Урок литературного чтения в 3 классе Ю.Коваль " Соловьи"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 1» г. Валуйки Белгородской области
Урок литературного чтения в 3 классе по системе В.Л.Занкова
Учитель: Лихобабенко Людмила Ивановна
Тема :Ю. Коваль «Соловьи»
Цели: формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.
Оборудование: картинка «Соловьи»; выставка творческих работ учащихся; запись «Звуки леса»,презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Всех позвал он на урок.
В первом классе сейчас труд,
А в девятом химия.
У второго пение,
А у нас литературное чтение.
II. Проверка домашнего задания.
Выставка творческих работ учащихся на тему «Музыка, которая звучит в моей душе».
Учащиеся кратко рассказывают о своих работах.
III. Подготовка к восприятию.
Ребята, а где еще может звучать музыка, кроме нашей души?
музыка улиц, музыка дорог, музыка реки, моря, музыка леса и т.д.
1.– А какая прозвучит музыка сейчас? (Звучит запись «Звуки леса»)
- Как догадались?.
А кого - нибудь из птиц вы узнали?
2.Учитель читает загадку:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)
Учитель показывает картинку, изображающую соловья. Послушайте сообщение о соловьях.
– Интересную историю о соловьях нам расскажет сегодня писатель Юрий Коваль. А об этом человеке нам расскажут наши ученики.
Откройте учебники на с.55.
– Юрий Коваль предлагает нам послушать музыку леса.
IV. Чтение и анализ текста Ю. Коваля «Соловьи» (с. 55–57).
1. Чтение учителем первой части текста (с. 50).
– Понять смысл непонятных слов нам поможет помощник-консультант Кот Ученый (с. 170, раздел «Совет консультантов»).
2. Беседа.
– Кому-нибудь из вас доводилось слышать соловья или пение другой птички?
– Похоже, ли описывает писатель пение соловья?
Учитель предлагает прослушать пение соловья в записи «Звуки леса». – Как вы считаете, те строчки, которые являются звукоподражанием пению соловья, нужно читать медленно или быстро? Что вам подсказывает это в самом тексте? (Читать нужно достаточно быстро, мелодично, как единую музыкальную фразу.В тексте это выглядит так: по пять одинаковых слов через запятую с обязательным восклицательным знаком в конце.)
3. Выразительное самостоятельное чтение отрывка текста на странице 55.
– Попробуйте прочитать этот отрывок выразительно.(Работа в группах. Чтение по одной строчке.)
4.Чтение учителем второй части текста (с. 55–56).
5. Беседа.
– Если бы герой не бежал все время, а просто стоял в лесу и слушал соловьев, впечатление изменилось бы? Почему? (Лирический герой бежит по лесу, и это дает ему возможность слышать сразу нескольких соловьев.Конечно, впечатление изменилось бы.)
6. Чтение учителем третьей части текста (с. 56–57).
7. Беседа.
– Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пение соловьев? (Помогают.Но как сложно передать в слове пение птички, насколько неуловимы и неопределенны те музыкальные звуки, которые исторгает крошечное тело соловья!)
– Посмотрите, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой.
– Как вы думаете, зачем писатель пользуется такими парами? (Чтобы показать разнообразие соловьиного пения и неуловимость соловьиных трелей, невозможность точно обозначить их в слове.)
– О каких это бусах рассказывает писатель? (Раскатистую трель соловья писатель сравнивает с рассыпавшейся по поверхности озера «полутысячею» бус.)
– Что лучше помогает вам представить пение соловья: звукоподражание, которое придумал писатель, или образ рассыпавшихся по гладкой поверхности бус?
8. Работа над пословицами и поговорками
Поёт, как соловей.
Соловья баснями не кормят.
Соловей – «лесной чародей».
Соловей в «лесном оркестре – первая скрипка»-самая трепетная, самая звонкая, самая нежная.
V. Итог урока.
– Юрий Коваль создал необыкновенный по красоте текст, поскольку слово для него – это не просто то, что обозначает тот или иной предмет. Слово – это то, что, соединяясь с другими словами, может быть свежим и шершавым, гладким и звенящим, мокрым и вязким и т. д. Слово – это то, что может воздействовать на читателя своей формой, содержащейся в нем энергией звуков, а не только своим содержанием, тем, что оно обозначает.
VI. Домашнее задание.
Выразительное чтение рассказа Ю. Коваля «Соловьи» (с. 55–57); нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду рассказа (по желанию учащихся).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лихобабенко Людмила Ивановна
→ Lqdasy 24.11.2013 0 11564 1045 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.