Поэтапная работа над рассказом, 1-4 классы
1)Хвостова Вера Васильевна
2)Учитель начальных классов
3)ГБОУ СОШ № 454 г.Санкт-Петербург
Поэтапная работа над рассказом.
Отношение ребенка к книге закладывается в младшем школьном возрасте. Я являюсь учителем начальных классов почти двадцать лет. С грустью наблюдаю за тем, что дети все меньше и меньше уделяют внимания чтению, не любят читать, почти не имеют книг дома и не стремятся их приобрести. Родители жалуются на то, что читать приходится заставлять. Ребенок через силу, уступая взрослым, прочитывает несколько страниц, почти не понимая и не вникая в суть прочитанного. Такое чтение не вызывает интереса, напротив, ведет к стойкому негативу к самому процессу чтения, к книгам. Такое положение дел не устраивает ни родителей, ни учителей. Ребенок ошибочно считает, что чтение – это нудное и неинтересное занятие и, поэтому, старается всячески избежать его.
Одним из способов привлечения детей к чтению, привития привычки читать, и не просто читать, а думать над прочитанным, получать удовольствие от процесса чтения - это глубокий анализ литературного произведения. Учу этому на уроках чтения. Наиболее целесообразным считаю изучать произведение постепенно, поэтапно. Для себя определила эти этапы следующим образом:
Автор рассказа;
Название произведения;
Жанр;
Тема;
Мораль;
План;
Рисунок;
Вопросы;
Домашнее задание.
Рассмотрим более подробным образом данные этапы:
Автор рассказа. Дети знакомятся с автором произведения. Вспоминают, какие произведения этого автора они уже читали
Название произведения. Знакомясь с названием произведения, дети выдвигают предположения, о чем будет рассказ.
Жанр. После прочтения дети определяют жанр произведения.
Тема . Дети пытаются очень кратко, с помощью нескольких предложений сформулировать о чем или о ком данное произведения. Работа очень полезна для развития связной речи, умения кратко излагать свои мысли, видеть и вычленять главное в тексте.
План рассказа. Уметь разбить текст на маленькие логические части и озаглавить каждую - очень полезное умение. Оно помогает видеть текст , чувствовать его и готовит к подробному пересказу.
Мораль. Самый главный этап. Дети на данном этапе должны хорошо задуматься и ответить на несколько вопросов:
Чему же, собственно, учит данное произведение?
Что хотел сказать нам автор?
Для чего написано данное произведение?
Дети должны отдавать себе отчет, что мораль произведения может быть и не одна. Есть «центральная» есть и «второстепенные» идеи . Учу детей, что литература не является точной наукой, мнения после прочитанного могут диаметрально расходиться. И это нормально.
Иллюстрация к рассказу. Это творческая работа сродни работе художника иллюстратора. Пожалуй, самый любимый учениками этап. Не всегда обязательный. Иногда практикую устную иллюстрацию. Иногда устраиваю конкурсы рисунков. Эта работа помогает сделать работу над рассказом более живой, наглядной. К тому же она способствует глубокому и вдумчивому повторному прочтению.
Вопросы. Дети делятся возникшими вопросами друг о прочитанном с друг другом. Иногда они возникают не сразу.
Домашнее задание. Может быть различным:
Подробный пересказ;
Краткий пересказ;
Иллюстрация ;
Обращение к толковому словарю и лексический разбор значений некоторых слов;
Подготовка к выразительному чтению;
Выборочное чтение.
Данная работа проводится постепенно, начиная с первого класса, по мере взросления детей добавляются все новые и новые этапы. К тому же она должна проводиться регулярно. Мне удобнее, если у детей будут заведены тетради , все этапы они фиксируют там.
Работая, таким образом, дети постепенно учатся глубоко разбираться в прочитанном, постепенно появляется интерес к чтению. Дети уже не подходят к чтению равнодушно, начинают думать, размышлять. Понемногу интерес к чтению увеличивается.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хвостова Вера Васильевна
→ Wera5 10.07.2012 0 9295 1273 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.