение учителем части строки, а дети заканчивают строчку;

- чтение рядами, мальчики – девочки;

- заучивание стихов на уроке: сначала закрываем конец строки, потом начало.

4. Формирование литературного произношения и выразительного чтения.(слайд№13)

- слушание детьми выразительного чтения учителем;

- работа со словарём (удобство программы в том, что к каждому тексту дан словарь устаревших, малоупотребимых, новых слов) ;

- чтение диалогов по ролям;

- инсценировка отдельных эпизодов или всего произведения;

- подготовка праздников.

5. Интегрированные уроки.(слайд№14)

- отработка интонации на уроках русского языка « Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения»;

- чтение + окр.мир. Тема: « Осенние изменения в живой и неживой природе». А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало…», Н. Сладков « Эхо».

(Слайд№15)6. Проверка техники чтения по программе Л. А. Ефросининой выполняет разные функции:

- устанавливает объём самостоятельно прочитанного текста с самопроверкой;

-проверка учителем понимания прочитанного (подготовка карточек к текстам учебной хрестоматии 4-5 вопросов, в которых есть ошибки в именах и содержании).

7. Библиотечные уроки.

С недавних пор традицией нашей школы стало проведение совместных библиотечных уроков посвященных различным историческим датам, юбилеям поэтов и писателей. Новой совместной формой работы в этом году является проектная деятельность по теме « Жизнь славян на Мытищинской земле»

Благодаря этим упражнениям и методам, к концу первого класса учащиеся усвоили азы литературной речи и средств выразительности, научились выделять ударное слово, выбирать нужную информацию, передавать своё отношение к читаемому.

Продолжаю работу с использованием инновационных методов обучения и составления диаграмм успешности.


Слайд 1
Из опыта работы над развитием навыка чтения по программе Л.А.Ефросининой «Литературное учителя начальных классов чтение» МБОУ СОШ № 14 Г. Мытищи М.О. Зеровой Оксаны Анатольевны
Слайд 2
 Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению её в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.
Слайд 3
Основные особенности курса  Развитие личности ребенка, его интеллекта и общей культуры решаются с максимальным учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения.
Слайд 4
Навык чтения Умение читать плавно, целыми словами, со скоростью, определенной для каждого класса нормативами, а также, опираясь на личностные возможности ребенка.  Чтение выразительное, эмоциональное, соответствующее знакам препинания и характеру произведения. 
Слайд 5
Тренировочные упражнения 1) 2) 3) 4) 5) Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика «Распевки» Работа с малыми жанрами фольклора Физминутки
Слайд 6
 Артикуляционная гимнастика по методике М.М. Безруких Разминка мышц лица, губ, языка. Работа над произношением гласных и согласных звуков. Чистоговорки.
Слайд 7
«Хоботок».  Сомкнутые губы вытянуть максимально вперед.
Слайд 8
Скороговорки Медленное чтение по слогам. Выделение труднопроизносимых звуков или звукосочетаний. Повтор с увеличение темпа (слайд №8) и громкости. Произнесение на одном выдохе.  «У боярина- бобра нет богатства, нет добра. Два бобренка для бобра – лучше всякого добра.» 
Слайд 9
Пословицы В пословицах заключена мудрость, накопленная в течение многовековой истории развития его культуры, быта, Важен не обед, а привет. философии. Где слова привета, там улыбка для ответа. Спасибо – великое дело. От учтивых слов – язык не отсохнет.
Слайд 10
Физминутки  Ритмичные упражнения вместе с чтением стихов К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалков и скороговорок.
Слайд 11
Дифференцированный подход  При посадке за одну парту попадает ребенок с хорошей техникой чтения и со слабой.  Чтение стихов наизусть для сильных детей индивидуально, для слабых – в паре, группе, по рядам.  Новое произведение помогают читать сильные ученики, а слабые ищут «новые» и непонятные слова.  При чтении новых стихов, сильные ученики читают четверостишия, а
Слайд 12
Работа со стихотворением        Тон, паузы, темп, логическое ударение отрабатываются после первичного ознакомления. Темп- чтение с хлопками. Чтение учителем части строки, а дети заканчиваю строчку. Нахождение рифм. Чтение рядами. Мальчики- девочки Заучивание стихов на уроке: сначала закрыв конец строки, а потом- начало.
Слайд 13
Формирование литературного произношения и выразительного чтения Работа со словарем. Удобство программы в том, что к каждому тексту дан словарь устаревших, малоупотребимых, новых слов.  Чтение диалогов по ролям.  Инсценировка отдельных эпизодов.  Подготовка праздников. 
Слайд 14
Интегрированные уроки Отработка интонации на уроках русского языка «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения»  Окружающий мир. «Осенние изменения в живой и неживой природе» на примере стихотворений А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало…», Н. Сладкова « Эхо». 
Слайд 15
Проверка техники чтения. Устанавливает объем самостоятельно прочитанного текста. Самопроверка: чтение вслух или молча в течение 3 минут. Взаимопроверка по парам.  Подготовка карточек к текстам учебной хрестоматии, в которых есть ошибки в именах и содержании прочитанного для проверки понимания. 
Слайд 16
Диаграмма успешности По программе Л.А. Ефросининой нормы техники чтения для 1 класса- 35 сл/мин 2 класс- 50 сл/ мин 3 класс 60 сл/ мин 4 класс- 80 сл/ мин ( вслух)
Слайд 17
Используемые материалы http://schoolguide.ru/index.php/pro gs/21vek-2011/ucheb/215.html  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkol a/matematika/library/rabochaya-prog ramma-umk-nachalnaya-shkola-xxi-vek a-2-klass  Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. 

Полный текст материала Статья "Из опыта работы над развитием навыка чтения по программе Л.А.Ефросининой "Литературное чтение"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зерова Оксана Анатольевна  zerova2241
23.02.2012 0 6945 699

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК