Слайд 1
Евгений Иванович Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Литературное чтение Автор презентации: Фокина Лидия Петровна, 1 класс учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области 2018
Фокина Лидия Петровна Литературное чтение 1 класс
Методические рекомендации к презентации
Евгений Иванович Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
2 СЛАЙД
Речевая разминка
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
3 СЛАЙД
Учитель:
Ребята, объясните смысл пословицы: Без терпенья нет ученья.
Учащиеся:
Для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение.
Учитель:
Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?
Учащиеся:
Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.
Учитель:
Нужно развивать в себе эти качества.
4 СЛАЙД
Учитель:
Отгадайте загадку:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?... Ворона
5 СЛАЙД
Рассказ учителя о вороне.
Ворона уже настолько примелькалась на городских улицах, что мы не обращаем на нее никакого внимания. Эти птицы, предпочитающие черно-серые одежды, по осени буквально оккупируют деревья городских парков и дворов, шумно переругиваясь друг с другом из-за удобных веток. Поближе к местам обитания человека они перебираются, когда источники лесной пищи оскудевают настолько, что уже не в состоянии прокормить полчища этих крикливых птиц.
Ворона – это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. Ее часто путают с галкой из-за схожести внешнего вида и с птицей под названием «ворон» из-за схожести названий. По внешнему виду ворону легко отличить от сородичей – тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами.
Характер у вороны дерзкий и нахальный. Когда эти птицы в поисках пропитания разоряют чужие гнезда, то не боятся никого, даже человека. Причем вороны прекрасно умеют оценить степень опасности – если в руках у человека палка, ворона и не подумает улетать. Но, завидев ружье, она моментально скроется из вида, и несколько дней не будет появляться в этих местах.
С наступлением весны вороньи стаи перебираются из города в лес, поближе к природе, где их ожидают заботы о будущем потомстве. Несмотря на свою скандальность и сварливость, вороны – хорошие семьянины и заботливые родители. Создав семейную пару, они не расстаются уже никогда. В период гнездования, как и многие другие птицы, вороны строят себе гнездо. Они используют для строительства ветки различного размера, землю и глину. А на окончательную «отделку» жилища идут трава, пух, перья и любой другой подходящий материал. Пока самка высиживает птенцов, самец обеспечивает ее кормом, а сам при этом охраняет гнездо от внешних врагов. В случае опасности он будет яростно защищать гнездо от любого агрессора, даже превосходящего его силой и размерами.
После того, как птенцы вырастут и окрепнут, они, согласно птичьим законам, оставляют своих родителей и присоединяются к многочисленным вороньим стаям. В составе этих стай они все лето будут беззаботно добывать себе пропитание в лесу, а осенью переберутся поближе к городским строениям, чтобы вместе с людьми переждать суровые зимние времена.
6 СЛАЙД
Учитель:
Прочитайте скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.
Учитель:
Что значит проворонила?
Учащиеся:
Не усмотрела, потеряла.
Учитель:
Как каркает ворона?
Я не случайно рассказала вам о вороне. Есть такой очень интересный рассказ, в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р].
7 СЛАЙД
Учитель:
Как вы думаете кто это?
Учащиеся:
Писатель, он писал для детей, возможно, он написал этот рассказ.
Учитель:
Евгений Иванович Чарушин.
8 СЛАЙД
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
9 СЛАЙД
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
10 СЛАЙД
Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов, сад стал похож на джунгли.
11 СЛАЙД
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов.
И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
-Кто знает кого называют художником- анималистом?
Ответы учащихся
12 СЛАЙД
Анималист – этохудожник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер.
13 СЛАЙД
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И в печати появляются его рассказы.
- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Чтение рассказа учителем
Проверка первичного восприятия.
Учитель:
С кем произошла история?
Как звали мальчика?
Что он не умел делать?
Ответы учащихся
Учитель:
Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?
Учащиеся:
Нам было жалко Женю, когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук [р].
14-15 СЛАЙДЫ
Подготовка к чтению. Дети читают трудные слова.
не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать
не-вы-со-кий по-лу-ча-ет-ся
при-ле-те-ла рас-ка-ты-ва-ет-ся
по-лу-чи-лось об-ра-до-вал-ся
по-смот-ре-ла то-ро-пит-ся
на-кло-ни-ла ра-ду-ет-ся
при-щёлк-ну-ла вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
Чтение рассказа детьми цепочкой (экран затемнить)
Учитель:
Как по- другому можно озаглавить этот рассказ?
Учащиеся:
Трудная буква. Обида. Упорный Женя.
Включить проектор.
16 СЛАЙД
Учитель:
Выберите пословицы, которые больше всего подходят к прочитанному рассказу:
Терпение и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Кто любит трудиться, тому дома не сидится.
Кто не работает, тот не ест.
Корень учения горек, да плод сладок.
Учитель:
Какие черты характера мальчика вы бы могли назвать?
Учащиеся:
Упорство, настойчивость, лень.
Деление текста на части.
Учитель:
Мы прочитаем рассказ ещё раз и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки.
Чтение 1 части от слов «Мальчик Женя не умел говорить …» до слов «Все ребята во дворе над ним смеялись».
Попробуйте к первой части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?
Учащиеся:
На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается.
17 СЛАЙД
Учитель:
Как вы думаете, как можно озаглавить эту часть?
Учащиеся:
Женя не умел говорить [Р].
Чтение второго отрывка от слов «Вот однажды..» до слов «Лежит он на крыше и тихонько плачет».
Учитель:
Какая картинка появилась у вас?
Учащиеся:
Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет.
18 СЛАЙД
Учитель:
Как можно озаглавить?
Учащиеся:
Женя обиделся на друзей.
Учитель:
Подумайте, о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.
19 СЛАЙД
Учащиеся:
Как Женя учится у вороны говорить звук Р.
Чтение третьей части от слов «Вдруг на забор…» до слов «Так хорошо, словно куча камней…»
Учитель:
Озаглавьте третью часть.
Учащиеся:
Женя научился говорить звук [р].
Учитель:
Читаем последнюю заключительную часть.
Нарисуйте словесную картинку.
Учащиеся:
Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости.
20 СЛАЙД
Учитель:
Как озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста.
Учащиеся:
Я «рры» научился говорить!
Учитель:
Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.
Какой вывод можете сделать по уроку?
Учащиеся:
В жизни человеку приходится и выигрывать и проигрывать.
Но важно, чтобы он не терял надежду и веру в собственные силы, в дальнейшую победу.
21 СЛАЙД
Теряйте на дороге
Мешки и утюги,
Когда устанут ноги,
Теряйте башмаки.
Теряйте и роняйте,
Не велика беда.
Но только не теряйте
Надежды никогда.
Информационные источники
Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте:
1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект»)
Загадка http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-voronu.html
Информация о вороне http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/pro_voronu_detyam/
Автор: Фокина Лидия Петровна
→ Linda1190 11.07.2018 0 5388 648 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы