Г.
Куликов «Как я влиял на Севку»
Слушание и выразительное чтение
1 глава
Ответы
по содержанию
Открытый
урок по литературному чтению
в 3 – б классе
МБОУ-СОШ
с
углубленным изучением отдельных
предметов№4
города
Тулы
28.11.2011
Учитель
высшей категории: Климова Любовь
Олеговна
|
Учитель
начальных классов
МБОУ-СОШ
с
углубленным изучением
отдельных
предметов №4
города
Тулы
Климова
Любовь Олеговна
Г.
Куликов «Как я влиял на Севку». Слушание
и выразительное чтение 1 главы. Ответы
по содержанию.
1.
Самоопределение к учебной деятельности.
«Люди
перестают мыслить, когда перестают
читать».
Д.Дидро
-
Прочитайте высказывание французского
писателя-философа Дени Дидро. Что можете
сказать по этому поводу.
-
Действительно, люди, которые много
читают, много знают, умеют мыслить,
рассуждать.
2.
Проверка домашнего задания.
-
Что интересного вы можете сказать про
этого человека?
-
Какие произведения Бориса Заходера вы
знаете?
-
Что вы можете про них сказать?
-
Какое стихотворение вы дома учили
наизусть?
-
Какие советы вы можете дать Вове, чтобы
он исправился?
3.
Актуализация знаний и пробное учебное
действие.
-
Замените выражение «давать советы» на
близкое по значению.
-
Что значит «повлиять»?
-
Загляните в словарь урока, карточка
№1.( Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.
1935 1940 … Толковый
словарь Ушакова)
ПОВЛИЯТЬ
— ПОВЛИЯТЬ,
повлияю, повлияешь, совершить на кого
влияние. 1. Воздействовать на кого, что
либо, пытаясь изменить.
2.
Склонить, убедить кого-нибудь. Надо
повлиять на него.
-
На кого можно повлиять?
4. Целеполагание
и построение проекта выхода из затруднения.
-
Как вы думаете, о ком и чем мы сегодня
будем говорить?
-
Какова тема урока?
-
Учебная задача урока?
-Проверьте,
правы мы или нет. Откройте учебник на
странице 129, прочитайте имя и фамилию
автора.
-
Что интересного вы можете о нем рассказать?
-
Откуда вы получили эти знания?
Реализация
построенного проекта. Проверка гипотез.
Работа в парах.
-
Куликов
Геомар Георгиевич (1924–1996)
Родился
28 мая 1924 года в Москве. Его отец был
профессором сельскохозяйственной
академии, мать работала в библиотеке
академии, но в основном занималась
воспитанием детей. Сначала они жили в
Кирове (нынешняя Вятка), где Геомар
Куликов учился в средней школе, затем
в городе Балашиха Московской обл. Там
он окончил школу, там же его застало
начало Великой отечественной войны. В
1943 году отправился добровольцем на
фронт. Сначала был радистом, затем
переводчиком. За участие в форсировании
Прегеля и взятие Кенигсберга награжден
орденом Красной звезды.
По окончании
войны Геомар Куликов учился в Московском
библиотечном институте. Работал
редактором Всесоюзного радио. Публиковал
рассказы и заметки в юношеских журналах
— «Пионер», «Юный натуралист» и др. В
1962 году вышел первый авторский сборник
рассказов «Переходящий кубок». Герои
рассказов обычные рядовые школьники,
сюжеты — разнообразные происшествия
в школе, среди друзей и т. д. Однако
каждый рассказ по-своему хорош и
запоминаем — благодаря яркому юмору,
ненавязчивой дидактичности, выразительным
образам. Еще одна книга на школьную тему
— «Как я влиял на Севку» — в советские
годы стала классикой школьного жанра
наравне с повестями Н. Носова, В.
Драгунского, В. Осеевой. Геомар Куликов
написал много книг для детей и юношества.
-
Рассмотрите портрет писателя. Что
интересного вы можете сказать об этом
человеке?
-
Какие произведения Геомара Куликова
вы знаете?
