Урок литературного чтения, 3 класс, анализ произведения Л. Н. Толстого «Прыжок», "Планета знаний.














Открытый урок

литературного чтения

учителя начальной школы

Рыженковой Елены Владиленовны

МОУ «Гимназия» города Сертолово.

Программа «Планета Знаний».


Тема: Анализ произведения Л. Н. Толстого «Прыжок».


Учебник «Литературное чтение» 1 часть, с.114-117



















11 декабря 2009 год.


20 ноября 2013 г.

Главная цель: проанализировать рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок».

Задачи:


- развитие умения определять мотивы поведения героев произведения;

- объяснять внутреннее эмоциональное состояние литературных героев;

- совершенствование навыков чтения вслух и про себя;

- развитие устной речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие воображения и фантазии;

- обогащение представления ребенка об окружающем мире;

- развитие умений работы с книгой;

- обращение к читательскому опыту детей.









































На доске:
















- Что вы видите на доске? (рисунки, фамилии писателей)

- Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (распред. рисунки, вспомнить названия произведений и авторов)

(3 человека работают у доски)

















- Что общего у этих произв.? (о животных, все из раздела «О мужестве и любви»)

- Кто догадался, произведение какого писателя мы будем читать сегодня? (Л. Н. Т.)


На доске: портрет писателя.













- Кто видел портрет этого знаменитого русского писателя?

- Что можно сказать об этом человеке, посмотрев на его портрет? (старый, с бородой, по датам можно определить, что прожил 82 года)


Грозные нависшие брови, пронзительные глаза. На самом деле – добрейшей души человек, очень любил детей и много писал для них.


- Знаете ли вы еще что-нибудь о писателе?

- А Юля приготовила для вас небольшое сообщение о Толстом.



«Лев Николаевич Толстой родился и провел свое детство в имении Ясная поляна. Там он организовал школу для бедных крестьянских детей. Толстому очень хотелось, чтобы его ученики получили знания по многим предметам. Лев Николаевич Толстой сам написал для своих учеников «Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения». По этим учебным книгам обучались несколько поколений русских школьников. Обучались мамы и папы. Мы тоже с удовольствием читаем рассказы, басни, былины, сказки Льва Николаевича Толстого»



- Что узнали нового о писателе?

- Какие книги читали? (выставка книг)














Лев Николаевич Толстой пересказывал и обрабатывал тексты сказок, сам сочинял сказки, так как дети очень любят их.












А сегодня я вам еще принесла вот эту книгу, в ней есть то произведение, которое мы будем сегодня читать.
















- А как узнать название произведения, которое мы будем читать и на какой странице в учебнике? (работа с содержанием)

- Откройте нужную страницу.


- Прочитайте заголовок.

- Вопрос к тем, кто не читал произв.: что могло бы произойти в этом рассказе?

- Прочитайте, что написано под заголовком (быль).

Это называется подзаголовок.

- Как вы понимаете, что значит «быль»? (то, что было; рассказ о действительном происшествии)


Перед чтением автор нашего учебника что предлагает сделать? (словарн. разм.)

- Для чего мы будем это делать? (учимся произносить правильно сложные слова, объяснять значение непонятных слов)


- Если возникнут трудности, куда обратимся за помощью? (в словарь)


В учебнике:

перенести вещи перенести страх

перенести болезнь перенести обиду



- Что записано? (словосочет.)

1. Прочитайте словосочетания;

2. Что заметили? (во всех словосоч. употр. глагол «перенести»)

3. В каком значении употребляется этот глагол? (в прямом и переносном)

4. В каком словосочетании глагол употр. в прямом значении?

5. В переносном?








На доске: палуба

мачта

перекладина
















Перед чтением я бы хотела, чтобы вы посмотрели на эти картинки. Кто знает, что это?


Действие в этом рассказе будет происходить на парусном корабле. И вы встретите такие слова:

1. Прочитайте слова

2. Объясните значение слов (палуба – это покрытие, пол корабля)


Рассказ учителя.


