Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Три вида рифм - три разных образа. "Онегинская строфа"; 4 класс
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ Л.И.ЗАНКОВА. «ТРИ ВИДА РИФМЫ – ТРИ РАЗНЫХ ОБРАЗА. «ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА».
Учитель начальных классов:
Борисова Людмила Васильевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
ПО СИСТЕМЕ Л.И.ЗАНКОВА.
«ТРИ ВИДА РИФМЫ – ТРИ РАЗНЫХ ОБРАЗА. «ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА».
Разработала:
учитель начальных классов
Борисова Людмила Васильевна
Город Лебедянь, липецкая область
2013 год
I. Аннотация.
Методическая разработка посвящена дальнейшему изучению творчества А. С. Пушкина, формированию представлений о разнообразии выразительных средствах авторской поэзии, дальнейшему развитию навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной форме. Она раскрывает вопросы патриотического воспитания, нравственного, воспитания любви к русской поэзии. Разработка выявляет особенности «онегинской» строфы, развивает речь детей. Данная разработка может быть использована как учителем начальных классов и студентами педагогического колледжа, так и учителем изобразительного искусства при изучении темы «Зимний пейзаж».
II. Содержание.
1. Аннотация.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложение.
III. Введение.
Данная работа является актуальной в настоящее время. На примере жизни и творчества поэта закладываются основы воспитания интеллигентного человека, формируется художественный вкус, развиваются эстетические чувства, помогающие ориентироваться в мире культуры и литературы. Знание понятия «онегинская» строфа необходимо для современного образованного человека. Вместе с тем, данная разработка способствует развитию речи детей, навыкам выразительного чтения. Повторяются приёмы стихосложения, дети знакомятся с тремя видами рифм, используемых в одной строфе. Показывается использование средств наглядности: портрет А.С. Пушкина, включение презентации, использование таблицы (сравнение парной, перекрёстной и охватной рифмы), работа над статьёй учебника и стихотворным текстом, что отражается в основных требованиях к современному уроку.
Методическая разработка также имеет и практическую направленность: её можно использовать не только на уроке литературного чтения, но и на уроке русского языка или изобразительного искусства.
IV. Основная часть.
Характеристика темы. Тема программы.
Урок объяснения нового (из раздела «Авторская поэзия: мастерская стиха», урок №3).
Тема урока: «Три вида рифмы – три разных образа. «Онегинская строфа».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: рассказ учителя, индивидуальная работа, выразительное чтение, словарная работа, анализ произведения, самостоятельная работа, творческая работа.
Цель урока: выработка навыков работы со стихотворным текстом, обогащение словарного запаса детей, совершенствование навыков связной речи, выразительного чтения.
Задачи урока:
Образовательная: организовать урок с использованием средств ИКТ, познакомить обучающихся с видами рифмы и «онегинской» строфой, работать над навыками выразительного чтения, стихосложения; повышать интерес к русской литературе..
Воспитательная: развивать чувства патриотизма, любви к Родине; гордости за причастность к стране, в которой жил великий русский поэт – А. Пушкин.
Развивающая: развивать художественный вкус, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать их интерес к чтению и потребности в нём.
Материально – техническое обеспечение урока: презентация «Онегинская» строфа, портрет, таблица «Виды рифм и образы, создаваемые рифмой», роман «Евгений Онегин».
Формирование ключевых компетенций:
Актуализация деятельности детей, способствующая повышению качества выразительного чтения, развития речи.
Знакомство с новыми понятиями и способами действий.
Применение новых знаний в учебной и практической деятельности.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Связь с уроками русского языка, изобразительного искусства
Технологическая карта.
Методическая подструктура
Структура, этапы. |
Методы обучения. |
Форма деятельности |
Средства обучения. |
Способы организации деятельности. |
Время. |
Организационный момент. |
Слово учителя. |
Беседа. |
|
Фронтальный. |
1 мин. |
Проверка домашнего задания. |
Устное сочинение. |
Индивидуальная. |
|
Фронтальный. |
4 мин. |
Подготовка к восприятию новой темы, постановка целей. |
Сообщение учителя. |
Индивидуальная. |
Слайд 1,2. |
Коллективный. |
3 мин. |
Изучение нового материала. |
Выразительное чтение, словарная работа, сравнительный анализ |
Выразительное чтение, беседа, деление текста на части, логическая связь, работа с учебником. |
Слайды 3 -13. |
Индивидуальный, фронтальный, работа в парах. |
25 мин. |
Творческая работа. |
Обсуждение, выбор интонации при чтении. |
Самостоятельная работа. |
Слайды 14,15. |
Индивидуальный, коллективный. |
5 мин. |
Подведение итогов урока. |
Слово учителя. |
Беседа. |
Слайд 16. |
Коллективный. |
5 мин. |
Домашнее задание. |
Слово учителя. |
Комментарий. |
|
Индивидуальный. |
2 мин. |
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сообщение задач урока.
2. Проверка домашнего задания.
Прослушивание стихов, сочинённых детьми дома.
- Какие виды рифм использовались?
Есть ли стихи, где использованы все три вида рифмы?
Это сложно, а вы только пробуете себя в поэзии.
3. Подготовка к восприятию, постановка целей.
- Хотите узнать, кто первым в русской поэзии использовал разнообразные рифмы в одном произведении? Узнайте автора этих стихов:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… («Зимний вечер»)
…Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета;
Мальчишек радостный народ,
Коньками звучно режет лёд… (Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса… («Осень»)
- Кто автор этих стихов? (А. С. Пушкин)
Слайд 1, 2.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как Пушкин сочетал разные рифмы в одном стихотворении.
4. Изучение нового материала.
1). Понятие «онегинская строфа».
- Посмотрите на экран. Прочитайте статью (слайд 3).
- Что же такое строфа?
Строфа – повторяющееся в стихотворении соединение нескольких стихов, составляющих по интонации и системе рифмовки одно целое.
- Почему строфа называется «онегинская»?
Роман «Евгений Онегин» - это крупное произведениео жизни и переживаниях многих людей. Сейчас мы прочитаем одну из строф романа и проанализируем особенности её построения.
(Чтение учителем, показ романа.)
2). Лексическая работа.
Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки дров.
Крестьянин – тот, кто занимается обработкой земли.
Бразды – в значении «борозда» - желобчатая полоса по краям дороги.
Кибитка – крытый экипаж, повозка.
Облучок – сидение для ямщика.
Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.
Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.
Салазки – санки.
3).Физкультминутка.
4). Анализ стихотворения.
- Прочитайте стихотворение.
- Какие мысли и чувства оно у вас вызвало?
- Какие картины вы себе представляете?
- Сколько строчек в этой онегинской строфе?
(Четырнадцать, которые можно разделить на три четверостишия и одно двустишие.)
- Какой рифмой автор пользуется в первом четверостишии?
(Перекрёстной.) Слайды 4, 5, 6, 7.
Вспомните таблицу.
- Какой образ создаёт эта рифма?
(Перекрёстная рифма создаёт образ спокойно и размеренно движущейся лошадки. Именно такая рифма подходит, чтобы показать её монотонный бег.)
- Какая рифма использована во втором четверостишии?
(Парная рифма.) Слайды 8, 9, 10.
-Какие образы она создаёт?
(Парная рифма более живая, энергичная. Вторая лошадка бежит быстро, весело.)
- А в третьем четверостишии какая рифма?
(Охватная.) Слайды 11, 12.
- А здесь какие образы?
(Охватная рифма как бы закольцовывает изображение, создаёт законченную картину, а строки с парной рифмой внутри этого кольца придают общей картине энергичный характер. «Третья лошадка» - это дворовый мальчик, который играет в лошадку. Он не плетётся, как первая лошадка, и не летит прямо и быстро, как вторая, а бегает свободно, как ему хочется.)
- Что заметили в заключительном двустишии?
-Обратите внимание: третье четверостишие не закрыто в себе, как два предыдущих, оно не заканчивается, а сразу же продолжается в заключительном двустишии.
5). Работа над выразительными средствами языка.
Прочитайте третье двустишие с разными интонациями.
С неверной интонацией конца: «Шалун уж заморозил пальчик».
С верной интонацией продолжения: «Шалун уж заморозил пальчик…».
- Заметили разницу?
- Какой характер всей строфе придаёт последнее четверостишие?
(Здесь используется парная рифма, что придаёт строфе энергичный, подводящий итоги характер.)
6). Выразительное чтение стихотворения.
(Важно, чтобы в чтении ребят сохранились те образы лошадок, о которых дети говорили на уроке.)
5. Творческая работа.
1). - Как вы думаете, зачем великий поэт изобрёл такую строфу? Почему он не захотел писать роман, используя только парные, или только перекрёстные, или только охватные рифмы?
(Роман «Евгений Онегин» - это крупное произведение. В нём описываются разнообразные события, судьбы разных людей, их переживания, и передать всё это одной рифмой невозможно.)
2). – Какой образ лошадки вам больше всего понравился?
Нарисуйте этот образ. (Самостоятельная работа детей.)
3). Выставка рисунков.
6. Итог урока.
- С каким новым литературным понятием мы сегодня познакомились? (Онегинская строфа.)
- В чём особенности её построения? (Строфа включает в себя 14 строк, которые можно разделить на три четверостишия и одно двустишие.)
7. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
V. Заключение.
Урок достиг поставленных целей: обучающих, воспитательных, методических, развивающих. Чувства любви к своей Родине, гордости за прошлое, за свою страну, за великих людей России является одним из направлений воспитания личности. Тема урока раскрыта полностью и реализована. На уроках использовались разные виды деятельности, а также формы и методы: беседа, слово учителя, выразительное чтение, рисование, работа с устаревшими словами ( дровни, кибитка, облучок и т. д.), теоретические понятия, самостоятельная работа, сравнительный анализ, обобщение.
Показ презентации способствовал лучшему усвоению понятий рифта, строфа, онегинская строфа. На уроке были сформированы ключевые компетенции, в результате чего дети сами пришли к заключению: «Почему поэт изобрёл такую строфу?» Урок достиг главной цели – гордости за великого русского поэта, за нашу Родину. Урок проведён методически верно, логически последовательно, новые знания усвоены. Способы организации деятельности как учителя, так и обучающихся были различны.
VI. Список литературы для учителя.
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва 2009.
Литературное чтение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А Чураковой. 1 часть. И. Г. Смирнова, Волгоград, 2008.
Н.А.Круковская, Г.Ю.Шипилова «Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н.А.Чураковой». Самара: Корпорация «Фёдоров», Москва, «ВАКО», 2009.
VII. Список литературы для обучающихся.
Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 1 часть. Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Людмила Васильевна
→ Borisova48 24.09.2013 0 3723 447 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.