-
Что интересного можете о них сказать?
-
Главные герои его произведений – дети.
-
Пролистайте страницы учебника с этим
произведением. Что интересного вы можете
сказать? Как догадались? Все ли произведение
мы будем читать?
-
Это повесть. Оно большое по объему. В
этом произведении много героев. Большой
промежуток времени.
-
Как вы думаете, о чем будет это произведение?
-
Мы сегодня познакомимся только с первой
главой. Какие вопросы вы задали бы
автору? Обсудите их в парах, запишите
их на карточку №2.
-
В ходе чтения вам встретится слово
«пионер». Что вы можете о нем сказать?
-
Как это слово толкуется в словаре урока.
Карточка №1.
Пионер
— первый в чём то, первопроходец. Может
означать: Пионер - член Всесоюзной
пионерской организации имени Владимира
Ильича Ленина. Родственные слова
пионерия, пионерское движение.
-
Где встречали еще это слово?
-
Читаете I часть первой главы, находите
ответы на поставленные вопросы. (Кто
такой Севка? Почему его надо
перевоспитывать?)
-
Какие непонятные слова вам встретились
в тексте, сумели ли вы объяснить их
значение?
-
Заглянем в словарь урока.
Кандидатура
- лицо, которое предлагается к избранию,
то же что и кандидат.
Манера
разговаривать
- особенность разговаривать.
Нотации
– наставление, поучение, выговоры,
упрёки.
Морали
– поучения.
-
Как вы ответили вопрос: «Кто такой
Севка?»
-
Почему надо на него повлиять?
-
От чьего лица ведется повествование?
-
Кто такой председатель отряда?
-
Это командир пионерского отряда.
Авторитетный ученик, уважаемый.
-
Что вы узнали об Игоре Булавине? Какой
он? Какие нотки в голосе Игоря звучат?
Ответьте цитатами из текста.
-
Игорь Булавин – серьезный, строгий, у
него начальственный тон как у взрослого.
-
Он просит или приказывает? Подтвердите
это словами из текста. («Должен повлиять»).
-
Располагает ли к себе Игорь Булавин?
Почему? (Нет. Он слегка зазнается, даже
не поприветствовал одноклассника, не
спросил мнения других.)
-
А как бы вы предложили Игорю высказать
свою просьбу по-другому?
-
Как вы думаете. Где ребята вели такую
работу. Во время которой «слушали» да
«постановили»? (На пионерском сборе –
собрании всех пионеров.)
-
А кто такой Всеволод Мымриков? (Это тот
Севка, на которого надо влиять.)
-
Почему же автор называет его Севка? (Он
отстающий ученик, его называют так с
легким пренебрежением, грубовато.)
-
И все же, как вы думаете, предложение
Игоря Булавина действительно ценное,
деловое? В чем его ценность? (Подружиться
и помочь.)
-
Почему, по-вашему мнению, именно
рассказчику предложили
«влиять»
на Севку?
-
Еще раз прочитайте I часть первой главы
со слов: «Я не успел ответить…» до конца
части.
-
Какое впечатление произвел на вас Алик
Комлеев?
-
Прочитайте еще раз заключительную
реплику рассказчика. Что он хотел ею
сказать? (Я согласен, возьмусь, вопрос
решен, предложение принял.)
-
Эта фраза может служить характеристикой
главного героя? С какой стороны? (Он не
стал отказываться, готов помочь,
предотвратил своим согласием ссору
одноклассников.)
-
А где же сам Всеволод Мымриков – Севка?
Что мы о нем уже узнали?
-
Не задумывались ли вы. Откуда у героя
повести такая странная и смешная фамилия?
Может, она как-то характеризует человека?
-
Что обозначает слово «мымра»?
-
Заглянем в словарик урока. Карточка №1.
Мымра
–
скучный, мрачный, неинтересный человек.
-
Действительно ли такой наш Севка?
-
Продолжим чтение первой главы, II части.
Прочитайте первое предложение.
-
Для чего он стал это делать?
