Слайд 1
Былина
«Вольга и
Микула
Селянино
Абраменко Екатерина Васильевна,
учитель русского языка
и литературы
вич».
МАОУ-СОШ № 11 им. В.В. Рассохина г.
Армавир
Урок литературы 7 класс
Тема: Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.
Цель урока: Показать, как в былинах славится труд землепашца, величие народного характера. Развивать умение характеризовать героя на основании его поступков. Выявить своеобразие выразительного чтения былинных текстов.
Оборудование урока: презентация.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Повторение.
Былина - это произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.(слайд 3)
Композиция былины
Зачин
(здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине)
Основная часть
(дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается)
Заключение
(подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины) (слайд 5)
Художественные особенности былин
1. гипербола (преувеличение)
2. приём троичности
3. повторы
4. постоянные эпитеты
5. использование речитативов
6. отсутствие рифмы (слайд 8)
Объяснение нового материала.
- какие былины читали вы на уроках литературы?
- о чем они рассказывали?
- какие картины нарисованы на сюжеты былин?
Иллюстрация картина В.М. Васнецова «Три богатыря» (слайд 9)
- назовите имена изображенных на картине богатырей.
- что вы знаете об этих богатырях?
План беседы о былине.
Вольга собирает дружинушку хоробрую.
Дружина Вольги едет к Микуле Селяниновичу
Микула пашет поле.
Вольга беседует с Микулой Селяниновичем.
Дружина Вольги пытается сошку из земли повыдернуть.
Вольга с дружиной и Микула Селянинович в походе.
Эпизод 1. (слайд 10)
- в каких словах представлена в былине окружающая природа?
- нашел ли Вольга «много мудрости»?
- как выглядит дружина Вольги?
- что такое «ехать за получкою»? (брать дань)
Начальный фрагмент былины «Вольга и Микула» сразу же вводит нас в стихию народной фантазии. Человек в былине связан с природой. Недаром Вольга хочет быть подобным ей – то в глугоких морях ходить, как щука-рыба, то лететь, как птица-сокол. Заметно, что создатели былины относятся к Вольге с легкой иронией, указывают, что земной «мудрости» одолеть князь не смог. Выразительное чтение фрагмента.
Эпизод 2.
- почему так долго добиралась дружина до Микулы Селяниновича?
- какой пример использует автор, чтобы показать величину поля?
В этом эпизоде заметно еще более, что о дружине Вольги рассказывается как бы с некоторою усмешкой – она три дня добиралась до Микулы. Вместе с тем поле – место крестьянского труда – описано с чувством высокого уважения.
Эпизод 3. Описание внешнего облика и труда Микулы Селяниновича.
(слайд 11)
- каким вы представляете Микулу Селяниновича?
- сравните свое представление с описание Микулы в тексте?
- почему все орудия труда Микулы выглядят так празднично?
- обратите внимание на описание обуви Микулы: удобно ли работать в поле в таких сапогах?
- какое отношение к крестьянскому труду и к пахарю-труженику выражено в этом фрагменте? Подтвердите текстом.
Описание внешнего облика Микулы Селяниновича может показаться неубедительным, если забыть, что перед нами былина – произведение, законом для которого является праздничность взгляда на мир. Конечно, в лаптях на пашне Микуле было бы удобнее, чем в сафьяновых сапожках на высоких каблуках, но тогда бы пропала праздничность тона. Через такое описание народ выражал свое глубокое уважение к крестьянину и его труду. Так же описано и лицо Микулы.
Эпизод 4. Чтение по ролям. (слайд 12)
- с каким чувством отвечает Микула на приветствие Вольги?
- от чего предостерегает Вольгу Микула?
- почему Вольга согласился с предостережением и пригласил Микулу «во товарищи»?
На приветствие Вольги оратай отвечает не весьма почтительно («поди-ка ты..»),
не считает пожелания князя о божьей помощи достаточно разумными. Микула полон уважения к себе, но собеседника он не обижает. Наоборот, готов помочь ему – предостерегает от опасности. И Вольга правильно понимает доброе к себе отношение. Недаром приглашает Микулу «во товарищи».
- в каких словах выражается непомерная сила оратая?
Эпизод 5. (слайд 13)
- почему вся дружина сошку не могла повыдернуть, а Микула – одной рукой из земли вынул?
Крестьянский труд гораздо важнее, чем труд ратный. В это заключена извечная мудрость народная: люди живут прежде всего для того, чтобы растить хлеб, жить мирно, а воюют – только тогда, когда враг к этому вынудит.
Эпизод 6.
- почему Вольга спрашивает имя оратая только в самом конце повествования?
- почему Микула, отвечая на вопрос об имени, называет себя не сразу?
В построении разговора Вольги с Микулой заключена великая народная мудрость: человек не именем славится, а делом. Пока Микула никак себя не проявил, князь его просто оратаем звал. Да, оказывается, и народ так же судит: для того, чтобы мужички стали «нахваливать» Микулу Селяниновича, он должен поле засеять, хлеб вырастить, убрать, людей угостить.
- чему учит нас эта былина?
Домашнее задание:
Прочитать былину «Садко».
Определить композицию былины, владеть литературоведческими терминами
Нарисовать понравившийся сюжет или героя
Автор: Абраменко Екатерина Васильевна
→ маковка6367 04.09.2012 0 25578 3238 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.