Урок-проект литературного чтения (внеклассного) "Мудрые сказки большого писателя"; 4 класс
Ход урока.
1.Организационный момент
Музыкальное сопровождение «В мире много сказок»
Ребята, какое настроение у вас сейчас, в начале урока? Я очень рада и у меня тоже хорошее настроение. Давайте постараемся сохранить его до окончания работы на уроке.
2.Обьявление целей и задач .
Сегодня наш разговор пойдёт о сказках.Вспомним их виды . Познакомимся с творчеством нашего земляка и поработаем в «Мастерской детского чтения».
3.Повторение и подготовка к восприятию темы.
Чтение учителем отрывка из стихотворения А.Прокофьева
Я знаю Россию по сказкам,
Где рядом леса и луга,
И где по тропиночке вязкой
Яга-Костяная нога;
Я знаю Россию по сказкам,
Которые в детстве слыхал,
В которых ни разу, ни разу
Великий народ не солгал.
Что такое сказка? (вымышленная история, где добро всегда побеждает зло)
Какие виды сказок по созданию вы знаете?(Народные и авторские)
По содержанию они бывают :волшебные,бытовые, о животных)
Из чего состоит сказка?(зачин-развитие событий-концовка)
А какие зачины вы знаете?
Давайте разберём как образовалось слово сказка.
Сказать-сказка( при помощи суффикса к) Близкие по значению: сказание, рассказ.
Идея сказки?(Добро побеждает зло).
Народная сказка живёт пока переходит из уст в уста.Автор не известен,забыт.
Но наряду с народными существуют и литературные, созданные писателями.Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок(эти истории называются сюжетом),но и вносят многое своё.Писатели отражают свою душу, характер и жизненные взгляды в сказках.
4.Словарная работа.
Картуз-головной убор, кепка, фуражка.
Граф- богатый человек у немцев.
Владения-земли и строения графа.
Хуторок-маленькое селение.
Псарня- место для содержания собак.
Острог- тюрма.
Ваше сиятельство- вежливое обращение.
Баламут- человек, который зря беспокоит людей.
Звонарь-должность человека при церкви. В старину ,если люди слышали звон,то собирались все на площади.
Отходную- особый звон по умершему.
Придворная знать- люди короля.
Гонец- служащий короля,быстро доставляет указы или информацию.
5. Сообщение о Евгении Ларине-писателе и поэте.
Евгений Степанович Ларин родился в1926 году в семье крестьянина села Верхняя Якушка Ново-Малыклинского района Ульяновской области..
Малышом был любознательным.Сам научился читать и когда пошёл в школу уже вовсю читал бегло.
Отец хорошо рифмовал стихи, а Женя слушал. Однажды подумал: «Надо попробовать!» Получилось! И с того момента он сочиняет стихи,сказки,поэмы.
Окончил Мелекесское педучилище и некоторое время работал учителем русского языка, а затем перешёл на журналистскую работу в газету.
В 1959 году он принят в члены Союза журналистов.
В 1956 году вышел первый сборник стихов для детей «Таня и кот»
В 1958 книга стихов «Первый урок». Сборник стихотворных сказок третья книга поэта.
Сейчас внимательно послушайте стихотворную сказку и постарайтесь определить качества героя,выясните главную мысль произведения.
6.Мастерская детского чтения. Сказка « Как мужик справедливость искал».
7.Анализ содержания.
С чего начинается сказка?
Кто является главными героями произведения?
Какую жизнь они ведут? Трудную или лёгкую?
Через какие испытания проходит герой?
С помощью чего они преодолевают препятствия? С помощью ума,смекалки, доброты?
Что побеждает добро или зло? Чем заканчивается сказка?
8.Тест. Отметьте те качества, которыми обладает герой. Ответ начни со слов «Я думаю, что герой обладает следующими качествами…»
Ленивый безразличный
трудолюбивый Умный недоброжелательный злобный
Жестокий жадный
Может постоять за себя скромный
Воспитанный справедливый
Трусливый
9.Физминутка. «Мудрость»
Мы проведём гимнастику для горла, снятия эмоционального и физического напряжения и воспитания жизнерадостности.
«Лошадка» . Поцокайте язычком.Громче.Быстрее.
«Лев». Высовываем язычки и дотягиваемся до подбородка.
«Трубочка» Губы складываем в трубочку и вращаем то в одну, то в другую сторону.
«Смех»Смеятся нужно и когда больно или тяжело.Смеются победители.Но может они победили потому, что смеялись. Нужно сказать слово сыр и надавить на хохотальную точку(кончик носа) и настроение станет лучше.
10.Продолжаем мастерскую детского чтения.Стихотворная сказка «Нужда научит» и «Купец и кузнец».
Выбор лучшего чтеца.
11.Тестовое задание .Выбери пословицы, которые по твоему мнению отражают главную мысль одной из сказок.Подведение итогов урока.
У неправедных судей много затей.
С умом жить- беды изжить, а без ума жить- в дураках быть.
С поклону голова не отвалится.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом.
Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом.
Нужно наклониться, чтобы воды напиться.
Лентяй смекалист на отговорки.
Ум-добро, а два и лучше того.
Лжи много, правда одна.
Молодцы ребята. Вы очень хорошо работали на уроке и выяснили. Что у героев сказок есть самые главные качества: стремление к справедливости,желание добиться счастья с помощью своих сил и ума. Такими качествами должен обладать каждый человек.
12. Домашнее задание по вариантам.
Закончилась наша работа сказкам Евгения Ларина,но я надеюсь, что вы продолжите знакомство с его стихами и поэмами.Дома вы выполните задания для себя по силам :
Написать рассказ об одном из героев сказки ларина, опираясь на текст и используя цитаты.
Подготовить выразительное чтение стихотворений Евгения Ларина наизусть.
Подготовить иллюстрации к сказке.
13. Выставление оценок.Рефлексия. Подарки гостям.
Оцените работу на уроке при помощи сигнальных кругов.
Красный-испытывала трудности на уроке, было дискомфортно.
Зеленый- было приятно работать, на большинство вопросов знала ответы..
Жёлтый- безразлично всё происходящее на уроке.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕРЫКЛИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
ПРОЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (ВНЕКЛАССНОМУ)
ТЕМА УРОКА: Авторские сказки. «Сказки Евгения Ларина».
ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Данный урок связан с предыдущим, опирается на знания, полученные ранее.
КЛАСС: 4
Разработала и провела: учитель начальных классов
Трофимова Надежда Геннадьевна.
Дата: февраля 2012 года.
Развивающие задачи
|
Используемые методы и средства |
Ожидаемый результат |
Задачи развивающие читательские умения |
|
|
Понимание содержания текста и подтекста. |
Вопросы, проблемные ситуации |
Знание содержания текста |
Осознание собственного отношения к тому, что написано. |
Соотнесение поступков героев различных произведений. |
Оценка собственного отношения к поступку героя. |
Работа с толковым словарём |
Выбор нужной буквы, страницы в словаре, выбор одного значения слова из нескольких |
Нахождение в толковом словаре слов, нуждающихся в пояснении. |
Составление подробной характеристики персонажа с опорой на текст. |
Предварительный выбор качеств героя; использование предложений из текста, помогающих раскрыть внутренний мир героя; сопоставление поступков различных героев. |
Сопоставление характеристики внутреннего мира героя с использованием цитат. |
Определение темы и главной мысли произведения. |
Выбор пословиц. Передающих главную мысль произведения. Беседа по названию произведения. |
Дети определяют тему и главную мысль произведения. |
Развивающие задачи |
Используемые методы и средства |
Ожидаемый результат |
Способность к прогнозированию жанра и содержания произведения перед чтением. |
Проблемная ситуация, направляющая детей на выяснение жанра произведения и всвязи с этим возможного содержания произведения. |
Выделение возможного жанра произведения и в соответствии с этим его содержания. |
Задачи способствующие развитию литературоведческой пропедевтики. |
|
|
Выделение художественных особенностей сказки |
Перечисление признаков сказки. Встретившихся в произведении. Тестирование. |
Определение жанра произведения. |
Умение находить отличительные особенности жанра(вида). |
Выбор среди предложенных признаков вида сказки. |
Определение вида сказки. |
Задачи развивающие творческие способности |
|
|
Овладение приёмом словесного рисования фрагментов текста. |
Использование фрагментов произведения, реплик автора. Соотнесение с графической иллюстрацией. |
Составление словесной иллюстрации. |
Составление собственных высказыванийе прочитанного. |
Применение опорных слов,помогающих составить собственное высказывание. |
Составление собственных высказываний. |
Умение подготовить творческий пересказ. |
Постановка себя на место героя. |
Составление рассказа от лица героя. |
Задачи, развивающие навык самооценивания. |
|
|
Умение выбрать задание того уровня сложности, которое соответствует возможностям учащегося. |
Оценивание уровня сложности. |
Выбор задания для домашней работы. |
Умение высказывать своё отношение к проделанной работе. |
Использование оценочных суждений других детей для составления собственного суждения. |
Адекватное оценивание работы на уроке. |
Умение контролировать выполнение каждого задания. |
Сверка собразцом. |
Оценивание выполнения каждого задания. |
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трофимова Надежда Геннадьевна
→ trofimova 12.02.2012 0 5183 821 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.