-
«Довольно занятно» - это как?» (Очень
интересно.)
-
Какой же он этот Севка?
-
Читаем дальше самостоятельно до конца
II части.
-
Каким же предстал перед нами Севка
Мымриков? (Типичный нарушитель дисциплины.)
-
Проследим за его действиями. Каким
«серьезным» делом был занят Севка во
время урока? Подтвердите это словами
из текста. Почему же учительница не
замечала проделок Севки? Зачитайте
слова из текста.
-
Что за «физиономию» делал Севка? Как вы
понимаете слово «физиономия»?
-
Зачитайте толкование этого слова в
словаре урока.
Физиономия
–
то
же, что лицо, с пренебрежением говорят
о смешной или неприятной внешности.
-
Удалось ли скуке завладеть Севкой,
когда кончились конфеты? Что подчеркивает
рассказчик, прочитайте.
-
Отчего же Севка так разобиделся, как он
себя повел? Прочитайте.
-
Когда так говорят: «Да провалиться мне
на этом месте»? (Клянутся, уверяют в
честности.)
-
На что же потратил время урока Севка? А
рассказчик?
-
Для чего он весь урок смотрел на Севку?
Писатель не дал нам пока прямого ответа
на этот вопрос. Начнем читать III часть
первой главы. Прочитайте первое
предложение.
-
О чем теперь узнали? (Почему наш герой
смотрел на Севку.)
-
Что значит «ломать голову»? (Строить
планы.)
-
Мы видим, что Геомар Куликов употреблять
фразеологические обороты. Для чего оеи
нужны в тексте? (Украшают текст, делают
его интересны, Они часто встречаются в
разговорной речи.0
-
А почему к Севке надо было «подступиться»?
Почему нельзя было просто подойти и
предложить свою помощь? Значит здесь
не все просто. Прочитайте второе
предложение.
-
Что же открывается нам? Зачем же он тогда
согласился?
-
Получается наш рассказчик взялся за
доброе дело с неохотой. Почему? Продолжим
чтение III части до конца.
3
абзац
-
Когда так говорят: «Голыми руками не
возьмешь». (Будет непросто справиться
с задачей.)
-
Что значит «осенила блестящая идея»?
(Пришла неожиданно хорошая мысль.)
-
В чем же она состояла?
Рефлексия
учебной деятельности на уроке (итог
урока).
-
Прочитает об этом дома. Интересно ли
вам читать эту повесть? Почему?
-
Что можете сказать о Геомаре Куликове
– писателе и человеке? (Веселый человек,
пишет с юмором. Знает, чем увлечь детей.)
-
Что вам больше всего понравилось на
уроке?
-
С какого высказывания Дени Дидро мы
начали урок?
-
Мы подтвердили его слова или опровергли?
-
Оцените свою работу на уроке.
-
Большое спасибо за урок.
Карточка
№1
Словарь
урока
ПОВЛИЯТЬ
— повлияю,
повлияешь, совершить на кого влияние.
1. Воздействовать на кого, что либо,
пытаясь изменить.
2.
Склонить, убедить кого-нибудь. Надо
повлиять на него.
Пионер
— первый в чём то, первопроходец. Может
означать: Пионер - член Всесоюзной
пионерской организации имени Владимира
Ильича Ленина. Родственные слова
пионерия, пионерское движение.
Кандидатура
- лицо, которое предлагается к избранию,
то же что и кандидат.
Манера
разговаривать
- особенность разговаривать.
Нотации
– наставление, поучение, выговоры,
упрёки.
Морали
– поучения.
Мымра
–
скучный, мрачный, неинтересный человек.
Физиономия
–
то
же, что лицо, с пренебрежением говорят
о смешной или неприятной внешности.
Источники
http://lib.rus.ec/a/28278
http://abook-club.ru/index.php/t37131.html
http://journal.knigka.info/journal/page/2350/
http://school2saki.ucoz.ru/dir
http://ilikebooks.ru/page/77/
http://www.sprinter.ru/books/1788199.html
http://freelibs.com/books/2538