Обобщающий урок в 3 классе "Басни И.А. Крылова"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 х.Киреевка




Обобщающий урок литературного чтения

в 3 классе

(УМК «Перспективная начальная школа)

Басни

И.А. Крылова

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3

Просандеева

Елена Викторовна


Цели:


  • обобщить знания о творчестве писателя, басне;


  • отрабатывать навыки выразительного чтения, чтение по ролям, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;


  • способствовать воспитанию любви к чтению.





Оборудование:


учебник литературное чтение для 3 класса, хрестоматия, рабочая тетрадь, сборники басен И.А. Крылова; кроссворд «И.А. Крылов»; иллюстрации к басням; изображение памятника И.А.Крылову в

г. Санкт – Петербурге.







Ход урока

  1. Организационный момент.


«Поэт и мудрец

Слились в нем воедино»

Н.В. Гоголь


  1. Вступительное слово учителя.


Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать с 14 лет. Он написал около 200 басен.

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту – баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.


  1. Обобщающая беседа.


- Назовите басни, которые вы прочитали.


- А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? (Басня, как правило, в стихах и носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или в конце басни обязательно мораль.)


- В чем сила басни?


- Что высмеивают, обличают басни Крылова?


- Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова, стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи. Назовите крылатые выражения из басен Крылова. («А Васька слушает, да ест», «Слона-то я и не приметил!», «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» и т.д.)


- Рассмотрите книги с баснями Крылова. Обратите внимание, почему в одних случаях художники – иллюстраторы изображают животных, в других – людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказанием).

Какой вариант иллюстраций, по-вашему, больше подходит басням (точнее передает мораль)?


- Есть ли что-то общее между басней и сказкой? Что? Какие сказки вы вспомнили?


- Что шире и многозначней в басне: ее содержание или прямая мораль?


  1. Литературная викторина по басням Крылова.


  1. Назовите басни Крылова о:


* лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);


* волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);


* медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);


* обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Квартет»);


*людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).


  1. Кто сказал такие слова:


  • «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица»)

  • «Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)

  • «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне»)


  • «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

  • «Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)


  1. Вспомните пропущенное слово в названии басни:


  • «Лягушка и …(Вол)».

  • «Волк на …(псарне)».

  • «…(Волк) и ягненок».

  • «Кот и …(повар)».

  • «Крестьянин и …(Змея) или (Работник)».

  • «Свинья под …(дубом)».

  • «Бумажный … (змей)».


  1. В какой басне:


  • «К кому-то принесли от мастера ларец…». («Ларчик»).

  • «Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»).

* «Зубастой щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»).

  • «Кошка … попалась в когти льву…». («Мышь и крыса»).

  • «Голодная кума Лиса залезла в сад. …». («Лиса и виноград»).


5. В какой басне была такая мораль?

* «Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» («Чиж и голубь»)

* «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и

Лисица»)


* «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, щука и

Рак»)

  1. Продолжите отрывок из басни:


* На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг … (сырный дух Лису остановил).


* Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).


* Мартышка тут с досады и печали

О камень … (так хватила их,

Что только брызги засверкали).


* Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза … (уж не поет).


* Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши слона … (ну на него метаться).


* Однажды Лебедь, Рак и Щука …

(Везти с поклажей воз взялись…)


  1. Кроссворд «И.А. Крылов. Басни.»


1. «На ту беду … близёхонько бежала» (Лиса)

2. «Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка сыграть …». ( Квартет).

3. «Знать она сильна, что лает на слона» Кто она? (Моська)

4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!». Кто она? (Ворона).

5. «Вороне где-то бог послал кусочек …». (Сыр).

6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон).

7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки).

8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал …». (Волк).





























И.


А.


К


Р


Ы


Л


О


В



































V. Конкурс – концерт.

1. Выразительное чтение басен И.А. Крылова наизусть.


  1. Инсценирование басен.


VI. Итог урока.


- Лучшие знатоки басен награждаются памятными книгами «Басни» И.А. Крылов.


  1. Домашнее задание.


Проиллюстрировать одну из басен И.А. Крылова.


Литература:

Канакина В.П. Радость познания - в слове: Нестандартные повторительно-обобщающие уроки в начальных классах. Москва:Новая школа, 1996г.

Титкова Т.В., Горбачева Э.З. Открытые уроки в 1-4 классах. Москва: ВАКО, 2009г.

Журналы начальная школа.


Полный текст материала Обобщающий урок в 3 классе "Басни И.А. Крылова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Просандеева Елена Викторовна  Лен@чик
29.07.2012 1 12342 1906

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК