Интерактивный плакат "Виды рифмы"


Автор ресурса: Каменева Татьяна Анатольевна


Предмет: Литературное чтение, 4 класс


Автор учебника: Чуракова Н.А.


Предназначение: данный интерактивный плакат предполагается использовать во время изучения темы «Виды рифмы», для закрепления и повторения тем поэтического характера.

Схема построения интерактивного плаката: многоуровневый.


Цели: расширить знания учащихся о жанрах литературы, создать условия для знакомства и определения вида рифмы в стихотворении, познакомить с теоретическим материалом на данную тему, развивать умения определять рифму в стихотворении, формировать умения делать выводы.


Методика использования: данный интерактивный плакат состоит из 24 слайдов.

Слайд 1: название темы ,

автор работы Каменева Татьяна Анатольевна

МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки

Слайд 2: вступительное слово человека творческой профессии (изображение художника), которое нацелено на дальнейшую работу.


Слайд 3: самостоятельное определение учащимися вида рифмы по подобию рисунков художника:

- 1) если на одной стороне реки располагаются бабочка с бабочкой, значит парное изображение и, следовательно, рифма;

- 2) если рисунки сочетаются перекрёстно, значит, перекрёстное изображение и, следовательно, рифма;

- 3) если рисунки сочетаются охватно, значит, охватное изображение и, следовательно, рифма.

После каждого определения на экране ниже картины художника появляется название рифмы.


Слайд 4: предоставляется план изучения темы «Виды рифмы» Он включает знакомство с видами рифмы с теоретической точки зрения, практические работы, занимательный материал. Вся страница слайда имеет название «Мастерская стиха», что соответствует темам в учебнике «Литературное чтение, 4 класс» и является частью многих уроков по изучению жанров литература, конкретно, при работе над поэтическими произведениями.

Содержание плаката: парная рифма, перекрёстная рифма, охватная рифма, онегинская строфа, учимся определять рифму, наблюдения и выводы, слушаем живой голос поэта, это интересно.

По гиперссылке можно перейти к любой части интерактивного ресурса.


Слайд 5: теоретическая часть - знакомство учащихся с парной рифмой и практическая часть – определение вида рифмы представленных четверостиший.

Учащиеся читают поочерёдно появляющиеся на экране 2 четверостишья и подтверждают принадлежность к парной рифме.

Возврат на стартовый слайд укажет знак .


Слайд 6: теоретическая часть - знакомство учащихся с перекрёстной рифмой и практическая часть – определение вида рифмы представленных четверостиший.

Учащиеся читают поочерёдно появляющиеся на экране 2 четверостишья и подтверждают принадлежность к перекрёстной рифме.

Возврат на стартовый слайд укажет знак .


Слайд 7: теоретическая часть - знакомство учащихся с охватной рифмой и практическая часть – определение вида рифмы представленных четверостиший.

Учащиеся читают поочерёдно появляющиеся на экране 2 четверостишья и подтверждают принадлежность к охватной рифме.

Возврат на стартовый слайд укажет знак .


Слайд 8: теоретическая часть - знакомство учащихся с онегинской строфой и практическая часть – определение вида рифмы представленных четверостиший.

Учащиеся выделяют рифмующиеся слова и подтверждают, что данный отрывок отличается от предыдущих изученных. По щелчку на экране слева появляется теоретическая часть материала, и учащиеся самостоятельно знакомятся с новым определением.

Учитель рассказывает дополнительно об онегинской строфе.

Строфа из 14 строк с определенной системой рифмовки, примененная А.С.Пушкиным в «Евгении Онегине» (на что указывает ее название, ставшее термином). Строфа состоит из трех четверостиший, каждое из которых имеет свою рифмовку (перекрестная; парная, или смежная; кольцевая, или опоясывающая, охватная), и заключительного двустишия.

Несмотря на четкое внутреннее членение, онегинская строфа воспринимается как единое целое, чему способствуют и синтаксические связи между четырьмя ее частями, и энергичное ритмическое завершение – двустишие. Строфа в «Евгении Онегине» представляет собой законченное синтаксическое и смысловое целое. Нередко в заключительном двустишии как бы подводится итог всему.

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь:

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

перекрестная

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

парная

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

кольцевая

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм

парная

Возврат на стартовый слайд укажет знак .


С лайд 9: данная часть называется «Учимся определять рифму» и на неё можно выйти по гиперссылке. На первый клик появится на слайде фотоиллюстрация к описанию в четверостишье, на второй клик – подтверждение верного ответа (охватная рифма). Знак укажет работу в дальнейшем.


С лайд 10: второй слайд части «Учимся определять рифму». На первый клик появится на слайде фотоиллюстрация к описанию в четверостишье, на второй клик – подтверждение верного ответа (парная рифма). Знак укажет работу в дальнейшем.


С лайд 11: третий слайд части «Учимся определять рифму». На первый клик появится на слайде фотоиллюстрация к описанию в четверостишье, на второй клик – подтверждение верного ответа (перекрёстная рифма). Знак укажет работу в дальнейшем.

Слайд 12: четвёртый слайд части «Учимся определять рифму». На первый клик появится на слайде фотоиллюстрация к описанию в четверостишье, на второй клик – подтверждение верного ответа (три вида рифм). Знак укажет на возврат на стартовый слайд.


С лайд 13: данная часть называется «Наблюдаем и делаем выводы» и на неё можно выйти по гиперссылке. Данная часть интерактивного плаката предлагает учащимся понаблюдать над рифмами известных поэтов разного времени и сделать выводы о том, какая рифма чаще всего встречается в стихотворениях конкретного поэта. На слайде учащиеся увидят портрет поэта и должна назвать его имя и фамилию. На первый клик появится на слайде фамилия поэта, а в дальнейшем – новое стихотворение, рифма и т.д. Затем учащиеся делают вывод по высветившимся рифмам. Знак укажет работу в дальнейшем.


Слайды 14- 15 - 16: по материалам данных слайдов проводится работа, аналогичная слайду 13. Таким образом, учащиеся сделают выводы о рифмах таких поэтов, как К.Бальмонт, С.Есенин, К.Симонов и М.Пляцковский.

З нак укажет на переход с 14 слайда на 15 слайд, с 15 – на 16 слайд.


Знак укажет на возврат на стартовый слайд.


С лайды 17 - 18: на данные слайды «Слушаем живой голос поэта» можно выйти по гиперссылке со стартового слайда плаката. Учащимся предлагается прослушать чтение стихов в исполнении самих авторов: А Барто, К.Чуковский. Дети на слух должны определить виды рифмы. Знак укажет на переход с 17 слайда на 18 слайд.


Слайды 19 - 20: на данную часть плаката «Это интересно!» выход также с помощью гиперссылки. На 19 слайде - знакомство с белой рифмой, а на 20 слайде – знакомство со стихотворением в прозе. Переход и возврат осуществляется так же, как и в предыдущих частях.


Слайды 21 – 22 – 23 – 24: эта часть ресурса предлагает учащимся проверить свои знания по изученной теме. Для проверки используются триггеры. Выделяя неправильный вариант ответа, слово покачивается, а верный ответ – вращение.


Слайд 25: заключительные слова - стихотворение К.Бальмонта «Как я пишу стихи»


Использованная литература и интернет – ресурсы:

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение, Самара, 2010.

2. http://www.nsawt.ru/news/obyav…

3. http://illustrators.ru/illustr…

4. http://open-krasnodar.ru/news

4. http://shabai.ucoz.ru/

5. http://turnir.mmforum.ru/theme…

6. http://slovo.ws/bio/rus/Balmon…

7. http://khabmama.ru/articals?id…

8. http://old.sertification.net/n…

9. http://rudocs.exdat.com/docs/i…

10. lenagold.ru

Слайд 1
Каменева Татьяна Анатольевна МОУ «СОШ № 1» г.Валуйки Белгородской области а а а б б б б а б а б а
Слайд 2
Жил юный художник. Он был необычным художником: он предметы не только рисовал, но и рифмовал их. Рисунки у него получались парные, перекрёстные, охватные. Он всем рассказывал, что таким образом подсказывает детям, как в поэзии образуются рифмы.
Слайд 3
Как образуются рифмы? Как художник рифмует бабочек с ромашками?
Слайд 4
Учимся определят ь рифму Перекрёстная ри фма Наблюдения и вы воды Это интересно! Парная риф ма Охватная рифма Онегинская стро фа Слушаем живой го лос поэта ь р е ов р П я б е с
Слайд 5
Парная рифма Рифмовка, при которой созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки соответственно. Схема: а а б б Отчего у мамочки На щеках две ямочки? Это чей пушистый - Отчего у кошки луч Так щекочет туч, Вместо ручекиз-за ножки? Заставляя малышей С.Чёрный Улыбаться до ушей? Ю. Мориц
Слайд 6
Перекрёстная рифма Рифмовка, при которой созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки соответственно. Схема: а б а б Красною кистью ЯРябина сейчасзажглась. увижу фею ВПадали белом шарфе листья.и венке. ЯЯсижу, дышать не смею, родилась. Номерок держу в руке. М. Цветаева А. Барто
Слайд 7
Охватная рифма Рифмовка, при которой созвучны первая и четвёртая, вторая и третья строки соответственно. Схема: а б б а Природа-мать! К тебе Бывали ль вы иду в стране чудес, С своей глубокою Где, жертвой грозного тоскою; веленья, К тебе усталой В глуши земного головою заточенья Живет изгнанница На лоно с плачем небес? припаду. Д.Давыдов А.Плещеев
Слайд 8
Онегинская Зима! Крестьянин торжествуя, Строфастрофа с 14 строками На дровнях обновляет путь; Его лошадка снег почуя, с определённой Плетётся рысью как- нибудь; системой рифмовки, Бразды пушистые взрывая, применённая Летит кибитка удалая; А.Пушкиным в поэме Ямщик сидит на облучке «Евгений Онегин» В тулупе, в красном кушаке, Схема: абаб аабб абба Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив, аа Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик; Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...
Слайд 9
А.Белый Весна Всё подсохло. И почки уж есть. Зацветут скоро ландыши, кашки. Вот плывут облачка, как барашки, Громче, громче весенняя весть. Охватная рифма
Слайд 10
Три девицы под окном А. Пушкин Пряли поздно вечерком. "Кабы я была царица, — Сказка о царе Салтане Говорит одна девица, — То на весь крещёный мир "Кабы я была царица, — Приготовила б я пир". Говорит её сестрица, — То на весь бы мир одна Парная рифма Наткала я полотна". "Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря".
Слайд 11
М. Лермонтов Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?.. Перекрёстная рифма
Слайд 12
С. Маршак Как поработала зима! Как поработала зима! Какая ровная кайма, Не нарушая очертаний, Легла на кровли стройных зданий. Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках. И проволока проводов Таится в белоснежных трубках. Снежинки падали с небес Парная В таком случайном беспорядке, Перекрёстная А улеглись постелью гладкой Охватная И строго окаймили лес. р и ф м а
Слайд 13
Наблюдения и выводы Золотая рыбка В замке был веселый бал, Музыканты пели. Ветерок в саду качал Легкие качели. Росинка В росинку гляжу я И вижу, что в ней Играет, ликуя, Так много огней. Болотные лилии Белых лилий цветы серебристые Вырастают с глубокого дна, Где не светят лучи золотистые, Где вода холодна и темна. Перекрёстная Перекрёстная Перекрёстная
Слайд 14
Наблюдения и выводы Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края Только синь сосет глаза. Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Если крикнет рать святая: Расшумелись на лугу. «Кинь ты Русь, живи в раю» * * * Я скажу: «Не надо рая, Никнут шелковые травы, Дайте родину мою» Пахнет смолистой сосной. Перекрёстная Ой вы, луга и дубравы,Перекрёстная Я одурманен весной. Перекрёстная
Слайд 15
Наблюдения и выводы Всё могу я сосчитать Раз, два, три, четыре, пять – Всё могу я сосчитать: И салазки на горе, И коляски во дворе, И девчонок, и мальчишек, Их сестрёнок, и братишек, И прилавки в гастрономе, И окошки в нашем доме. Парная Парная У кого растут усы? У кого растут усы? У моржа и у лисы, У бобра и у крота, У кота и у кита. Есть у тигров и мышей, Есть у львов и у ежей... Даже папа для красы Отрастил себе усы!
Слайд 16
Наблюдения и выводы Родина Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Смерть друга Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестает. Он кров с тобой не разделяет, Из фляги из твоей не пьет. Перекрёстная Перекрёстная Перекрёстная * * * Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Бе л ы й стих ст ихотв – о р ение б Разно ез риф видно м. стью стихо белых в явл я ются народ ны имита е стихи и их ц котор ии, среди ых е с ть ше со сво девры ей неп , овтор напев имой ность ю мелод ичнос и тью. Испол ьзова лся на XVIII -XIX веков рубеже . В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… (Н.А. Некрасов)
Слайд 20
Стихотворение в прозе – небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Слайд 21
Проверь себя а) охватная В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далёких, чуждых стран. М. Лермонтов б) перекрёстная в) белая г) парная
Слайд 22
Проверь себя Мы слепили снежный ком, а) охватная Ушки сделали потом. И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. б) белая Кролик вышел, как живой Он с хвостом и с головой! За усы не тяни в) парная Из соломинок они! Длинные, блестящие, г) перекрёстная Точно настоящие! О. Высотская
Слайд 23
Проверь себя а) парная Теплый дождь, сверканье вод, б) перекрёстная Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить в) белая Жизнь души, весны приход? В. Жуковский г) охватная
Слайд 24
Проверь себя Лазурное царство О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне. Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами. Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я! И. Тургенев г) парная в) в прозе а) охватная б) перекрёстная
Слайд 25
Как я пишу стихи Рождается внезапная строка, За ней встаёт немедленно другая, Мелькает 3-я ей издалека, 4-я смеётся, набегая. И 5-я, и после, и потом, Откуда, сколько, я и сам не знаю, Но я не размышляю над стихом, И, право, никогда - не сочиняю. К.Бальмонт

Полный текст материала Интерактивный плакат "Виды рифмы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна  KTAa
07.04.2013 0 5117 835

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК