Слайд 1
Автор: Радаева Елена Александровна
Учитель начальных классов
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина г. Балахны»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
НА ТЕМУ «БАБА-ЯГА»
Баба Яга ( Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba - польское; Jenzi, Jezi-baba - словацкое, Jezinka - чешское; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба - болгарское.) - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.
Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.
Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".
Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!" или: "что это русским духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Живет Баба Яга со своими дочерьми.
Иногда Баба бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, указывающий дорогу.
Баба
Яга - И.Я. Билибин
Драка
Бабы Яги с Крокодилом – Лубок
Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна)
- древнейший персонаж славянской
мифологии. Первоначально это было
божество смерти: женщина со змеиным
хвостом, которая стерегла вход в подземный
мир и провожала души почивших в царство
мертвых. Этим она несколько напоминает
древнегреческую деву-змею Ехидну.
Согласно античным мифам, от брака с
Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы
считаются древнейшими предками славян.
Не зря во всех сказках Баба-Яга играет
очень важную роль, к ней порою прибегают
герои как к последней надежде, последней
помощнице - это бесспорные следы
матриархата.
По другому поверью,
Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе
с которой она разъезжает по белу свету.
При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы
питаются душами покойников и оттого
делаются легкими, как сами души.
Раньше
верили, что Баба-Яга может жить в любой
деревне, маскируясь под обычную женщину:
ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать
детей. В этом представления о ней
сближаются с представлениями об обычных
ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо
более опасное, обладающее куда большей
силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего
она обитает в дремучем лесу, который
издавна вселял страх в людей, поскольку
воспринимался как граница между миром
мертвых и живых. Не зря же ее избушка
обнесена частоколом из человеческих
костей и черепов, и во многих сказках
Баба-Яга питается человечиной, да и сама
зовется «костяная нога».
Так же, как
и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она
принадлежит сразу двум мирам: миру живых
и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные
возможности.
В волшебных сказках она
действует в трех воплощениях. Яга-богатырша
обладает мечом- кладенцом и на равных
бьется с богатырями. Яга-похитительница
крадет детей, иногда бросая их, уже
мертвых, на крышу родного дома, но чаще
всего унося в свою избушку на курьих
ножках, или в чистое поле, или под землю.
Из этой диковинной избы дети, да и
взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо
встречает героя или героиню, вкусно
угощает, парит в баньке, дает полезные
советы, вручает коня или богатые дары,
например, волшебный клубок, ведущий к
чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом
неприглядном виде и отличается лютостью
натуры, она ведает будущее, обладает
несметными сокровищами, тайными
знаниями.
Почитание всех ее свойств
отразилось не только в сказках, но и в
загадках. В одной из них говорится так:
«Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит,
себя голодом морит». Речь идет о
сохе-кормилице, самом важном в крестьянском
обиходе орудии труда.
Такую же огромную
роль в жизни сказочного героя играет и
загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Иногда меня Костяной ногой кличут. Можно подумать, что у вас у самих ноги без костей. А языки-то и подавно, поэтому и мелют про меня всякую чушь. А я вовсе не злыдня. Ну, хотела я однажды Алёнушкиного братца-козлёночка скушать. Так ведь это не со зла: просто у меня друзья такие что Леший, что Кащей Бессмертный, разве у них чему хорошему научишься? А так что за жизнь у меня; сижу себе в избушке, тоскую, разве что иногда на метле пролечу или в ступе покатаюсь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина г. Балахны»
Открытый урок по литературному чтению
на тему
«Баба-Яга»
(русская народная сказка) Работа с детскими книгами.
(УМК «Гармония»)
с использованием компьютерной презентации
Класс: третий
Автор: Радаева Елена Александровна
Учитель начальных классов
высшей категории
Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.
Организационный момент
Подготовка к восприятию
- Ребята, сегодня я получила престранное письмо, не подписанное. Давайте попробуем догадаться все вместе от кого оно может быть
«Иногда меня Костяной ногой кличут. Можно подумать, что у вас у самих ноги без костей. А языки-то и подавно, поэтому и мелют про меня всякую чушь. А я вовсе не злыдня. Ну, хотела я однажды Алёнушкиного братца-козлёночка скушать. Так ведь это не со зла: просто у меня друзья такие что Леший, что Кащей Бессмертный, разве у них чему хорошему научишься? А так что за жизнь у меня; сижу себе в избушке, тоскую, разве что иногда на метле пролечу или в ступе покатаюсь»
- Как вы догадались о ком идет речь?
- А что вы еще знаете о Баба-Яге?
- Обратимся к справочным материалам.
Баба Яга – это образ хозяйки иного мира. Ее избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но со входом со стороны леса.
Баба Яга является как бы живым мертвецом – она не видит человека, пришедшего из мира живых. Отсюда ее слова: «Русский дух чую». Подтверждением того, что Яга – живой мертвец, является ее имя – Баба Яга, костяная нога)
Свое имя получила от старинного слова «ягать», значит кричать, ругаться, шуметь, бушевать
Одни ученые считают Ягу обычной злой ведьмой, вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.
- А теперь вы что нового узнали об этом герое?
- Сегодня мы будем знакомиться с русской народной сказкой «Баба-Яга». Давайте предположим с вами, какой будет Баба-Яга в этой сказке. Составим словесный портрет Бабы Яги и охарактеризуйте ее.
(записывается на доске)
Подготовительные упражнения
Читай внимательно (упражнения на формирование правильности чтения)
НАПУТАЛ – НАПУГАЛ
ТЕРКА – ТЕТКА
Читай целым словом
КЛОНИТ – ПРИКЛОНИТ –ПРИКЛОНИЛА
ХЛОП – ЗАХЛОПНУТ – ЗАХЛОПНУТСЯ
Читай слитно
ШИРОКАЯ – ШИРОКАЯ
ДРЕМУЧИЙ – ДРЕМУЧИЙ
МЕД - ПИВО
Правильно делай ударение
ПОСЛАЛА
ДОЧИСТА
Упражнения на антиципацию
ДЕВОЧКА ВЗЯЛА ПОЛОТЕНЦЕ И ГРЕБЕШОК И ПОБЕЖАЛА; СОБАКИ ХОТЕЛИ ЕЁ РВАТЬ ОНА БРОСИЛА ИМ ХЛЕБЦА, И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ; ВОРОТА ХОТЕЛИ ЗАХЛОПНУТЬСЯ , ОНА ПОДЛИЛА ИМ ПОД ПЯТОЧКИ МАСЛИЦА И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ, БЕРЁЗКА ХОТЕЛА ЕЙ ГЛАЗА ВЫСТЯГАТЬ – ОНА ЕЁ ЛЕТТОЧКОЙ ПЕРЕВЯЗАЛА И ТА ЕЁ ПРОПУСТИЛА.
Знакомство с текстом с лексической работой одновременно
организуется в форме чтения детьми вслух – по цепочке или по вызову учителя – отдельных фрагментов. Попутно проводится лексическая работа.
Справочный материал.
Кросна – старинное приспособление для ткачества (плетения ткани).
Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для того, чтобы толочь что-нибудь в ступе.
Ступа – металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.
Обсуждение прочитанного, перечитывание, работа с текстом
- Сколько персонажей в сказке? Кто главный?
- Составление картинного плана. Расставьте цифры по порядку.
- Кто помогал девочке? Почему они её выручали?
- Какие волшебные предметы дал кот девочке?
- Какая это сказка: бытовая, волшебная или о животных?
- Подтвердилась ли характеристика, которую мы дали Бабе-Яге? Найдите в тексте и прочитайте эти подтверждения.
- Есть ли в сказке троекратный повтор? Какой?
- Традиционна ли концовка этой сказки?
- Для чего необходима концовка в сказке? (Чтобы вывести читателя в реальное время.)
- Найдите и прочитайте, то место, которое подходит к иллюстрации 2,6. Прочитайте по ролям. (Можно провести работу по рядам)
Физкультминутка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят, (руки вверх)
Знакомство с текстом стихотворения Ладонщикова. Перечитывание и работа с текстом.
Стихотворение читает либо учитель, либо заранее подготовленный ученик.
- Перечитайте стихотворение и найдите строки, в которых говорится, почему Яга «плачет, печалится».
- Какой выход для Яги видит автор стихотворения?
Работа с прочитанными книгами
- К этому уроку вы читали произведения, где одной из персонажей была Баба-Яга. В каких произведениях характер этого персонажа был таким же как в сказке с которой мы знакомились сегодня?
- А в каких произведениях Баба-Яга была другой?
Составление характеристики Бабы-Яги
- Значит, можем ли мы однозначно говорить, что Баба-Яга – это отрицательный персонаж? Почему?
Подведение итогов
- Продолжите фразу
«Сегодня на уроке я…»
Оценивание работы
- На какую ступеньку вы себя поставите и почему?
Домашнее задание
Выполнить задания в рабочей тетради
Подготовить ответ на 3 вопрос
Познакомиться с текстом следующего произведения с. 35-38
Автор: Радаева Елена Александровна
→ radaeva_elena 13.12.2012 0 19650 2651 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.