Открытый урок литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100"




Г. Куликов «Как я влиял на Севку» Слушание и выразительное чтение 1 глава Ответы по содержанию


Открытый урок по литературному чтению в 3 – б классе

МБОУ-СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов№4

города Тулы


28.11.2011


Учитель высшей категории: Климова Любовь Олеговна


Учитель начальных классов

МБОУ-СОШ

с углубленным изучением

отдельных предметов №4

города Тулы

Климова Любовь Олеговна

Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Слушание и выразительное чтение 1 главы. Ответы по содержанию.

1. Самоопределение к учебной деятельности.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро

- Прочитайте высказывание французского писателя-философа Дени Дидро. Что можете сказать по этому поводу.

- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.



2. Проверка домашнего задания.



- Что интересного вы можете сказать про этого человека?

- Какие произведения Бориса Заходера вы знаете?

- Что вы можете про них сказать?

- Какое стихотворение вы дома учили наизусть?

- Какие советы вы можете дать Вове, чтобы он исправился?



3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Замените выражение «давать советы» на близкое по значению.

- Что значит «повлиять»?

- Загляните в словарь урока, карточка №1.( Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова)

ПОВЛИЯТЬ — ПОВЛИЯТЬ, повлияю, повлияешь, совершить на кого влияние. 1. Воздействовать на кого, что либо, пытаясь изменить.

2. Склонить, убедить кого-нибудь. Надо повлиять на него.

- На кого можно повлиять?



4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы думаете, о ком и чем мы сегодня будем говорить?

- Какова тема урока?

- Учебная задача урока?

-Проверьте, правы мы или нет. Откройте учебник на странице 129, прочитайте имя и фамилию автора.

- Что интересного вы можете о нем рассказать?

- Откуда вы получили эти знания?



  1. Реализация построенного проекта. Проверка гипотез. Работа в парах.

- Куликов Геомар Георгиевич (1924–1996)
Родился 28 мая 1924 года в Москве. Его отец был профессором сельскохозяйственной академии, мать работала в библиотеке академии, но в основном занималась воспитанием детей. Сначала они жили в Кирове (нынешняя Вятка), где Геомар Куликов учился в средней школе, затем в городе Балашиха Московской обл. Там он окончил школу, там же его застало начало Великой отечественной войны. В 1943 году отправился добровольцем на фронт. Сначала был радистом, затем переводчиком. За участие в форсировании Прегеля и взятие Кенигсберга награжден орденом Красной звезды.
По окончании войны Геомар Куликов учился в Московском библиотечном институте. Работал редактором Всесоюзного радио. Публиковал рассказы и заметки в юношеских журналах — «Пионер», «Юный натуралист» и др. В 1962 году вышел первый авторский сборник рассказов «Переходящий кубок». Герои рассказов обычные рядовые школьники, сюжеты — разнообразные происшествия в школе, среди друзей и т. д. Однако каждый рассказ по-своему хорош и запоминаем — благодаря яркому юмору, ненавязчивой дидактичности, выразительным образам. Еще одна книга на школьную тему — «Как я влиял на Севку» — в советские годы стала классикой школьного жанра наравне с повестями Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой. Геомар Куликов написал много книг для детей и юношества.

- Рассмотрите портрет писателя. Что интересного вы можете сказать об этом человеке?

- Какие произведения Геомара Куликова вы знаете?

- Что интересного можете о них сказать?

- Главные герои его произведений – дети.

- Пролистайте страницы учебника с этим произведением. Что интересного вы можете сказать? Как догадались? Все ли произведение мы будем читать?

- Это повесть. Оно большое по объему. В этом произведении много героев. Большой промежуток времени.

- Как вы думаете, о чем будет это произведение?

- Мы сегодня познакомимся только с первой главой. Какие вопросы вы задали бы автору? Обсудите их в парах, запишите их на карточку №2.

- В ходе чтения вам встретится слово «пионер». Что вы можете о нем сказать?

- Как это слово толкуется в словаре урока. Карточка №1.

Пионер — первый в чём то, первопроходец. Может означать: Пионер - член Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина. Родственные слова пионерия, пионерское движение.

- Где встречали еще это слово?

- Читаете I часть первой главы, находите ответы на поставленные вопросы. (Кто такой Севка? Почему его надо перевоспитывать?)

- Какие непонятные слова вам встретились в тексте, сумели ли вы объяснить их значение?

- Заглянем в словарь урока.

Кандидатура - лицо, которое предлагается к избранию, то же что и кандидат.

Манера разговаривать - особенность разговаривать.

Нотации – наставление, поучение, выговоры, упрёки.

Моралипоучения.

- Как вы ответили вопрос: «Кто такой Севка?»

- Почему надо на него повлиять?

- От чьего лица ведется повествование?

- Кто такой председатель отряда?

- Это командир пионерского отряда. Авторитетный ученик, уважаемый.

- Что вы узнали об Игоре Булавине? Какой он? Какие нотки в голосе Игоря звучат? Ответьте цитатами из текста.

- Игорь Булавин – серьезный, строгий, у него начальственный тон как у взрослого.

- Он просит или приказывает? Подтвердите это словами из текста. («Должен повлиять»).

- Располагает ли к себе Игорь Булавин? Почему? (Нет. Он слегка зазнается, даже не поприветствовал одноклассника, не спросил мнения других.)

- А как бы вы предложили Игорю высказать свою просьбу по-другому?

- Как вы думаете. Где ребята вели такую работу. Во время которой «слушали» да «постановили»? (На пионерском сборе – собрании всех пионеров.)

- А кто такой Всеволод Мымриков? (Это тот Севка, на которого надо влиять.)

- Почему же автор называет его Севка? (Он отстающий ученик, его называют так с легким пренебрежением, грубовато.)

- И все же, как вы думаете, предложение Игоря Булавина действительно ценное, деловое? В чем его ценность? (Подружиться и помочь.)

- Почему, по-вашему мнению, именно рассказчику предложили

«влиять» на Севку?

- Еще раз прочитайте I часть первой главы со слов: «Я не успел ответить…» до конца части.

- Какое впечатление произвел на вас Алик Комлеев?

- Прочитайте еще раз заключительную реплику рассказчика. Что он хотел ею сказать? (Я согласен, возьмусь, вопрос решен, предложение принял.)

- Эта фраза может служить характеристикой главного героя? С какой стороны? (Он не стал отказываться, готов помочь, предотвратил своим согласием ссору одноклассников.)

- А где же сам Всеволод Мымриков – Севка? Что мы о нем уже узнали?

- Не задумывались ли вы. Откуда у героя повести такая странная и смешная фамилия? Может, она как-то характеризует человека?

- Что обозначает слово «мымра»?

- Заглянем в словарик урока. Карточка №1.

Мымра – скучный, мрачный, неинтересный человек.

- Действительно ли такой наш Севка?

- Продолжим чтение первой главы, II части. Прочитайте первое предложение.

- Для чего он стал это делать?

- «Довольно занятно» - это как?» (Очень интересно.)

- Какой же он этот Севка?

- Читаем дальше самостоятельно до конца II части.

- Каким же предстал перед нами Севка Мымриков? (Типичный нарушитель дисциплины.)

- Проследим за его действиями. Каким «серьезным» делом был занят Севка во время урока? Подтвердите это словами из текста. Почему же учительница не замечала проделок Севки? Зачитайте слова из текста.

- Что за «физиономию» делал Севка? Как вы понимаете слово «физиономия»?

- Зачитайте толкование этого слова в словаре урока.

Физиономия то же, что лицо, с пренебрежением говорят о смешной или неприятной внешности.

- Удалось ли скуке завладеть Севкой, когда кончились конфеты? Что подчеркивает рассказчик, прочитайте.

