Урок литературного чтения по теме "Гуси-лебеди" для 2 класса.
Конспект урока чтения
по традиционной программе
во 2 классе
«Гуси – лебеди»
разработан
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №604
Ладанюк Ириной Михайловной
Цель для учителя: научить находить черты сказки.
Цель для учащихся: научиться писать сказки.
Задачи:
-ознакомление со значением некоторых устаревших слов (причитывала, ржаной, пшеничный, батюшка, кудель, девица, веретено, прясть, устьице),
-закрепить умение находить в тексте нужные отрывки,
-воспитывать уважение к родителям,
-воспитывать отзывчивость,
-воспитывать желание совершенствоваться, становиться лучше,
-познакомить с композицией сказки,
-научить выявлять черты сказки.
Оборудование
для учителя: мел, доска, учебник «Родная речь» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, изображение девушки, которая прядет.
для учеников: тетрадь по литературному чтению, учебник
«Родная речь» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, ручка, дневник.
Этапы урока |
Ход урока |
Примечания |
Организационный момент.
|
Здравствуйте, садитесь. Проверьте свои рабочие места: на столах должны лежать тетрадь, учебник, дневник, ручка. |
|
Объявление темы урока. |
Сегодня мы с вами будем учиться сами писать сказки, а дома вы сами напишете сказку. Но для этого нам надо узнать, как же пишут сказки, что обязательно должно в ней быть. Посмотрим, что же такого особенного есть в русской народной сказке «Гуси-лебеди». Кто знает, что такое народная сказка? (сказка, которую написал народ) Правильно, эту сказку народ передавал из уст в уста. |
|
|
Так как эта сказка писалась очень давно, в ней есть устаревшие слова, которые могут быть вам не понятны. Посмотрите на доску. Прясть - крутить нить из волокон. Устьице – узкое отверстие, щель. Кудель - грубые волокна из стеблей растений. Веретено – инструмент для ручного прядения. Составьте предложение с одним из новых слов. (Из овечьей шерсти прядут нитки. В русской печке есть устьице. Из стеблей растений делают кудель. Принцесса укололась веретеном и заснула на сто лет.) |
На доске изображение девушки, которая прядет. Учитель объясняет значение новых слов с опорой на наглядность. |
Установка перед чтением. |
Сейчас я вам прочитаю эту сказку, вы – слушайте внимательно и запоминайте, какие слова остались для вас непонятными. |
|
Первичное чтение сказки учителем. |
|
|
Объяснение значений непонятных детям слов. |
Какие слова вам были непонятны? (кликала) Кто-нибудь знает, что значит это слово? (звала) Правильно, раньше говорили, не зовет, а – кличет. Аналогично объясняются значения других слов.
|
Причитывала – плакала голосом, выла. Ржаной – сделанный из муки, которая приготовлена из злакового растения – ржи. Пшеничный - сделанный из муки, которая приготовлена из злакового растения – пшеницы. Батюшка – отец, папа. Девица – девушка.
|
Анализ сказки. |
Что вы заметили необычного, волшебного в этой сказке, то, чего не возможно встретить в жизни? (печка, яблоня, река, мышь разговаривают) Это 1ая особенность сказки – сказочные персонажи, волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете? (палочка-выручалочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, волшебное кольцо) Запишите в тетрадь: Посчитайте, со сколькими героями встретилась девочка по дороге к Бабе Яге. (с 3мя) Это 2ая особенность сказки: волшебное число 3. Запишите в тетрадь. Как начинается сказка? (Жили…) Это зачин, начало сказки. Как вы думаете, как еще можно начать сказку, придумайте другой зачин. (Жили – были… В некотором царстве, в некотором государстве… Однажды… За тридевять земель в тридесятом царстве… Давным-давно…) С чего начались приключения девочки? (с потери брата) Что стало причиной потери брата? (Не послушалась родителей) Правильно, все началось с непослушания, все было хорошо до тех пор, пока девочка не забыла про просьбу родителей. Какой момент в сказке был самым напряженным, прочитайте его? (Когда девочка была в избушке Бабы Яги) Это кульминация сказки. Почему девочка добиралась до избушки сама, ей никто не помогал? (Она не хотела делать то, что ее просили) Почему обратно ей помогали? (Она выполняла все просьбы сказочных персонажей) Правильно, если ты поможешь и отнесешься с пониманием к просьбе, то и тебе обязательно помогут. А потеря брата и его вызволение из рук Бабы Яги помогли девочке стать лучше, исправиться, понять свои ошибки. Запишите еще одну особенность сказки. Чем закончилась сказка, прочитайте? (Девочка с братом добрались до дома, и пришли их родители) Это концовка. Как еще можно закончить сказку? (Стали они жить поживать да добра наживать… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец… И жили они долго и счастливо…) Назовите части сказки, которые мы выделили. (Зачин, кульминация, концовка) Это еще одна особенность сказки: ее части, запишите. А кто в сказке был отрицательным героем, кто мешал девочке с братом спокойно добраться до дома? (Гуси-лебеди) По чьей просьбе они искали детей? (По просьбе Бабы Яги) Запишите пятую особенность сказки: отрицательный герой. |
Сказка. 1) Сказочные персонажи, волшебные предметы.
2) Волшебное число 3.
3) Герой в результате приключений меняется в лучшую сторону.
4) Части: зачин, кульминация, концовка.
5) отрицательный герой. |
Итог. |
Прочитайте особенности сказки, то, что обязательно должно быть в ней. (1) Сказочные персонажи, волшебные предметы. 2) Волшебное число 3. 3) Герой в результате приключений меняется в лучшую сторону. 4) Части: зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка. 5) отрицательный герой.) Теперь вы сможете сами написать сказку, опираясь на свои записи в тетради.
|
|
Домашнее задание. |
Откройте дневники, запишите домашнее задание: написать сказку. |
|
Выставление оценок. |
Сегодня за работу на уроке 5 получают …, 4 - … Урок окончен, можете идти. |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ладанюк Ирина Михайловна
→ irinaladanyuk 11.04.2013 0 14328 2283 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.