Таранова Светлана
Николаевна
МБОУ СОШ №8 г.
Белгорода
Учитель начальных
классов
Разработка урока
литературного чтения (2 класс)
Тема урока:
К.И. Чуковский «Путаница».
Цель урока:
создать условия для восприятия, осмысления
и первичного закрепления новых знаний
и способов деятельности.
Задачи урока:
Обучающие:
ознакомить детей с биографией и
творчеством К.И. Чуковского; повторить
знание малых жанров фольклора,
литературоведческой терминологии
(рифма).
Развивающие:
развивать образное и ассоциативное
мышление, память и внимание; продолжить
развитие умений работать с текстом;
работать над выразительностью, беглостью
чтения, умением передавать настроение
героев интонацией.
Воспитательные:
привитие любви к чтению, расширение
читательского кругозора.
Оборудование:
использование презентации «Произведения
К.И. Чуковского»,
карточки со
словами-рифмами, карточки с небылицами,
аудио запись сказок К.И. Чуковского
I.
Орг. момент.
Речевая разминка.
- На карточках дети
читают отрывок произведения, и определяют
к какому жанру оно относится.
II.
Изучение нового материала.
1. Постановка
цели урока.
- Вы догадались с
произведением какого жанра мы будем
работать на уроке? А теперь узнаем
автора, отгадайте его по отрывку его
произведения:
Лечит маленьких
детей,
Лечит птичек и
зверей,
Сквозь очки свои
глядит
Добрый доктор …
(Айболит)
Актуализация
знаний.
(Используется
презентация «Произведения К.И. Чуковского»)
Дома вы подготовили
индивидуальные задания о К.И. Чуковском
(слушаем сообщения детей).
-Что вы узнали из
жизни писателя? Каким он был человеком?
(Дети рассматривают портрет.)
III.
Знакомство с произведением. Первичное
чтение.
- Одна из любимейших
детских сказок – «Путаница». Рассмотрите
иллюстрации и попробуйте предположить
о чем пойдет речь в этом произведении.
- Сейчас мы послушаем
чтение «Путаницы» самим К.И. Чуковским
(аудио запись).
- Вы следите за
текстом, подчеркиваете простым карандашом
непонятные слова и выражения.
- Кому что не
понятно? У кого какие вопросы возникли?
Словарная работа.
Работа над
произведением.
- К какому жанру
мы отнесем путаницу? Докажите.
- Что случилось с
героями сказки? (Закапризничали, стали
говорить не своими голосами)
- Почему им надоело
говорить своими голосами? (Баловаться
хотели)
- Что говорил им
зайка? Зачитайте.
- К чему привела
шалость? Зачитайте.
- Ребята, можно ли
баловаться спичками?
К чему это может
привести?
- Расскажите, как
звери восприняли пожар? Испугались ли
они?
- Смогли бы звери
потушить пожар в море? Почему?
- Кто потушил море?
Прочитайте.
- Почему ей удалось
затушить?
- Как вы думаете,
какими словами можно закончить сказку?
- А какой рисунок
вы бы нарисовали к этому произведению?
Физкультминутка.
Сейчас давайте
посмотрим, как можно всем вместе
инсценировать стихотворение Корнея
Чуковского «Жил на свете человек». Я
буду читать это стихотворение, а вы
будете выполнять движения и разные
жесты.
Жил на свете человек
–
Скрюченные ножки,
И гулял он целый
век (дети маршируют на внешних сторонах
ступней)
По скрюченной
дорожке.
А за скрюченной
рекой,
В скрюченном
домишке
Жили летом и зимой
(приставляют руки к голове наподобие
ушей, одновременно делают движения
«хвостики»)
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
(вытягивают руки вверх, раскачиваясь)
Там гуляли без
забот
Скрюченные волки.
(делают руками движения, имитирующие
ходьбу лапами)
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
(показывают, как кошка умывается –
сначала одной лапой, потом другой)
Сидя у окошка.
IV
Вторичное восприятие.
- Найдите к
иллюстрациям слова из текста и зачитайте.
А сейчас давайте
станем на время актерами и каждый из
нас возьмет себе роль. Кто-то станет
читать за котенка, кто-то за утенка, …
Старайтесь передать характер героев.
(Чтение по
ролям до слов «Поросята, медвежата пуще
прежнего шалят, зайца слушать не хотят»)
- Давайте попробуем
придумать способ как избежать путаницы,
другое развитие событий (работа в
группах)
Творческое
задание. Игра «Рифма»
- Вспомните что
такое рифма? Придумайте двустишие со
словами-рифмами, которые вы получили
на листочках (работа в группах)
Корней Иванович Чуковский отличался
большим трудолюбием. «Всегда, — писал
он, где бы я ни был: в трамвае, в очереди
за хлебом, в приемной зубного врача, —
я, чтобы не тратилось попусту время,
сочинял загадки для детей».
Корней Иванович
Чуковский писал не только стихи и сказки
есть у него и загадки для детей. Попробуйте
их сейчас отгадать.
1.
Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную
из уха,
Как паутину, я
тяну. (иголка)
2.
Я лаю со всякой
собакой.
Я вою со всякой
совою,
И каждую песню
твою
Я вместе с тобою
пою.
Когда же вдали
пароход
Быком на реке
заревёт,
Я тоже реву: «У-у!»
(эхо)
3.
Растёт она вниз
головою,
Не летом растёт,
а зимою.
Но солнце её
припечёт-
Заплачет она и
умрёт. (сосулька)
4.
Ах, не трогайте
меня.
Обожгу и без огня!
(крапива)
5.
Мудрец в нём видел
мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела
овца,
И обезьяну обезьяна,
Но вот подвели к
нему Федю Баратова,
И Федя неряху
увидел лохматого. (зеркало)
6.
Лежу у вас под
ногами,
Топчите меня
сапогами,
А завтра во двор
унесите меня,
И бейте меня.
Колотите меня,
Чтоб дети могли
поваляться на мне,
Барахтаться и
кувыркаться на мне. (ковёр)
7.
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл
–
Прямо по морю
пошёл! (пароход)
8.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало
в нём.
И он разбился, и
оттуда
Живое выбежало
чудо, –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
(яйцо)
V.
Итоги урока.
-Что вы узнали о
К.И. Чуковском? Что больше всего
запомнилось?
-Какое у вас после
этого урока настроение?
-Можете ли вы его
выразить в стихотворных строках?
Домашнее задание.
Выучить отрывок
из произведения К.И. Чуковского «Путаница»