- Отчего же Севка так разобиделся, как он себя повел? Прочитайте.

- Когда так говорят: «Да провалиться мне на этом месте»? (Клянутся, уверяют в честности.)

- На что же потратил время урока Севка? А рассказчик?

- Для чего он весь урок смотрел на Севку? Писатель не дал нам пока прямого ответа на этот вопрос. Начнем читать III часть первой главы. Прочитайте первое предложение.

- О чем теперь узнали? (Почему наш герой смотрел на Севку.)

- Что значит «ломать голову»? (Строить планы.)

- Мы видим, что Геомар Куликов употреблять фразеологические обороты. Для чего оеи нужны в тексте? (Украшают текст, делают его интересны, Они часто встречаются в разговорной речи.0

- А почему к Севке надо было «подступиться»? Почему нельзя было просто подойти и предложить свою помощь? Значит здесь не все просто. Прочитайте второе предложение.

- Что же открывается нам? Зачем же он тогда согласился?

- Получается наш рассказчик взялся за доброе дело с неохотой. Почему? Продолжим чтение III части до конца.

3 абзац

- Когда так говорят: «Голыми руками не возьмешь». (Будет непросто справиться с задачей.)

- Что значит «осенила блестящая идея»? (Пришла неожиданно хорошая мысль.)

- В чем же она состояла?


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).



- Прочитает об этом дома. Интересно ли вам читать эту повесть? Почему?

- Что можете сказать о Геомаре Куликове – писателе и человеке? (Веселый человек, пишет с юмором. Знает, чем увлечь детей.)

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- С какого высказывания Дени Дидро мы начали урок?

- Мы подтвердили его слова или опровергли?

- Оцените свою работу на уроке.

- Большое спасибо за урок.

Карточка №1

Словарь урока

ПОВЛИЯТЬ — повлияю, повлияешь, совершить на кого влияние. 1. Воздействовать на кого, что либо, пытаясь изменить.

2. Склонить, убедить кого-нибудь. Надо повлиять на него.

Пионер — первый в чём то, первопроходец. Может означать: Пионер - член Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина. Родственные слова пионерия, пионерское движение.

Кандидатура - лицо, которое предлагается к избранию, то же что и кандидат.

Манера разговаривать - особенность разговаривать.

Нотации – наставление, поучение, выговоры, упрёки.

Моралипоучения.

Мымра – скучный, мрачный, неинтересный человек.

Физиономия то же, что лицо, с пренебрежением говорят о смешной или неприятной внешности.











Источники

  1. http://lib.rus.ec/a/28278

  2. http://abook-club.ru/index.php/t37131.html

  3. http://journal.knigka.info/journal/page/2350/

  4. http://school2saki.ucoz.ru/dir

  5. http://ilikebooks.ru/page/77/

  6. http://www.sprinter.ru/books/1788199.html

  7. http://freelibs.com/books/2538
















Слайд 1
Г. Куликов «Как я влиял на Севку» Слушание и выразительное чтение 1 глава Ответы на вопросы по содержанию Открытый урок по литературному чтению в 3-б классе МБОУ-СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №4 города Тулы Учитель высшей категории: Климова Любовь Олеговна
Слайд 2
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дени Дидро
Слайд 3
Борис Заходер
Слайд 4
Геомар Куликов «Как я влиял на Севку» Познакомиться с творчеством Геомара Куликова
Слайд 5
Геомар Георгиевич Куликов 1924 - 1996
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Источники http://lib.rus.ec/a/28278 http://abook-club.ru/index.php/t37131.html http://journal.knigka.info/journal/page/2350/ http://school2saki.ucoz.ru/dir http://ilikebooks.ru/page/77/ http://www.sprinter.ru/books/1788199.html http://freelibs.com/books/2538

Полный текст материала Открытый урок литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Климова Любовь Олеговна  ЛОК
24.03.2012 1 12548 1661

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК