Обобщающий урок в 3 классе "Басни И.А. Крылова"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 х.Киреевка
Обобщающий урок литературного чтения
в 3 классе
(УМК «Перспективная начальная школа)
Басни
И.А. Крылова
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3
Просандеева
Елена Викторовна
Цели:
обобщить знания о творчестве писателя, басне;
отрабатывать навыки выразительного чтения, чтение по ролям, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
способствовать воспитанию любви к чтению.
Оборудование:
учебник литературное чтение для 3 класса, хрестоматия, рабочая тетрадь, сборники басен И.А. Крылова; кроссворд «И.А. Крылов»; иллюстрации к басням; изображение памятника И.А.Крылову в
г. Санкт – Петербурге.
Ход урока
Организационный момент.
«Поэт и мудрец
Слились в нем воедино»
Н.В. Гоголь
Вступительное слово учителя.
Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать с 14 лет. Он написал около 200 басен.
В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту – баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.
Обобщающая беседа.
- Назовите басни, которые вы прочитали.
- А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? (Басня, как правило, в стихах и носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или в конце басни обязательно мораль.)
- В чем сила басни?
- Что высмеивают, обличают басни Крылова?
- Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова, стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи. Назовите крылатые выражения из басен Крылова. («А Васька слушает, да ест», «Слона-то я и не приметил!», «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» и т.д.)
- Рассмотрите книги с баснями Крылова. Обратите внимание, почему в одних случаях художники – иллюстраторы изображают животных, в других – людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказанием).
Какой вариант иллюстраций, по-вашему, больше подходит басням (точнее передает мораль)?
- Есть ли что-то общее между басней и сказкой? Что? Какие сказки вы вспомнили?
- Что шире и многозначней в басне: ее содержание или прямая мораль?
Литературная викторина по басням Крылова.
Назовите басни Крылова о:
* лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);
* волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);
* медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);
* обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Квартет»);
*людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).
Кто сказал такие слова:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица»)
«Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)
«Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне»)
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)
«Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)
Вспомните пропущенное слово в названии басни:
«Лягушка и …(Вол)».
«Волк на …(псарне)».
«…(Волк) и ягненок».
«Кот и …(повар)».
«Крестьянин и …(Змея) или (Работник)».
«Свинья под …(дубом)».
«Бумажный … (змей)».
В какой басне:
«К кому-то принесли от мастера ларец…». («Ларчик»).
«Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»).
* «Зубастой щуке в мысль пришло
За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»).
«Кошка … попалась в когти льву…». («Мышь и крыса»).
«Голодная кума Лиса залезла в сад. …». («Лиса и виноград»).
5. В какой басне была такая мораль?
* «Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!» («Чиж и голубь»)
* «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и
Лисица»)
* «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, щука и
Рак»)
Продолжите отрывок из басни:
* На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг … (сырный дух Лису остановил).
* Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).
* Мартышка тут с досады и печали
О камень … (так хватила их,
Что только брызги засверкали).
* Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза … (уж не поет).
* Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши слона … (ну на него метаться).
* Однажды Лебедь, Рак и Щука …
(Везти с поклажей воз взялись…)
Кроссворд «И.А. Крылов. Басни.»
1. «На ту беду … близёхонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка сыграть …». ( Квартет).
3. «Знать она сильна, что лает на слона» Кто она? (Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!». Кто она? (Ворона).
5. «Вороне где-то бог послал кусочек …». (Сыр).
6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон).
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки).
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …». (Волк).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
И. |
|
А. |
|
К |
|
Р |
|
Ы |
|
Л |
|
О |
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
V. Конкурс – концерт.
1. Выразительное чтение басен И.А. Крылова наизусть.
Инсценирование басен.
VI. Итог урока.
- Лучшие знатоки басен награждаются памятными книгами «Басни» И.А. Крылов.
Домашнее задание.
Проиллюстрировать одну из басен И.А. Крылова.
Литература:
Канакина В.П. Радость познания - в слове: Нестандартные повторительно-обобщающие уроки в начальных классах. Москва:Новая школа, 1996г.
Титкова Т.В., Горбачева Э.З. Открытые уроки в 1-4 классах. Москва: ВАКО, 2009г.
Журналы начальная школа.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Просандеева Елена Викторовна
→ Лен@чик 29.07.2012 1 12342 1906 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.