Мачты возвышаются над палубой на 15-25 метров (высота 3-5этажного дома). На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок.

Путешествие на таких кораблях продолжается долго, так как скорость парусника была небольшой.

Об одном таком путешествии, случившемся давным-давно, и поведал нам Л.Н. Толсто в своем рассказе «Прыжок».


Сядьте поудобнее, кто-то будет следить за текстом, кто-то будет просто внимательно слушать.


Чтение учителем текста не до конца.


- Ребята, давайте прикроем книги. Кто читал – посидит и не будет подсказывать остальным. Предположим, что произойдет дальше? Как развернутся события?

- Хотите услышать, как все было на самом деле?


Чтение текста до конца.


- Могла ли эта история произойти на самом деле? (быль)

- Кто поведал нам эту историю?

- Все ли понятно вам было в этом рассказе?

- Какие чувства вы испытывали, когда я читала этот рассказ? (волнение, тревогу, переживание)

- Как менялось настроение в этом рассказе? Всегда ли мы испытывали тревогу?

- Что вы можете сказать о начале этой истории? Предвещало что-нибудь беду?

(1, 2 предложение)


Просмотрите глазками первый абзац.

- Найдите предложение, которое доказывает, что ничто не предвещало беды.

- Кто стал виновником неприятности? (обезьянка).

- Прочитайте, как вела себя обезьянка.

- Что означает фраза «еще больше расходилась»? (другими словами)


Просмотрите глазками текст далее.

- Как повела себя обезьянка дальше? Прочитайте вслух (сорвала шляпу…, полезла на мачту…)

- Какие чувства испытывает мальчик? (растерянность) Докажите словами из текста.

- А как ведут себя люди на корабле? (смеялись)


Прочитайте дальше о проделках обезьянки.

- Что чувствовал мальчик, когда вместе со всеми смотрел на ее проделки? Прочитайте, что написал об этом Толстой.

Обсудите между собой, почему мальчик полез на мачту. Шляпу ему было жалко? (обез. дразнила, злила его)

- Почему мальчик покраснел? (стало стыдно, обидно, задето самолюбие)

- Почему писатель написал «бросился» за обезьянкой на мачту, а не «подошел» к мачте и полез наверх?

- Он думает об опасности?


- Как ведет себя мальчик дальше? (закричал: «Так не уйдешь же ты от меня!»)

Представьте себя на месте мальчика, как бы вы прочитали это предложение?

- Миша, прочитай следующее предложение.

- «разобрал задор», как это? (азарт, горячность)

Мальчик уже не понимал, что делает, вошел в азарт.

- Чувствуете, как волнение нарастает? Прочитайте эту часть до конца.

- А какие чувства у вас появились сейчас? (страх за мальчика)

- Даша, прочитай следующий абзац.

- «очень раззадорился», это как?

- Как ведут себя люди? (сначала смеются, потом замерли)

Резкая смена настроения: от смеха, веселья, до ужаса и страха.
















1. Посмотрите на иллюстрацию из книги, как художник представил себе этот момент?

2. Что может произойти с мальчиком? (упасть и разбиться)


Найдите в следующем абзаце предложение, где автор объясняет, почему стало страшно за мальчика? («…стоило ему только оступиться, и он бы вдребезги разбился...»)

- А как теперь ведут себя люди? Прочитайте.

- Почему не бросаются на помощь? (ждут, что будет; боятся, что упадет)


Следующий абзац читает учитель.

- В какой момент мальчик опомнился?

- Почему зашатался?


Дальше в рассказе появляется новый герой. Кто он? (отец, капитан)

- Кто такой капитан на корабле? (самый главный на корабле)

- Каким должен быть капитан? (его все должны слушаться, смелым, решительным)

- Прочитайте, как автор описывает появление нового героя.

Прочитайте всю часть.

- Отец знал, что произошло? Зачем он вышел из каюты?

- Что сделал капитан, увидев сына на мачте?

