Технологическая карта урока литературного чтения "В.Одоевский "Мороз Иванович"
Технологическая карта урока
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки
Цели деятельности учителя |
Углубление знаний о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах. |
Тип урока |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Планируемые результаты |
Предметные Научатся: - сравнивать содержание народной и литературной сказки -сравнивать героев в сказке, давать им характеристику, используя текст сказки, иллюстрации, отрывки из фильмов; -устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения Получат возможность научиться: -определять жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»
|
Методы и формы обучения |
частично-поисковый, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, прием «Кольца Венна» индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы |
Дидактический материал к уроку, презентации |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения |
Деятельность учителя |
Деятель ность учащихся |
Формы взаимодействия |
УУД |
Промежуточный контроль |
1.Самоопределение к деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная готовность учащихся к усвоению учебного материала |
Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу (слайд 1) Звучит музыка «В гостях у сказки»
(слайд 2 или отрывки: эпизод 1 или эпизод 2) |
Слушают песню |
Фронтальная |
Личностные: -освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности |
|
2. Актуализация знаний
3.Постановка учебной задачи |
|
Формулирует задание -Одинаковая сказка представлена в этих эпизодах? Если узнали сказки, скажите их название. -Вы увидели отрывок фильма по народной сказке «Морозко» и отрывок озвученного диафильма по сказке «Мороз Иванович». -Какой отрывок вам было интереснее смотреть? Ребята, мы посмотрели не просто отрывок фильма, а фильм известного сценариста и режиссера А.Роу. (слайд 3) Вы уже заметили расхождения текста сказки и фильма? Можно назвать фильм авторским? Режиссер увидел сказку по-своему и решил показать это нам. Такой фильм называют художественным. Что же можем сказать о диафильме? Это просто литературное чтение сказки с иллюстрациями. Так что же В.Одоевский просто пересказал народную сказку «Морозко»? Попробуйте определить цель нашего урока.(слайд 4) Что мы можем сравнивать в народной и литературной сказке? (Прием «Снежинка», Приложение 1) Можно считать это планом нашего урока? Сегодня мы не просто узнаем новое, а отправимся в увлекательное путешествие по нашим сказкам. Вспомните, в этих сказках героини выполняли ряд заданий и были за это вознаграждены. Мы тоже будем выполнять задания и получим по заслугам. Ваша задача: собрать как можно больше бриллиантиков или пятаков. Итак, вперед к приключениям! |
Рассуждают, высказывают свои мысли
Определяют цель урока
|
Фронтальная
Фронтальная
|
Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; Познавательные: умение делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям
Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия для решения задачи Личностные: -освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности
|
Устные ответы
Устные ответы
|
4. Работа по теме урока |
В гостях у сказки (Приложение 4) |
Координирует деятельность детей Чтобы узнать, куда отправляется команда, в гости к какой сказке, соберем пазл (Приложение 2) (слайд 5) На доске размещены маршруты следования (Приложение 3) Возьмите свой. Обязательно нужно помечать прохождение этапа в таблице. Смотрите инструкцию. Оценивает с помощью сказочных предметов ( бриллиантиков, пятаков, серебряных слитков) |
Выполняют задания согласно маршрут ному листу. Определяют выступающего по этому этапу путешест вия |
Групповая |
Личностные: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Регулятивные: умение действовать по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, дидактический материал к уроку; оценивать свои достижения при выполнении заданий. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. Познавательные: осуществлять анализ информации |
Оценка в таблице |
|
Подведение итогов игрового путешествия |
Обобщает знания, полученные во время игры Охарактеризуйте главных героев сказки. Как героини попадают к Морозко и Морозу Ивановичу? Назовите волшебные предметы. Прочитайте по ролям отрывки из сказок с троекратным повтором. Назовите автора своей сказки. Чем закончились сказки? У какой сказки конец более добрый? (слайд 6) Итак, в сказках есть присказка, волшебные предметы, троекратный повтор, в конце добро побеждает зло, значит, это какая сказка?(слайд 7) - Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский? - Какую информацию несет эта сказка? (научную) - Давайте попробуем определить вид этой сказки. Сказка несет научную информацию и художественная, если объединить эти два слова, то получится: научно- художественная сказка. |
Рассказывают о результа- тах работы
|
Групповая, индивидуальная |
Личностные: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. |
Устные ответы. |
5. Итог урока и рефлексия деятельности |
|
Подводит итог урока В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским детям, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной. Проверяет усвоение материала Определи особенности сказки В.Одоевского (Приложение 5) Проверь себя (слайд 8) Домашнее задание: заполнить вторую часть таблицы.
|
Выполняют задание Осуществляют самопроверку |
Индивидуальная |
Познавательные: осуществлять анализ языкового материала по заданным критериям; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде Регулятивные: оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
Самооценка |
|
|
Удалось нам достичь цели урока? Определи свою роль в достижении цели (Приложение 6) Наполним ведро (слайд 9) Брильянтик – я активно путешествовал, даже выступал по какому-либо вопросу Пятак – я помогал своей команде, хотя не выступал Большой серебряный слиток – я просто наблюдал за тем, что делали другие
|
Оценивают свою деятельность на уроке |
Индивидуальная |
Регулятивные: оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
Устные ответы |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шеремет Татьяна Ивановна
→ Публикатор 26.06.2018 0 5174 614 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.