- Он готов был застрелить сына? (единственный выход спасти)

- Было у него время подумать, как иначе спасти сына? (мальчик мог бы упасть на палубу и разбиться)

- Какая черта характера капитана проявилась в данный момент? (решительность)


Прочитайте, что произошло, когда мальчик прыгнул в воду.

- «40 секунд», почему они показались так долги?


Прочитайте последний абзац.

- Как Толстой рассказал о переживаниях отца?

- Почему он закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен? Найдите ответ в тексте.

- Почему он не хотел, чтобы все видели, как он плачет? (Капитан – мужчина, должен быть сильным).

- Почему же он заплакал? (от потрясения, счастья, что сын остался жив)




- Как называется рассказ, который мы с вами прочитали? Заголовок? Подзаголовок?

- Почему Толстой так назвал свой рассказ? (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок; этим поступком он преодолевает трусость, растерянность; прыжок спасает его от смерти)

- Как вы думаете, зачем Толстой рассказал нам эту историю? (Важные решения нужно принимать быстро. Надо думать над своими поступками. Проявлять храбрость)

- Что вы поняли, прочитав этот рассказ? (Страх преодолеть нелегко.)

- В какой раздел поместил автор нашей книги этот рассказ? («О мужестве и любви»)

- О каком мужестве и о какой любви рассказал писатель?


Посмотрите на доску. Какое задание можно сделать дома? (нарисовать рис. на нашу выставку)

- А чтобы нарисовать рис., что следует сделать перед этим? (перечитать внимательно рассказ)



Анализ урока.


1 Главная цель урока выполнена: проанализировать рассказ Л. Н. Т. «Прыжок»

Весь анализ направлен на то, как ведут себя герои, почему они так себя ведут.

Обсуждение, ответы на вопросы по ходу анализа.

2 Анализ произведения направлен на оценку внутреннего эмоционального состояния героя через его внешние проявления (покраснел, раззадорился, бросился).

Как резко изменялось состояние героев. Как Толстой заставлял нас постоянно в ходе чтения испытывать разные эмоции.

3 Чтобы проанализировать произведение, надо его прочитать.

Дети много читали вслух. Для совершенствования навыков чтения использовались разные виды чтения (просмотровое, выборочное, про себя). Когда я читала – многие ребята следили за чтением по тексту. Все ребята были включены в процесс чтения.

4 Устная речь.

Дети высказывали свою точку зрения, отвечали на вопросы, обсуждали проблему (работа в парах). Юля подготовила устное сообщение о писателе.

5 Словарный запас.

На каждом уроке проводится словарная разминка. На этом уроке дети объясняли значение словосочетаний, обращались к словарю «Устойчивых выражений» в конце учебника.

Разобрали слово «быль», «парусный корабль», «мачта», «палуба», «перекладина»; «задор», «аршин» - в ходе чтения (сноска в учебнике.

6 Развитие воображения и фантазии.

- работа с портретом Толстого;

- работа над заголовком;

- чтение не до конца (додумать);

- представить себя на месте мальчика.

7 Обогащение представлений об окр. мире.

Узнали что-то новое о писателе, о парусном корабле, о путешествиях.

8 Умения работы с книгой.

- выставка книг;

- поиск нового произведения по содержанию;

- работа со словарем.

9 Обращение к читательскому опыту.

- 1 задание – вспомнить прочитанные произведения из этого раздела, сгруппировать;

- вспомнить, какие произведения Толстого уже читали дети;

- вопрос о том, кто знает что-нибудь о парусном корабле, о мачте,…















Список использованной литературы:


  • Быль Л.Н.Толстого «Прыжок»

  • Комплект портретов писателей для начальной школы.

  • Методическое рекомендации «Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» Э.Э.Кац», Москва, «Астрель», 2006г.

  • http://puzkarapuz.org/ebooks/kbooks/page/1032/ - картинки


Полный текст материала Урок литературного чтения, 3 класс, анализ произведения Л. Н. Толстого «Прыжок», "Планета знаний. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыженкова Елена Владиленовна  Рыженкова_Елена
07.01.2014 0 14405 1560

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК